реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

реферат
p align="left">6) характер последствий дорожно-транспортного происшествия (повреждение транспортных средств, предметов окружающей обстановки, наличие пострадавших);

7) направление движения транспортных средств;

8) наличие следов торможения и их особенности (форма, длина);

9) координаты места столкновения транспортных средств, наезда транспортного средства на пешехода и т. д.;

10) расстояние до места наезда, которое преодолел пешеход от тротуара или другого ориентира;

11) средства регулирования движения (наличие, характер, исправность средств регулирования, их расположение и др.).

Лицо, выезжающее на место дорожно-транспортного происшествия, должно хорошо знать типичные следы ДТП, их особенности и уметь разбираться в механизме их образования. Только тогда можно обеспечить качественное исследование места происшествия. В противном случае любые, даже самые совершенные, тактические рекомендации теряют практический смысл. Например, если сотрудник органов внутренних дел (милиционер, участковый инспектор милиции, инспектор ДПС) не знает особенности следов дорожно-транспортного происшествия, то, естественно, он не сможет обеспечить их сохранность до прибытия следственно-оперативной группы. Поэтому знание круга типичных объектов осмотра места дорожно-транспортного происшествия повышает результативность его осмотра. К таким объектам следует отнести: участок местности, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие; обстановку места происшествия; труп; транспортное средство; следы происшествия; следы действий по сокрытию происшествия.

Выяснению обстановки места происшествия во многом способствует изучение участка проезжей части, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие. Поэтому при его осмотре необходимо установить комплекс сведений, характеризующих проезжую часть. К их числу следует отнести:

1) тип покрытия (асфальт, бетон, асфальтобетон, щебенка, грунт и т. д.);

2) продольный профиль дороги (горизонтальный, подъем, спуск) и поперечный профиль дороги (уклон в сторону тротуара, обочины). Уклон дороги измеряется при помощи специальных приборов: теодолита, эклиметра ни велика;

3) ширину проезжей части, которая определяется расстоянием между тротуарами или обочинами. Если проезжая часть засыпана снегом, то измеряется ширина той части, по которой осуществляется движение. При наличии разделительной линии измеряется ширина каждой полосы.

Если происшествие произошло вблизи перекрестка или пешеходного перехода, измеряется положение линий поперечной разметки относительно избранного для этого ориентира. Кроме того, определяется состояние разметки. Все дефекты разметки (отслоившаяся, стертая краска и т. д.) подлежат тщательному изучению и фиксации.

Атмосферные условия оказывают существенное влияние не только на безопасное движение транспортных средств, но и на процесс формирования некоторых следов, сохранения их в течение определенного времени. Атмосферные условия влияют на видимость, обзорность, состояние дорожного покрытия и др. Так, дождь значительно ухудшает обзорность. Попадая на стекло, капли воды и грязи образуют полупрозрачную пленку, которая затрудняет водителю наблюдение за дорогой. Следовательно, оно может осуществляться только через сектора, которые образуются от передвижения стеклоочистителей. Сведения об этом позволяют установить важные для расследования факты. Нередко сильный ветер вынуждает переходящего дорогу человека повернуть голову так, чтобы ветер не попадал в лицо. И тогда половина дороги (в зависимости от направления ветра) оказывается вне поля зрения пешехода. Это может являться одним из обстоятельств, обусловливающих возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Важное значение при осмотре ДТП имеет температура воздуха. Вследствие ее колебания происходит изменение состояния проезжей части дороги к моменту осмотра. Поэтому при осмотре необходимо учитывать характер осадков, направление ветра по отношению к расположению улицы, температуру воздуха, состояние проезжей части дороги. Оно оказывает непосредственное влияние не только на процесс образования следов, но и на возникновение ДТП. Состояние покрытия определяется величиной сцепных качеств дороги и колеса автомобиля, которое может существенным образом отличаться как от времени года, так и от ряда обстоятельств (качество материала покрытия дороги, атмосферные условия, различные наслоения). Характеристика дорожного покрытия определяется с помощью специальных устройств: портативных приборов, динамометрических тележек.

При осмотре проезжей части выявляются также ее дефекты (неровности, повреждения), имеющиеся не только в месте нахождения следов торможения, но и на некотором расстоянии от их начала. Сведения о них нередко позволяют объяснить характер действий водителя перед происшествием и обстоятельства его совершения.

