реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

реферат
p align="left">Одежда может иметь следы “металлизации”, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и имеют большое доказательственное значение.

Не меньшее значение имеют и следы пыли. Предположение об их нахождении на одежде потерпевшего можно сделать при осмотре транспортного средства, так как его детали, соприкасаясь с одеждой, очищаются от пыли.

Осмотр одежды имеет своей целью не только отыскание следов, но и установление личности погибшего. В карманах одежды могут находиться личные документы, письма с адресами, записки, рецепты лечебных учреждений и др. При отсутствии документов необходимо тщательно осматривать одежду для выявления личных меток и других признаков, изучая которые можно установить личность погибшего.

Осмотр одежды начинается с передней части (сверху вниз), а затем в такой же последовательности со спины. При этом фиксируется тип ткани, цвет, данные, характеризующие сходство или контраст цвета одежды и проезжей части. Последнее особенно важно для установления обстоятельств, связанных с наездами в условиях недостаточной видимости.

Предметы осмотренной одежды снимают с трупа и при наличии следов, легко подверженных изменению, фиксируют с помощью листов фанеры, плотного картона и т. п. Одежду нельзя помещать в полиэтиленовые пакеты, так как отсутствие воздуха способствуем ее гниению и утрате следов. Влажная или окровавленная одежда просушивается при комнатной температуре.

Осмотру подвергается также обувь потерпевшего, которая сохраняет следы взаимодействия с дорожным покрытием. Изучение этих следов необходимо для познания механизма наезда. На обуви потерпевшего обычно образуются следы в виде разрывов и царапин. Так, при наезде колесом на стопу происходит смятие головки обуви и грубые разрывы. Деформация обуви происходит в направлении движения транспортного средства. Характерные следы также образуются на ее подошве в виде параллельных прямолинейных или дугообразных царапин. Изучение этих следов позволяет определить характер движения потерпевшего (стоял, двигался бегом или шагом), а также направление движения транспортного средства в момент наезда.

Большое криминалистическое значение имеют следы, возникшие на предметах, находившихся у потерпевшего: сумке, портфеле, чемодане и т. п. Они образуются в результате контакта этих предметов с частями транспортного средства и имеют характер поверхностного повреждения или разрушения. В свою очередь эти предметы оставляют на транспортном средстве следы наслоений, вмятины или царапины.

Криминалистическое значение следов, образовавшихся в результате взаимодействия находившихся у потерпевшего предметов с транспортным средством, состоит в том, что с их помощью можно установить факт наезда на человека, определить, какой частью его нанесен удар, положение потерпевшего в момент наезда, а также объяснить характер и механизм телесных повреждений.

Зимой автомобиль марки ГАЗ-51 наехал на женщину. Водитель на месте происшествия показал, что удар нанесен левым передним крылом. Изучая обнаруженные следы на автомобиле, следователь обратил внимание на примерзшие к правой части переднего бампера частицы яичной скорлупы и желтка. Бумажный пакет с разбитыми яйцами лежал на проезжей части дороги. Исходя из установленных сведений о том, что потерпевшая несла пакет с продуктами, и из обнаруженных на автомобиле следов, было определено точное место столкновения с автомобилем.

Составной частью осмотра места происшествия является исследование транспортного средства, которое позволяет получить информацию о механизме дорожно-транспортного происшествия. Указанный осмотр подразделяется на общий и детальный.

При общем осмотре на месте происшествия устанавливаются: государственный номер, марка, модель, цвет, а также количество пассажиров, характер груза, его размещение, вес и способ крепления.

Особое внимание обращают на расположение транспортного средства по отношению к следам торможения. Когда автомобиль находится на месте окончания следов торможения, то следователь ограничивается проведенными ранее измерениями. Если автомобиль остановился на некотором расстоянии за следами торможения, то дополнительно измеряется расстояние от места окончания следов торможения до задней оси автомобиля, так как при определении скорости автомобиля необходимо знать не только расстояние, которое он преодолел в заторможенном состоянии, но и расстояние после прекращения торможения до его остановки. Возможно, что следы торможения и не отобразятся, тогда положение транспортного средства позволит предположить, как оно располагается на проезжей части во время движения перед происшествием, определить величину пути потерпевшего до места наезда или столкновения, а также другие обстоятельства.

При детальном осмотре осуществляется обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств и определяется техническое состояние транспортного средства. Приступая к детальному осмотру, следователь в зависимости от характера происшествия должен предвидеть, образование каких следов возможно на отдельных деталях.

Следы на транспортном средстве делятся на две группы:

-- не повлекшие повреждения транспортного средства (следы отслоения и наслоения);

-- повлекшие повреждения частей транспортного средства (вмятины, разбитые стекла, царапины, изломы деталей и т. п.).

