p align="left">Последовательная реализация программ информатизации органов самоуправления на федеральном и республиканском уровнях поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры. Рассмотрим информационные потоки и ресурсы г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники. В районных администрациях - базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д. В департаментах и муниципальных учреждениях: - Во всех - «Реестр муниципальных служащих»; - Департамент организационно-правовой работы - «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода»; - Департамент экономики, промышленности и планирования - «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н. Новгорода», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям» [19 c. 25]; - Департамент здравоохранения - «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика»; - Департамент по социальной защите населения - «Социальный паспорт г.Н. Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий»; - Управление архитектуры и градостроительства - «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н. Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны»; - Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами - «Объекты недвижимости». Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях органов местного самоуправления [19, c. 42]. Таким образом, используемые в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики, Налоговая инспекция, Управление внутренних дел в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях. Изучив состояние информационного обеспечения в республике Башкортостан мы пришли к выводу, что процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных компьютерных технологий или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ. Позитивный опыт накоплен и в других регионах России. 2.2 Информационное обеспечение Управления социальной защиты г. Нижнекамска и Нижнекамского района Территориальный орган Министерства социальной защиты Республики Татарстан - управление социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе действует на основании Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 г. №319 «Вопросы Министерства социальной защиты Республики Татарстан», от 3 апреля 2006 г. №144 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства социальной защиты Республики Татарстан» (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2006 г. №193) с целью реализации компетенции Министерства социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство) на территории Нижнекамского муниципального района [20, c. 1]. Управление социальной защиты в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, Положением, приказами и распоряжениями Министерства, договором между Министерством и органом местного самоуправления в Нижнекамском муниципальном районе по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, соглашениями между Министерством и территориальными структурами федеральных министерств и ведомств [20, c. 6]. В пределах компетенции Министерства по вопросам своего ведения, определенным Положением, управление социальной защиты обеспечивает реализацию функций государственного управления в области социальной защиты населения Нижнекамского муниципального района, осуществляет в пределах своей компетенции организационное, методическое руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству учреждений, находящихся на территории Нижнекамского муниципального района. Современное местное самоуправление не осуществляется без использования информационных технологий. В Управлении социальной защиты Нижнекамского муниципального района ответственным за использование информационных технологий является специалист-эксперт, должность которого введена в 2006 году. Ведущий специалист-эксперт принимает участие в реализации функции управления социальной защитой в Нижнекамском муниципальном районе, где среди прочих должностных обязанностей имеет следующие обязанности в области информатизации: - осуществляет контроль по формированию и поддержке в актуальном состоянии банка данных получателей пособии и компенсаций населения города; - обеспечивает сохранность банка данных населения города; - обеспечивает информационно методическое руководство всех учреждений, оказывающих социальные услуги населению города; - внедряет информационные технологии в системе адресной социальной защиты населения города; - проводит освоение системных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию работ по социальной защите населения города; - обеспечивает сохранность и работоспособность программного и информационного обеспечения; - организует работу по эксплуатации и сопровождению программных средств; - осуществляет контроль соблюдения правил техники безопасности и охраны труда специалистами города при работе на ПЭВМ; - осуществляет информационное взаимодействие с органами государственного управления, предприятий и организаций, учреждений социального обслуживания, в соответствии с нормативными актами; - проводит ежедневный прием и отправку корреспонденции электронной почты [21, c. 2]. Таким образом, ведущий специалист-эксперт является главным специалистом в области информатизации Управления социальной защиты Нижнекамского района и от него зависит степень информированности сотрудников управления и граждан, пришедших на прием. Этот вывод мы сделали на основании должностных инструкций ведущего специалиста-эксперта. Для определения роли информационного фактора в Управлении социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе нами было проведено социологическое исследование «Информационное обеспечение Управления социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе». Цель исследования - проанализировать информационную систему В УСЗ. Изучив статистические данные и отчетные документы, мы провели опрос служащих УСЗ и граждан, пришедших на прием. На вопросы нашей анкеты ответили 10 служащих и 30 граждан, пришедших на прием. 