На проезжей части могут быть различные наслоения, которые влияют на процесс торможения. Так, наслоения грязи во время дождя делают дорогу скользкой. В этом случае при осмотре необходимо установить протяженность участка загрязненной дороги, характер наслоения (песок, глина), размещения на нем следов торможения.

Заснеженные или обледенелые участки дороги зимой чередуются с чистыми участками от снега и льда. Если следы торможения проходят по таким участкам;, то они измеряются относительно расположения каждого такого участка.

Следы образуются непосредственно на местности (дороге, окружающей обстановке) и на различных объектах транспортном средстве, потерпевшем и его одежде и др.). Значительная часть следов располагается на дороге. Это могут быть следы, характеризующие движение транспортного средства и потерпевшего и свидетельствующие о месте наезда или столкновения.

Образование следов транспортного средства определяют рядом факторов. Так, при движении по твердому или мягкому покрытию дороги образуются соответственно поверхностные или объемные следы.

Первый вид следов подразделяется на два подвида: следы наслоения и следы отслоения. Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Следы отслоения образуются протектором вращающего колеса на поверхности проезжей части дороги.

Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дороге и т. д.). Протектор шины продавливает мягкий слой проезжей части дороги, оставляя отображение, в котором каждому выступу соответствует углубление колеса, а каждому углублению--его возвышение. Поверхностные и объемные следы передают особенности шины с большей точностью, что в некоторых случаях позволяет идентифицировать конкретную шину. Для отыскания таких особенностей требуется тщательное изучение следов всех четырех колес. Следует отметить, что в современном автомобиле следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.

Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

Криминалистическая ценность следов движения заключается в том, что их изучение позволяет установить тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, трактор), идентифицировать шину, имеющую характерные особенности--повреждения, износ, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т. п. Такие следы имеют большое значение, например, для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. При движении автомобиля по грязи, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Они возникают от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа. Но возможен и другой механизм образования следов. При небольших отрицательных температурах движущееся по рыхлому снегу колесо спрессовывает его в виде пластин, которые под действием вращения смещаются, налагаясь друг на друга в сторону, обратную движению транспортного средства, вследствие чего на дне следа также образуются зубцы, пологие стороны которых обращены в направлении движения транспорта.

Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. На вертикальной стенке глубокой колен боковые части шины оставляют дугообразные следы, которые незавершенной частью дуги обращены в направлении движения транспортного средства. Нередко вращающаяся шина грузового автомобиля боковой частью соприкасается с бордюрным камнем дороги и грунтозацепами оставляет следы в виде расположенных под острым углом друг к другу двух полос неодинаковой длины, острие которых направлено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т. д.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов анализа дорожно-транспортного происшествия. По следам торможения определяются: направление движения и скорость транспортного средства, остановочный пункт, место наезда (столкновения), механизм сближения транспортных средств, путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства.

Следы торможения могут характеризовать автомобиль его технические данные, а также действия водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением. Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от движения по прямой линии объясняется неравномерным торможением левых и правых колес или наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона. Следы могут указывать и на некоторые неисправности тормозной системы.

Следы, образующиеся при наезде на пешеходов. На проезжей части “роме следов колее, могут быть и другие следы: кровь, осколки, стекла, грязь и частицы отслоившейся от нижних частей автомобиля краски, следы волочения потерпевшего и т. д. Сложность обнаружения следов и большое доказательственное значение требуют тщательного их исследования на месте происшествия.

Образование следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется в одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место оконечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте конечной остановки тела после перемещения. Во втором случае, в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови, образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания. С учетом формы, размеров и взаимного расположения следов крови решается вопрос, в каком положении (стоя, сидя, лежа) находился потерпевший в момент наезда, разоблачаются инсценировки дорожно-транспортных происшествий.

На месте происшествия могут быть обнаружены осколки разбитых от автомобиля стекол, рассеивателей фар, подфарников, лампочек.

При расследовании наездов важное значение имеет изучение осколков стекла разбитого рассеивателя фары. Анализ осколков стекла следует рассматривать в двух аспектах--в зависимости от того, произошел ли наезд в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары сначала вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека они выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим осколкам стекла можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения, а также ряд поисковых задач в случае сокрытия водителя с места происшествия.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких из них остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных остается на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.