Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный технический университет Кафедра философии и социальных коммуникаций Доклад на тему: «Государство как гарант осуществления основных прав и свобод» Выполнил: студент группы СО-324 Задорина Марина Сергеевна Проверил: Марченко Ольга Владимировна Омск - 2007г. Оглавление 1.Оглавление 2.Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина 3.Список литературы 4.Список нормативно-правовых актов Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина К числу основных назначений и функций правового государст-ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ-кой международного права, согласно которой государство, в пер-вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь-ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах'. Государство га-рантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, -- говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст. 12), -- необходима государственная си-ла, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2. Государственное гарантирование, как представляется, функци-онирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно вза-имодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Един-ство этой системы объективно обусловлено тем, что все права че-ловека универсальны, неделимы, взаимосвязаны3, При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественного полити-ческого строя, вследствие чего и само правовое государство кон-ституционно характеризуется как демократическое. Демократия -- главная, наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод чело-века и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в ограничениях (прямых или ко-свенных) прав и свобод. Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам челове-ка и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоук-репляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается на сво-бодно выраженной воле народа определять свои собственные поли-тическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом выше-сказанного, процесс поощрения и защиты, прав человека и основ-ных свобод на национальном и международном уровнях должен но-сить универсальный характер и осуществляться без каких-либо ус-ловий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреп-лению и созданию учреждений, связанных с правами человека, об-ратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. «В этом кон-тексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, отно-сящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказывать-ся укреплению законности, поощрению свободы выражения мне-ний, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений»4. О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, глав-ным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократи-ческой системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и Европей-ская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Весьма значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирова-ние демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенстве права, разделения властей, народного представительства (парла-ментаризма) и др. -- магистральный путь создания прочной систе-мы гарантий основных прав и свобод. Демократизм -- главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого свойства может быть осуществ-лена лишь адекватной им демократической международно-право-вой и конституционной системами. Но основные права и свободы обладают и другими сущностны-ми свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факто-ров, в системе которых государство выполняет ключевую роль. На-зовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина: признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ); признание прав и свобод человека и гражданина согласно об-щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ); неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их пере-числением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и ума-ления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ); неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Консти-туции РФ); неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ); неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ; возможность ограничения прав и свобод человека и гражда-нина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти-туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ); непосредственность действия прав и свобод человека и граж-данина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ); государственная и личная защищенность прав и свобод чело-века и гражданина (ст. 45 Конституции РФ); судебная внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Кон-ституции РФ); способность прав и свобод человека и гражданина опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность за-конодательной и исполнительной власти, местного самоуправле-ния (ст. 18 Конституции РФ). Весь вышеприведенный перечень конституционно-признан-ных свойств и сущностных особенностей основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в кон-ституционном смысле). К первым, безусловно, относятся обще-признанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждае-мость, неограниченность и непосредственность действия, способ-ность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии ви-димой зависимости их проявлений от государства, прерогатив вла-стных государственных органов. В самом деле, как, например, мо-жет зависеть от государства способность указанных прав опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность ор-ганов власти, если содержательно правовое государство определя-емо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от госу-дарства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчужда-емость, и неограниченность действия прав и свобод человека пря-мо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства. Однако, подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории, прав человека, выра-жает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единст-венную сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в кон-кретных проявлениях этих прав от государства нет. Но и абсолю-тизировать данную независимость ни в коем случае нельзя. В дей-ствительности эти конкретно выраженные свойства прав человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на уровне самого этого Сообщества государств в це-лом. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена достаточно полно и чет-ко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и со-блюдению прав человека и основных свобод. Форма признания -- это участие государств -- членов Сообще-ства в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую дого-воренность народов мира в отношении неотъемлемых и неруши-мых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества5. Добавим от себя, что Всеобщая декларация прав человека отра-зила также договоренность представляемых государствами -- члена-ми ООН народов мирового Содружества и по поводу признания ос-новных прав человека общепризнанными, врожденными (неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том, что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств, относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, имеет огромное значение «всеоб-щее понимание характера этих прав и свобод»6. Международные пакты об экономических, социальных и куль-турных правах, а также о гражданских и политических правах на-ряду с конкретными обязательствами государств постоянно под-черкивают и момент признания государством того или иного пра-ва человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гаран-тировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчер-кивается и первопричина такого обязательства, а именно призна-ние государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством -- членом Сообщест-ва определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных На-ций, организованных добровольно взятыми на себя обязательства-ми. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойст-во прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей основы признание этих прав человека и основ-ных свобод государством -- членом Сообщества. Но общеприз-нанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство ос-новных прав человека для каждого государства должна быть в каж-дом отдельном случае подтверждена признанием данных основ-ных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государст-вом в отдельности и всеми государствами -- членами международ-ного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основ-ных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод. Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкциони-ровании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнан-ностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщест-во, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств -- членов Сообщества. Для обще-признанных прав человека и основных свобод основной междуна-родно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Од-нако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предпо-лагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав челове-ка требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последст-виями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, преж-де всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнан-ных и одновременно конституционных прав и свобод человека, от-давая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.
Страницы: 1, 2, 3
|