p align="left">Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра-ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на-ступлении инвалидности вследствие военной травмы, -- 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде-ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж-чины и женщины). В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенси-онном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере: · инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к тру-довой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим огра-ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, де-тям-инвалидам -- 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ста-тьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; · инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея-тельности 1-й степени, -- 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен-щины), но не менее 400 рублей в месяц. Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо-вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сум-ма ее базовой, страховой и накопительной частей. Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят-ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со-гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру-да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль-ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума. В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки ин-валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя. Несовершенство существующей системы финансового обеспече-ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро-ванию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций. Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду -- законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат. Все ос-тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра-ниченными возможностями, не гарантируют обязательности финан-сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме. 3.7. Социальное обслуживание Согласно российскому законодательству, социальное обслужива-ние -- это деятельность соответствующих служб по социальной под-держке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси-холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж-дан, находящихся и трудной жизненной ситуации. Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе-деральный перечень гарантированных государством социальных ус-луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру-довой реабилитацией. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле-ния социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно: · одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен-ного для данного региона; · инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума; · инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото-рых ниже прожиточного минимума. Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст-венности. Такие услуги оказываются только при условии добровольного со-гласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли). Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляю-щее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в фор-ме полустационарного обслуживания. К числу надомных социальных услуг, гарантированных государст-вом в федеральном перечне, относятся: · организация питания, в том числе доставка продуктов на дом; · помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; · содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; · поддержание условий проживания в соответствии с гигиениче-скими требованиями; · содействие в организации юридической помощи и иных право-вых услуг; · содействие в организации ритуальных услуг; · другие надомные социальные услуги. Полустационарное социальное обслуживание включает: · социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов; · организацию их питания, отдыха; · обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности; · поддержание активного образа жизни. Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранив-шим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имею-щим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделе-ниями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и ну-ждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюде-нии. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удоб-ных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способ-ствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществля-ется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, вы-бравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственника-ми, друзьями практически в любое время. Супруги из числа прожи-вающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания. Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частно-сти, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здраво-охранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Ин-валиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и орга-низаций. V. Реабилитация инвалидов Основой политики в отношении инвалидов является их реабилита-ция, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инва-лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, пси-хического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расшире-ния рамок их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации ут-раты или отсутствия функций или функционального ограничения. Наличие функциональных ограничений у инвалидов приводит к социальному ущербу. С целью компенсации последствий инвалидности для личности, семьи и общества реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Важное значение имеет целостный под-ход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мыш-ления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, на-дежды и интересы. В сложных современных социально-экономических условиях в Российской Федерации принят закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Целью закона является создание основ системы реабилитации инвалидов в Российской Федерации как составной части охраны общественного здоровья для обеспечения гарантий и условий, посредством которых возможно восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциаль-ными возможностями. Данный закон создает правовые гарантии для организации и раз-вития системы реабилитации инвалидов; определяет права, обязаннос-ти, полномочия, ответственность и осуществляет правовое регулирова-ние отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничивает компетенцию в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней. 4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального стату-са инвалида, достижение им материальной независимости и его социаль-ной адаптации. Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов: · определение реабилитационного потенциала инвалидов; · определение потребности инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации; · разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; · осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реаби-литации; · динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов. Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов: · государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилита-ции; · приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитаци-онных мероприятий; · общедоступность системы реабилитации на основе учета физичес-ких, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов; · принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть при-няты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалид-ности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом; · принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности сред-ствами, соответствующими этим потребностям; · многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении; · государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов; · обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию. Реализация принципов реабилитации инвалидов в Российской Федерации гарантируется путем: закрепления прав и обязанностей всех участников процесса реабилитации; учета структуры потребностей, уров-ня притязаний, круга интересов инвалидов; создания системы реабили-тационных институтов и структур; подготовки специалистов по реабилитологии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|