В процессе движения транспорта наружная часть кузова машины покрывается тонким слоем пыли и грязи. Причем, пыль незаметна, особенно, если окраска светлая. Во время соприкосновения с одеждой потерпевшего этот слой нарушается. Участки, на которых наслоения нарушены, имеют более яркий вид по сравнению с остальной поверхностью автомобиля. Иногда такие следы указывают, в какую часть тела потерпевшего был нанесен удар.

Так, в ночное время на неосвещенном участке Московской кольцевой автомобильной дороги такси был сбит мужчина, скончавшийся на месте происшествия. Водитель утверждал, что потерпевший на близком расстоянии неожиданно выбежал на путь следования машины и в связи с этим невозможно было предотвратить наезд. При осмотре автомобиля на переднем бампере были обнаружены два следа отслоения пыли овальной формы, находившиеся друг от друга на расстоянии 9 см. С учетом их формы и расположения, следователь выдвинул версию, что эти следы оставлены голенями потерпевшего. Характер следов указывал, что потерпевший в момент наезда стоял или двигался вдоль дороги. Дальнейшее расследование подтвердило версию о движении потерпевшего в попутном автомобилю направлении.

В сухую погоду на поверхности транспортного средства в месте расположения следов отслоения пыли можно обнаружить прилипшие ворсинки ткани одежды потерпевшего, следы красителя сумки,портфеля и др.

На выступающих деталях транспортного средства часто остаются обрывки нитей ткани одежды потерпевшего. Обычно их можно обнаружить на боковых частях машины. По обрывкам ниток можно определить направление движения транспортного средства. Нитки обхватывают ту часть выступающей поверхности детали, которая обращена в направлении движения транспортного средства. Свободный конец нитки всегда обращен в сторону, противоположную его движению.

Дорожно-транспортные происшествия почти всех видов сопровождаются повреждениями транспортных средств.

Для наездов характерными являются повреждения деталей кузова в виде вмятин (с прогибом металла) овальной формы без повреждения слоя краски на дне вмятины. Размеры их различны и зависят от модели транспортного средства, скорости и других факторов. Деформация металла происходит вдоль линии столкновения в направлении к поперечной оси машины.

При скользящем ударе, типичном для наезда боковой частью транспортного средства, характерны следы отслоения (реже наслоения), имеющие большие размеры и вид широких, расположенных параллельно дороге полос.

На грузовых автомобилях повреждения от столкновения с телом человека бывают менее значительными и нередко слабо выраженными.

На месте происшествия следователю важно тактически правильно определить последовательность осмотра транспортного средства, а также предотвратить уничтожение следов и возможность появления новых от случайного прикосновения к частям транспорта. Сначала осматривается передняя часть, затем--правая боковая, а затем--задняя и левая боковые части, а после-- крыша и низ.

Передняя часть осматривается снизу вверх, начиная с наиболее выступающих элементов. Боковые части изучаются от передней к задней части. Осмотр задней части производится также, как и передней. Крыша и нижняя часть кузова осматриваются спереди назад. С целью обеспечения эффективности осмотра транспортное средство целесообразно разделить на несколько участков:

-- передняя часть (передний бампер, облицовка радиатора, подфарники, фары, передняя часть крыльев, капот, лобовое стекло, передние стойки кузова, передняя часть кузова);

-- передняя боковая сторона (переднее крыло, переднее колесо, зеркало бокового вида, кронштейн, антенны радиоприемника, передняя дверь, средняя стойка кузова, задняя дверь, задняя стойка кузова, заднее крыло, заднее колесо);

-- левая боковая сторона (осматривается как правая боковая сторона);

-- задняя часть (задний бампер, габаритные фонари, крышка багажника, заднее стекло);

-- крыша кузова;

-- нижняя часть.

После осмотра следов переходят к исследованию технического состояния транспортного средства. Исследованию подвергаются различные системы управления. Сначала осуществляется проверка систем в состоянии покоя, а затем в движении.

Система рулевого управления является одним из важнейших узлов транспортного средства. Поэтому к ней предъявляются жесткие требования. Указанная система должна быть надежной и обеспечивать управление транспортным средством при минимальных усилиях.

Систему рулевого управления, с целью планомерного ее исследования, условно можно разделить на три части: рулевое колесо, рулевая колонка и связанные с ней узлы, шарнирные соединения.

Свидетельством неисправности являются увеличенные люфты в соединениях рулевой системы, ослабление креплений или рассоединение отдельных элементов, наличие на них трещин или следов остаточной деформации, нарушение герметичности усилительных устройств. Одни неисправности (например, деформация рулевых тяг) выявляются при визуальном осмотре, другие могут быть обнаружены лишь специальными исследованиями специалистов.

