p align="left">Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в качестве главных га-рантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание го-сударством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязан-ность закреплять их в качестве таковых законодательно (конститу-ционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть об-щепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гаранти-рующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также крите-рии возможного, в порядке исключения из общего правила, огра-ничения, а именно: · ограничение только законом; · ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об-щего благосостояния. В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес-ких, социальных и культурных правах государства -- участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко-торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче-ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов-местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще-стве. Государства -- члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно-го свойства общепризнанных прав и свобод. Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за-щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон-ституционное положение основано на общепризнанных междуна-родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига-емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти-туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу-ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон-ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни-чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме-ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це-лях...»). Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах вообще не связывает государства -- участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за ис-ключение наиболее общей из них -- «исключительно с целью спо-собствовать общему благосостоянию в демократическом общест-ве». Возможные же ограничения государства -- участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, посколь-ку это совместимо с природой указанных прав». Совершенно оче-видно, что употребляемый Пактом критерий совместимости огра-ничений с природой прав достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ критерий ограничения прав -- «в той мере, в какой это необходимо в целях...». Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право государств-участников во время чрезвычай-ного положения в государстве, при котором «жизнь нации нахо-дится под угрозой и о наличии которого официально объявляет-ся», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обяза-тельств, причем только в такой степени, в какой это требуется ост-ротой положения и при условии, что такие меры не являются несо-вместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на ос-нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального про-исхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение пыток или жестокого, бесчело-вечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на основании невыполнения договорного обязательства, призна-ния виновным в совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному зако-нодательству или международному праву; права на признание пра-восубъектности человека, права на свободу мысли, совести и рели-гии. Корреспондирующая ст. 4 Пакта ст. 56 Конституции РФ уста-навливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспе-чения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституци-онным законом отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о возможном ограни-чении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвы-чайного положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав человека, не подлежащих ограничению. Итак, государство -- гарант основных прав и свобод лишь от-правляется в данном случае от основных положений общеприз-нанных принципов и норм международного права, однако законо-дательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкрети-зирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует поло-жение и роль государства как гаранта во взаимодействии с систе-мой международно-правовых гарантий основных прав и свобод. Государство выступает основным и главным гарантом осуще-ствления такого сущностного свойства прав и свобод, как их спо-собность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя об-щий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем. Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладаю-щие огромным потенциалом демократического, гуманистическо-го, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государ-ства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организацион-ного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное пра-во формирует сущностно содержательное государство с его законо-дательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и про-цедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демокра-тических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы -- главное, наиболее действенное средство такого воздействия. Сущностно-содержательное государ-ство формирует общество, но демократическое государство -- ор-ган общества, его официальный представитель. Посредством госу-дарства общество «вживляет» (если они не сформировались в сис-теме общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североаме-риканских странах) права человека и основные свободы в общест-венную ткань, в систему многообразных общественных отноше-ний, предотвращает процессы «отторжения» и пр. Права и свобо-ды, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в мас-штабах всего общества системе общественных отношений, опре-деляющим образом воздействуют на смысл, содержание и приме-нение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воз-действие прав человека и основных свобод на содержание государ-ства, его законодательной и иной деятельности невозможно без са-мого государства как, повторяем, органа общества. Именно в та-ком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод. Самостоятельный аспект гарантирования государством основ-ных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделе-ний общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, ха-рактеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имею-щую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совер-шеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать се-мью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей дек-ларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекоменда-ции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном воз-расте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвида-ции дискриминации в отношении женщин 2. Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регла-ментированы в Международном пакте об экономических, соци-альных и культурных правах (ст. 10). Основные права и свободы связаны с существованием и жизне-деятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и сис-темном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в дан-ном случае многообразие общественных отношений, связей, взаи-модействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответст-венно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают са-мую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей. Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойст-во -- быть носителем суверенитета и единственным источником власти -- через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредст-во свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля наро-да, -- говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном пра-ве, путем тайного голосования или же посредством других равно-значных форм, обеспечивающих свободу голосования»7. Международный пакт об экономических, социальных и культур-ных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ сво-бодно устанавливает свой политический статус и свободно обеспе-чивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен при-надлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I)8. Указанные основные права народа нашли адекватное выраже-ние и в Международном пакте о гражданских и политических пра-вах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Резолюция 1803 (XVII) Национальной Ассам-блеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресур-сами», Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Деклара-ция о праве народов на мир», Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и др.1. Непосред-ственная связь прав народа, отдельных его частей с правами чело-века подтверждается общепризнанными нормами международно-го права, например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым мень-шинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН). Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно обусловленных их принадлежнос-тью к социальным общностям -- семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общеприз-нанных и, следовательно, обязательных для него прав этих соци-альных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.
Страницы: 1, 2, 3
|