p align="left">Основной формой деятельности Правительства РФ Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" устанавливает проведение заседаний Правительства РФ. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации: принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства Российской Федерации; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждается Регламент Правительства Российской Федерации; утверждается Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации. Перечисленный список вопросов, отнесенных к исключительной компетенции заседаний Правительства РФ, в значительной мере расширен по сравнению с регламентами Правительства РФ 1993 года и 1998 (2000) годов. Однако нас в большей степени интересует лишь то, что вопрос о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную думу РФ рассматривается исключительно на заседаниях Правительства РФ. Для более детального рассмотрения процесса законопроектной деятельности Правительства РФ не достаточно уделить внимание только деятельности непосредственно Правительства РФ, поскольку в данный процесс включены и иные органы государственной власти. Аппарат Правительства РФ, федеральные министерства участвуют в подготовке и оформлении законопроектов в соответствии с вопросами их деятельности Участие Министерства юстиции в совершенствовании конституционного законодательства // Бюллетень министерства юстиции. 2002. № 9. Ст. 13.. Министерство юстиции РФ, осуществляя полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе Пункт 7.1. Регламента Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Минюста РФ № 252 от 26.12.2005г. // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6.. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства юстиции являются: разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства; планирование законопроектной деятельности Министерства; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов; разработка проектов федеральных законов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Указанный документ подробно регулирует практически все вопросы, связанные с организацией законопроектной деятельности. Однако полагаем, что сформулированный в качестве приказа одного из министерств Российской Федерации, он не соответствует тому месту в системе нормативно-правовых актов, которое должен занимать в связи с регламентацией отношений, субъектами которых в процессе законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации становятся другие федеральные органы исполнительной власти страны. Представляется, что положения указанного документа должны быть оформлены в виде постановления Правительства Российской Федерации. Только в этом случае будет гарантировано осуществление всех сложных и ответственных мероприятий в рамках законотворческого процесса, проводимых под эгидой Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Правительство Российской Федерации создает ряд органов, предназначенных для участия в законопроектной деятельности. Реализуя положения своего Регламента, Правительство России действует, как показывает практика, в нескольких направлениях. Прежде всего, постановлениями Правительства Российской Федерации создаются коллегиальные органы для реализации правительственных полномочий в сфере законотворчества. При этом такие органы могут иметь достаточно узкие цели. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. № 1145 был сформирован Совет по вопросам подготовки проектов приоритетных нормативных правовых актов в экономической сфере при Правительстве Российской Федерации СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5071.. В других случаях Правительство России принимало решение о создании коллегиальных органов с более широкими задачами. Например, 01 февраля 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 93 образована Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и утверждено Положение о ней СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 773.. В интересах дальнейшего совершенствования своей законопроектной деятельности, а также повышения эффективности взаимодействия Правительства России с палатами Федерального Собрания, Правительство установило, что законопроекты, вносимые на заседания Правительства Российской Федерации, подлежат обязательному предварительному рассмотрению указанной Комиссией. В связи с большим объемом законопроектной работы представляется целесообразным организовать деятельность Комиссии по секциям, образованным в соответствии с основными сферами государственной и общественной жизни. Классификация участников процесса планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации включает в себя: федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. При этом федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации являются непосредственными исполнителями, Министерство юстиции Российской Федерации - также и контролирующим звеном, а Правительство Российской Федерации выступает координатором процесса планирования законопроектной деятельности. Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организацией контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством РФ решений образуется специальный государственный орган - Аппарат Правительства РФ Морозов А.В., Полякова Т.А., Филатова Л.В. Приоритеты правового регулирования в информационной сфере // Бюллетень министерства юстиции. 2002. № 9. Ст. 19.. Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - Министром Российской Федерации. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими государственными органами реализацию полномочий Правительства. Аппарат Правительства выполняет следующие основные функции: а) осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве; б) подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов; в) организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства; г) осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, оформляет принятые решения; д) обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального Собрания; е) направляет в федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы, для подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства Совершенствовать законопроектную деятельность // Хозяйство и право. 2001. № 2. С. 41.; ж) обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства; з) обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации; и) выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства. Руководитель Аппарата Правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Руководитель Аппарата Правительства имеет заместителей. Департамент Правительства, как структурное подразделение Аппарата Правительства РФ, в пределах установленной сферы ведения осуществляет следующие функции: а) подготавливает для рассмотрения внесенные в Правительство проекты актов, по которым требуется решение Правительства; б) подготавливает проекты поручений Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства; в) участвует в подготовке соответствующими секретариатами материалов и оформлении решений, принимаемых на совещаниях, проводимых Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства и Руководителем Аппарата Правительства; г) обеспечивает Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства необходимыми аналитическими и информационными материалами; д) подготавливает проекты актов для их внесения в Правительство Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства и Руководителем Аппарата Правительства; е) осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний Правительства, организует документооборот и ведение архива в Аппарате Правительства, а также представление соответствующей информации о деятельности Правительства. Секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства организационно обеспечивают деятельность соответственно Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. Все рассмотренное выше является непосредственным материальным отражением деятельности Правительства РФ в законопроектной деятельности. Государство как публичный правовой субъект осуществляет государственную власть через свои органы. Прием исполнительная власть, осуществляемая Правительством РФ, в современных условиях призвана как можно более конкретизировать требования, предъявляемые к законопроектной деятельности Законопроектная деятельность: от подготовки законов к их эффективной реализации // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. № 9. С. 27.. Законопроектная деятельность должна иметь крепкие государственные и общественные основы. Именно эта цель выделена в качестве одной из функций Правительства РФ и Министерства юстиции РФ. Оба этих органа сконцентрировали основные этапы законопроектной деятельности, как своей, так и иных субъектов законодательной инициативы. 3. Этапы законопроектной деятельности Правительства РФ Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ, в качестве необходимой части своей деятельности участвует в осуществлении законодательной деятельности. В данной признаке Правительства РФ проявляется его взаимосвязь с Федеральным собранием Российской Федерации Кузнеченкова В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 30..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|