При увеличении угла поворота рулевого колеса не должно ощущаться стуков, заеданий. Колеса автомобиля должны поворачиваться до ограничителей поворота. Рулевое колесо не должно иметь обломов пластмассового покрытия. Не допускается применение рулевого колеса, не предусмотренного для данной модели транспортного средства. Если на рулевое колесо надеть чехол, то наибольшая толщина обода вместе с ним не должна превышать 40 мм, так как увеличение этого предела затрудняет управление транспортным средством. Чехол должен быть надежно зафиксирован и не проскальзывать по ободу рулевого колеса. Надежность крепления его проверяют в нескольких удаленных от спиц местах, проворачивая колесо одной рукой. Рулевая колонка не должна иметь изгибов, вмятин. Надежность крепления колонки проверяется перемещением ее за рулевое колесо в продольном и поперечных направлениях.

Осмотр тормозной системы следует начинать с установления уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра для автомобилей с гидравлической тормозной системой. Жидкость не должна опускаться ниже отметки минимально допустимого уровня. Если уровень жидкости опустился ниже этого предела или она отсутствует в бачке, то прежде, чем продолжать исследование тормозной системы, нужно выяснить у водителя причину пониженного уровня жидкости. В случае отказа тормозной системы (разрыв тормозного шланга, разгерметизация трубопроводов и рабочих цилиндров) на транспортном средстве или на проезжей части дороги должны быть следы этой жидкости.

В пневматической тормозной системе проверяется герметичность соединений, исправность компрессора и манометра, показывающего величину давления воздуха.

На данном этапе детальному осмотру подвергаются также колеса транспортного средства. Не допускается эксплуатация колес с дисками, имеющими трещины, деформацию, а также кустарно изготовленными или непрочно зафиксированными запорными кольцами. При осмотре шин обращают внимание на их тип (диагональные, радиальные), рисунок протектора и его состояние. Не допускается установка на одной оси шин различных типов, а также с различными рисунками протектора. Если транспортное средство имеет восстановленные покрышки, то на передней оси легкового автомобиля (автобуса) не должно быть покрышек, восстановленных по второй группе ремонта. На переднюю ось междугородного автобуса запрещена установка восстановленных шин, а на заднюю-- по второй группе ремонта.

Кроме того, шины по размерам и допустимой нагрузке должны соответствовать данной модели транспортного средства. Не допускается эксплуатация шин, если остаточная высота рисунка протектора составляет менее 1,6 мм для легкового автомобиля, 1,00 мм--грузового автомобиля, 2 мм--автобуса и 0,8 мм--мотоцикла. Установление высоты протектора осуществляется любым измерительным инструментом, имеющим класс точности не менее ±0,1 мм.

Шины не должны иметь сквозных порезов, повреждений, вызывающих обнажение нитей корда, расслоение каркаса, отслоения протектора от боковины. Обращается внимание на наличие различных потертостей шин (на беговой дорожке, боковинах) и измеряется манометром давления в каждой шине.

При дальнейшем осмотре транспортного средства определяется работоспособность других рычагов и систем. Так, осматриваются положение рычагов переключения передач, указатели поворота, светосигнальные устройства, стеклоочистители.

Вывод об исправности отдельных систем и механизмов автомобиля можно сделать только на основании результатов изучения его систем в состоянии покоя и движения. Но прежде чем перейти к следующему этапу детального осмотра транспортного средства-- проверке работы отдельных систем в движении, необходимо убедиться, что на полу кабины, где расположены рычаги управления, отсутствуют посторонние предметы, которые могли затруднить управление автомобилем и явились одной из причин происшествия.

Например, водитель опрокинувшегося на повороте дороги автомобиля ЗИЛ-130 пояснил, что на спуске перед поворотом он пытался снизить скорость торможения, но педаль тормоза заклинило. При осмотре на полу кабины были обнаружены несколько пробок от ванн. При движении под уклон одна из пробок переместилась под педаль тормоза, вследствие чего у водителя создалось впечатление отказа работы тормозной системы. После извлечения пробки педаль рабочего тормоза свободно перемещалась.

Если в находящемся в состоянии покоя транспортном средстве обнаружены неисправности рулевого управления или тормозной системы, то проверка его в движении не производится.

Результаты анализа обнаруженных на транспортном средстве следов и вещественных доказательств, его технического состояния, а также данные изучения обстановки места происшествия являются основой для последующего расследования (проведение допросов, следственных экспериментов и других следственных действий).

Таким образом, изучение отдельных объектов и всей обстановки места происшествия позволяет выявить возможную взаимосвязь между ними с тем, чтобы вместе с другими обстоятельствами дела установить механизм происшествия во всех деталях.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.