реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Органы государственной власти

реферат
p align="left">Конституционный Суд

В соответствии со ст.1 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и вышеназванным Законом.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

· соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента;

· соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно пред Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд дает на основании предложения Президента Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет ответственность, установленную законом.

5. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Прокуратура - это самостоятельный государственный орган, который предназначен для осуществления от имени государства надзора за точным и единообразным применением на территории Республики Беларусь нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и должностными лицами.

Прокуратура выполняет задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», иных нормативно-правовых актах, а также приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь.

Согласно ст.125 Конституции, на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органам, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит следствие. Поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел.

Прокуратура осуществляет функцию прокурорского надзора, которая реализуется в рамках правоохранительной функции государства. Ни один другой государственный орган не вправе подменять прокуратуру, осуществлять прокурорский надзор.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Он распространяется на все министерства, ведомства, учреждения, организации, предприятия, независимо от их функционального предназначения и подчиненности. Ему присущ общегосударственный характер, охватывающий всю деятельность государства, не ограничивающийся какой-либо одной или несколькими сферами его деятельности. Однако прокурор не вправе вмешиваться в деятельность организаций и должностных лиц. Его методы надзора и формы реагирования на нарушения законности своеобразны. Он сам непосредственно не отменяет незаконные акты, действия государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. В случае выявления недостатков при применении закона прокурор реагирует на этот факт путем вынесения своего прокурорского акта, который обязателен к исполнению теми, кто допустил нарушения законности.

Акты прокурорского надзора:

· протест;

· представление;

· постановление;

· предписание;

· официальное предупреждение.

Избрание прокурором конкретного вида реагирования зависит от сферы, где произошло нарушение и от характера самого нарушения.

Понятием «прокурор» охватываются должностные лица, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, прокурор г.Минска, прокуроры районов (городов), военные, транспортные прокуроры, прокуроры отделов и управлений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции.

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.

Заявление в суд по защите прав и законных интересов юридического лица государственной формы собственности Комитет государственного контроля или его соответствующий территориальный орган подают по просьбе или с согласия этого лица, участвующего затем в деле в качестве истца.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий Комитета государственного контроля или его территориальных органов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.

Решения Комитета государственного контроля, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином установленном законодательством порядке.

Заключение

Установленная Конституцией и иными нормативно-правовыми актами, система государственных органов, осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны в своих полномочиях и взаимодействуют между собой на основе системы сдержек и противовесов.

В своей контрольной работе я уделила внимание таким органам как Парламент, Правительство, суды, к сожалению, меньше уделив внимания такому субъекту государственной власти, как Президент. Президент в нашей республике наделен конституционными полномочиями (законодательная инициатива, формирование аппарата Правительства, назначение на должность председателей судов всех уровней и т.д.). Наряду с этими полномочиями он, являясь Главой государства, обладает президентской властью, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд, входящий в систему судов Республики Беларусь, является судом, осуществляющим контроль за конституционностью нормативных актов. Таким образом, его можно считать отдельным независимым органом государственной власти, призванным на урегулирование противоречий в системе законодательства Республики Беларусь, соответствия ее Конституции. Его деятельность можно рассматривать в качестве правосдерживающей (право блокировать все антиконституционные акты).

Особыми полномочиями и компетенцией наделены Прокуратура и Комитет государственного контроля. Их по своему статусу можно назвать контрольно-надзорными органами в системе государственных органов Республики Беларусь.

Таким образом, система сдержек и противовесов, устанавливаемая в Конституции и законах, представляет совокупность правовых ограничений конкретной государственной власти. Органы государственной власти должны ограничиваться их компетенцией и основываться на принципе: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Список используемой литературы:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. - Мн., Амалфея, 1997г.

2. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994г. № 2914-Х11 (ред. от 04.01.2003г.).

3. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь от 13.01.1995г. №3514-Х11 (ред. от 11.11.2002г.).

4. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 09.02.200г. №369-3 (ред. от 01.11.2004г.).

5. «О Прокуратуре Республики Беларусь» Закон Республики Беларусь от 29.01.1993г. №2139-Х11 (ред. от 20.06.1996г.).

6. Василевич Г.А. «Конституционное право Республики Беларусь» Учебник, Мн., Книжный Дом; Интерпресссервис, 2003г.

7. Кунцевич К.Н. «Конституционное право Республики Беларусь». Учебник, Мн., Молодежное, 2003г. с.141

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.