p align="left">Очевидно, что не выполнили при этом свои обязанности по обеспечению соблюдения экологического права граждан Правительство Москвы, органы экологического контроля, государственного санитарного надзора, прокуратуры. Говоря же в целом об экологических правах граждан, следует отметить, что их практическая реализация оказывается проблематичной по ряду причин. Удовлетворение этих прав и интересов граждан осложнено кризисным состоянием экономики, невозможностью, с одной стороны, обеспечить выделение достаточных финансовых и материальных средств на охрану окружающей среды, а с другой - по экономическим соображениям закрыть экологически вредные предприятия или хотя бы ограничить их деятельность. Дополнительной серьезной причиной является низкий уровень знаний экологического законодательства, правовой культуры граждан. В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее законодательство отводит существенную роль судам. Однако они практически пока мало активны и мало эффективны в данной сфере. 7. Право природопользованияСистема норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. Природоресурсное законодательство предусматривает общее и специальное пользование землей, недрами, водами и лесами. Общее природопользование характеризуется тем, что оно является общедоступным. Оно не требует особого разрешения в каждом конкретном случае со стороны компетентных государственных органов, а также тех лиц (предприятий и учреждений), за которыми природные объекты закреплены в пользование. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных правовых актов. В ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Наиболее полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в водном и лесном законодательстве. Так, в соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. граждане имеют право свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, ягоды и т.п. В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников - в связи с установленным в них специальным порядком пользования. Порядок осуществления общего водопользования определен в ст. 88 Водного кодекса РФ. Так, на общее водопользование разрешение не требуется. Такое водопользование осуществляется в целях купания, катания на лодках, забора воды для питьевых и бытовых нужд и т.д. Право специального природопользования связано с потребностью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий. Оно основано в России на принципах целевого характера пользования, устойчивости права пользования, платности природопользования. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно указывается в разрешениях на право пользования (в решении о предоставлении земельного участка, в лицензии на право пользования недрами, в разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете). Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит одним из юридических оснований для аннулирования лицензии. Принцип устойчивости права природопользования заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование ими, либо на длительный срок от 20 до 50 лет. Право пользования названными ресурсами может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Закрепление в законодательстве и реализация принципа устойчивости права природопользования направлены на создание необходимых условий для осуществления природопользователем его деятельности, а также гарантий его интересов, связанных с природопользованием. Специальное природопользование осуществляется за плату. Взимание платы регулируется как Законом "Об охране окружающей среды", так и специальными природоресурсными актами. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее. · Плата за природные ресурсы (за землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные ресурсы) взимается: o за право пользования природными ресурсами в пределах лимитов; o за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; o на воспроизводство и охрану природных ресурсов. · Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается: o за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; o за те же действия, но сверх установленных лимитов. Для осуществления специального природопользования требуется выделение определенных частей природных объектов и закрепление их в обособленное пользование юридических и физических лиц. Право пользования в этих случаях возникает на основании специально выдаваемых разрешений в соответствии с процедурой (предоставления земельного участка, горного отвода, получения лесорубочного или лесного билета и т.д.), определенной в основном в рамках природоресурсного законодательства. В природоресурсном законодательстве закрепляются права и обязанности пользователей природными ресурсами. Эти права и обязанности имеют как общие, так и специфические черты, определяемые с учетом специфики того или иного природного объекта. Так, к общим правам относится использование природных ресурсов для любой формы предпринимательской или иной деятельности в соответствии с целями, предусмотренными в лицензии, если природопользование осуществляется на лицензионной основе. К общим обязанностям природопользователей относятся соблюдение требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды; соблюдение требований технических проектов, планов и иных документов (если природопользование связано с их реализацией); предоставление разного рода информации в государственные органы, которая требуется в соответствии с законодательством, и др. Лесопользователи, в частности, имеют право осуществлять пользование лесами в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах. Обязанности лесопользователей включают: ведение работ способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесами на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов; соблюдение правил пожарной безопасности; очистку лесосек от порубочных остатков; осуществление лесовосстановительных мероприятий на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах и др. Нарушение или невыполнение этих обязанностей влечет соответствующие неблагоприятные последствия для природопользователей. Они могут быть лишены лицензии, привлечены к административной или уголовной ответственности. 8. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей средыГосударственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации. · В частности, в соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: o обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ; o разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; o разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ; o объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ; o координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия; o установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; o установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федеральный государственный экологический контроль); o установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; o обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ; o установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; o подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; o установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; o установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; o организация и проведение государственной экологической экспертизы; o взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды; o установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление; o предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; o организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры; o обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды; o образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ; o ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду; o ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости; o экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; o экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов; o установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление; o осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды; o осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ полномочий. · К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той же сфере ст. 6 указанного Закона отнесены: o определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ; o участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ; o реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; o разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ, контроль за их исполнением;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|