p align="left">Реабилитация инвалидов - сложный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика; разработ-ка на ее основе реабилитационных программ и их реализация; динами-ческий контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитаци-онных мероприятий и их корректировка. 4.2. Виды реабилитации Медико-социальная реабилитация инвалидов включает следующие виды реабилитации: медицинскую, профессиональную и социальную. Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Восстановительная терапия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, психотерапии, предоставление логопедической помощи и др. Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановле-ния анатомической целостности и физиологической состоятельности способностей инвалида включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии. Протезирование - замена частично или полностью утраченного орга-на искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохране-нием индивидуальных особенностей и функциональных способностей. Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функ-ций. Протезирование предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходи-мую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской по-мощи. Проведение медицинской реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и другие мероприятия направлены на исклю-чение обострений в будущем и сведение инвалидности к минимуму. Же-лательно использование методики перехода (без перерыва) от лечения обострения к реабилитации. Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и систе-ма восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. О ней говорилось в 3 главе работы. Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориен-тацию и социально-бытовую адаптацию, Социально-средовая ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующе-го подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособле-ния к ним инвалидов, У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая адаптация позволяет достичь психической и социальной самостоятельности. 4.3.Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов Проблема комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численнос-ти этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалид-ности и дезинтеграции в обществе. Решение этой проблемы лежит в рус-ле разработки и закрепления (с помощью законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры социальной за-щиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов. Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность: · реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности; · реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы; · органов управления и подведомственных им структур, занимающих-ся реабилитацией инвалидов. В соответствии с законодательством в Российской Федерации со-здается Государственная служба реабилитации инвалидов. Государственная служба реабилитации представляет собой совокуп-ность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и учреждений раз-личного уровня. Исполнительными структурами, реализующими задачи государ-ственной службы реабилитации, являются федеральные, территориаль-ные и местные органы управления различной ведомственной подчинен-ности, в системах которых осуществляются мероприятия по медицинс-кой, профессиональной и социальной реабилитации, производству тех-нических средств реабилитации, развитию услуг. Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регио-нах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации. Система реабилитации инвалидов должна включать органы управ-ления и реабилитационные учреждения. На региональном уровне к органам управления относится совокуп-ность региональных органов государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и органов районного (муни-ципального) управления. Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являют-ся учреждениями регионального и местного уровней. Органами регионального управления системой реабилитации яв-ляются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта. Органы регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций: · реализация федеральной политики в области реабилитации; · разработка региональной политики в области реабилитации инвали-дов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства; · разработка проектов региональных целевых программ по реабилита-ции; · разработка территориальных реабилитационных стандартов; · разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов. Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним другими федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми ак-тами субъектов Российской Федерации в области реабилитации инва-лидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях. Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между собой элемента-ми и обоснованными этапами перехода к ней от ныне действующей сис-темы социальной помощи. Финансирование системы медико-социальной реабилитации инва-лидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предпри-ятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилита-ционных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реа-билитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки. Механизм финансирования системы реабилитации инвалидов мо-жет быть обеспечен (кроме федерального, регионального и местного бюд-жетов) из фондов медицинского и социального страхования, пенсионно-го фонда, фонда занятости. Целью информатизации системы реабилитации инвалидов являет-ся создание ее информационно-технологической базы и обеспечение эффективной информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации. Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов могут быть следующих видов: информационно-статистические; инфор-мационно-консультативные; информационно-исследовательские. Реализация концепции реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную научную разработку основных ее положений и обеспечивающих ее реализацию в практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать проведение фундаментальных и прикладных исследований. Для успешного функционирования системы реабилитации инвали-дов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспек-тов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилита-ции; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психо-физиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применитель-но к инвалидам. Заключение Исходя из вышеизложенного на данном этапе для реализации прав инвалидов нужно придерживаться следующих рекомендаций: · Необходимо отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов, не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные финансовые возможности их исполнить. · Необходимо укрепить целостность системы социального обеспече-ния и социальной защиты инвалидов на основе социально-экономи-ческого, финансово-экономического и организационно-техническо-го единства, что в значительной мере зависит от рациональности управления данной отраслью. · Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве усло-вий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформа-цией социально-экономических условий в стране. · Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как регулярный пересмотр соци-ально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвали-дов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений орга-низма. · Внедрить механизм, блокирующий возможность принятия зако-нов, не подкрепленных источниками (по каждому законодатель-ному предложению необходимо экспертное заключение Минфи-на России). · Ввести безусловное финансирование федеральных целевых про-грамм социальной защиты инвалидов и ужесточить ответствен-ность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу. · Изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры. · Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать ма-лый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды. · В области профессиональной реабилитации необходимо обеспе-чить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой. · Разрабатывать и внедрять научно обоснованные методики меди-ко-психологической и социальной реабилитации инвалидов, ор-ганизовать работу по специальной подготовке (переподготовке) специалистов по реабилитации инвалидов. · Развивать деятельность по формированию реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты инва-лидов и созданию безбарьерной среды их жизнедеятельности. · Учитывать специфические потребности инвалидов, проживаю-щих в сельской местности. · Задачи социальной политики в отношении инвалидов, несмотря на всю свою специфику, должны рассматриваться в комплексе, а не в отрыве от общего контекста социальной политики. Библиографический список: 1. Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. «Технологии социальной реабилитации: методические рекоменда-ции» /Под ред. М.М. Исхакова, Уфа, 2002. 2. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова, Пермь, 1994. 3. Журнал «Социальная защита» / Составитель - Жуковская Е.Н. 4. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа, 1992. 5. Социальная защита населения: опыт организационно-ад-министративной работы / Под ред. В.С. Кукушина, М., 2004. 6. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих, М., 1996. 7. Шайхатдинов В.Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации», Екатеринбург, 1996. 8. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004. 9. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, посвященные вопросам инвалидности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|