Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов
70 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ) 2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е: - ВВЕДЕНИЕ 3
- Глава I. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ 8
- 1.1. Определение общих понятий 8
- 1.2.Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14
- 1.2.1.Объект и объективная сторона преступления 14
- 1.2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 23
- 1.3.Проблемы квалификации и расследования преступлений, предусмотренных статьей 228 УК РФ 27
- Глава II.Анализ положений статьи 228-1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» 36
- 2.1.Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ 36
- 2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 50
- Глава III. Анализ положений статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ 52
- 3.1.Объект и объективная сторона преступления 52
- 3.2.Субъект и субъективная сторона преступления 60
- Заключение 61
- Список литературы 66
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы дипломной работы. В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной теме. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр.Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает в стране 2 млн. человек, а число лиц, пробовавших наркотики, - ещё 4 млн. человек. Таким образом, проблема наркомании в России приобрела сегодня общенациональное значение.Изначальные писаные законы, которые с большой степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты.Во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984. С. 139-140; 148-150. Возникновение этого памятника права относят к XI-XII вв., а время действия - до XIII-XIV вв., Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» Там же. С. 168-170; 189-193. Правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Вл. определяют с XI по XVIII вв., где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей.В течение трехсотлетнего периода самодержавия семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.Законодательство СССР на разных этапах по разному решало вопрос об уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ. Сборник материалов по проблемам наркозависимости.- СПб.,2001.Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное обращение всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье: кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; то же преступление, совершённое в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией. Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно - трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией. В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления, нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие.Развитие отечественного законодательства в данной сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков. В 1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ Док. Лиги Наций. С. 286 (1). М. 174 (1), 1936, XI; League of Nations Treaty Series -1939, vol. 198. P. 299-323; Мей Г.Л. Эволюция международного контроля наркотических средств. - ООН. Бюллетень по наркотическим средствам, 1950. Т. II.№ I.C. 1-15.; 1946 год - создана комиссия ООН по наркотическим средствам Резолюция 9/1 от 16 февраля 1946 года Экономического и Социального Совета // Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на первой сессии с 23 января по 18 февраля 1946 г. Нью-Йорк: ООН //Бюллетень по наркотическим средствам, 1966. Т. XVIII. № 1. С. 3-4. и другие Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1974..В 1963 г. СССР присоединяется к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., которая обеспечивает на международном уровне систему контроля за оборотом наркотиков, разрешает использовать запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие Указ об усилении борьбы с наркоманией, который сыграл очень позитивную роль. Через десять лет этот указ был дополнен важными законодательными положениями. В 1987 г. в УК СССР были включены некоторые новеллы, направленные, в частности, на противодействие с помощью мер так называемой двойной превенции условиям, способствующим приобщению к потреблению наркотиков и психотропных веществ. Но только в УК 1996 г. законодатель предусмотрел большой комплекс мер уголовно-правовой борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Очередными этапами законодательной борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года (вступил в действие 14 апреля 1998 г.) Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219. и Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 24 сентября 2002 года № 1068 «Российская газета» от 26 сентября 2002 г., № 182 (3050)., который постановил в рамках МВД создать Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, который обеспечил бы исполнение на территории Российской Федерации законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также Федеральный закон № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848., предусмотревший существенные изменения в статье 228 УК РФ.Вышеизложенное обусловило цель дипломной работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались следующие задачи:v исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере; v обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ;v проанализировать и дать оценку изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении статьи 228. Теоретической основой работы послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Глава I. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ1.1. Определение общих понятийВ Российской Федерации существует пять видов веществ, незаконный оборот которых преследуется в рамках уголовного законодательства: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества. Наркотические средства и психотропные вещества не определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия, связанные с родовым определением, содержатся в Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219. (статья 1). Однако делается ссылка на Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который был утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г., № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» «Российская газета».-1998.-17 июля. и Единую Конвенцию наркотических средствах от 1961 г. Перечень 1998 г. в значительной степени соответствует тем Конвенциям ООН, в которых Российская Федерация является участником. В Перечне 1998 г. перечисляются психотропные вещества, подлежащие контролю в России. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ также подлежат контролю, если они внесены в Перечень 1998 г.Перечень издается в соответствии с Конвенцией ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. В этом списке предусмотрено 3 перечня:Перечень № 1 (сводный), содержащий более 230 наименований, Перечень № 2 наркотических средств из сводного перечня, одновременно отнесенных к наркотическим лекарственным средствам (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.). Перечень № 3 наркотических средств из сводного перечня, запрещенных для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.). Правовое положение Сводной таблицы является глубоко дискуссионным в российской правовой доктрине. Во-первых, Сводная таблица не является нормативно-правовым актом, но всего лишь рекомендацией, принятой Постоянным комитетом, который не уполномочен принимать нормативные акты. Одним словом рекомендации Постоянного комитета не имеют силы закона. Равно как они не публикуются официально, и широкая общественность имеет о них точное представление лишь потому, что Верховный Суд Российской Федерации издает рекомендации или изменения в своем бюллетене. Во-вторых, для большей части наркотических средств из Списков размеры или количества, которые представляют владение в крупных размерах, мизерны сами по себе и сильно сокращены по сравнению с аналогичной Таблицей, ранее подготовленной Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР «Об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте». Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8, с. 48. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в п.1.3. Главы 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|