90% служащих считает необходимостью наличие в УСЗ информационной сети. Для осуществления своей деятельности услугами единого информационного центра г. Нижнекамска и Нижнекамского района пользуется 30% служащих. В своей работе не нуждается в единой информационной базе 75% служащих. Среди проблем информационного взаимодействия УСЗ с населением были выделены: отсутствие необходимой информации - 80%, отсутствие обратной связи - 50%; Услугами Интернет в своей работе несколько раз в месяц пользуется 75% служащих. Причинами редкого выхода в Интернет назвали: отсутствие достаточного количества точек выхода, а также отсутствие необходимости. Во время трудовой деятельности 80% проходили обучение по информационно-компьютерным теологиям. В результате обучения у 50% обученных повысились уровень работы и производительность труда. Проанализировав анкетные данные и рисунок 2 мы можем сделать вывод, что умеют пользоваться услугами сети Интернет 60% служащих управления социальной защиты, 10% владеют технологией мониторинга, 100% владеют навыками работы на персональном компьютере. 90% служащих занимается самообразованием в области информационных технологий. 90% считает, что в среди проблем информационного обеспечения в первую очередь нужно решать проблемы, связанные с программным обеспечением. 50% опрошенных служащих изменили бы и усовершенствовали программу по информационному обеспечению. 50% опрошенных считает, что использование информационных технологий в деятельности тормозит нехватка компьютерного оборудования, 75% считает, что нехватка программного обеспечения, 50% - недостатки программного обучения. На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что система информационного обеспечения управления социальной защиты, по мнению служащих, несовершенна и требует существенных изменений, что в управлении социальной защиты необходимо реконструкция всего компьютерного оборудования и замена программного обеспечения, а также обучение персонала компьютерным технологиям в области информатизации. Для составления полной картины по информационному обеспечению нами было опрошено 30 граждан, пришедших на прием в управление социальной защиты. Анализ анкетных данных показал, что опрошенных граждан считают необходимостью организации информатизации населения г. Нижнекамска и Нижнекамского района о деятельности УСЗ. Среди граждан, пришедших на прием услугами информационного центра пользуется 10% опрошенных. 35% опрошенных хотели бы получать информацию по выплате пособий на ребенка, 50% - по выплате льгот и субсидий и необходимым выплатам. По улучшению системы информирования от населения поступили следующие предложения: улучшить информационную систему, сделать более доступной, осуществлять прием документов электронной почтой. 80% затруднились ответить на вопрос о получении информации в полном объеме от сотрудников УСЗ. Источниками информации по вопросам социального обеспечения и защиты назвали: 50% - местная пресса, 10% российская пресса, 12% местное телевидение, сотрудники УСЗ - 50%, 13,2% - друзья и родственники. На рисунке 4 отражено, что основными источниками информирования граждан являются местная пресса, друзья и родственники. полученных результатов можно сказать, что процесс информатизации УСЗ г. Нижнекамска и Нижнекамского района находится на низком уровне. Население хотело бы получать больше информации за небольшой промежуток времени. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень информационного обеспечения находится на низком уровне и требуется комплекс мер по улучшению ситуации. Отсутствие автоматизированной системы учета предоставляемых льгот затрудняет реализацию принципа адресного оказания социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Необходимо повышение эффективности функционирования социальной сферы за счет их комплексной автоматизации и интеграции информационных ресурсов как внутри отрасли, так и между отраслями, необходимо обеспечение городских органов власти и органов территориального управления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории Нижнекамска и Нижнекамского района, улучшать информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и территориального управления. Важна постоянная интеграция информационных ресурсов отраслей социальной сферы, обеспечение эффективного автоматизированного обмена в сфере учета населения. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходим комплекс мероприятий, который обеспечит эффективное функционирование Управления социальной защиты населения города и района на основе комплексной информатизации ее структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и создания Общегородского и районного интегрированного банка данных для повышения уровня интеграционных процессов в УСЗ. Одной из приоритетных задач должно стать оснащение УСЗ необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования. Повышение качества управленческих решений, принимаемых УСЗ возможно за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении. Проблемы информационного обеспечения существуют не только в Нижнекамске, но и в России в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|