|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Механизм государства
|
|
|
бобщение всех анализируемых признаков позволяет сформулировать следующее определение механизма государства. Механизм государства -- это основанная на единых принципах и располагающая необходимыми материаль-ными придатками система государственных органов и организаций, посредст-вом которых осуществляются задачи и функции государства.Вопрос 2. Понятие и виды органов государстваВыше уже было отмечено, что среди образующих государственный меха-низм организаций органы государства занимают особое место. Именно они не-сут на себе основное бремя по реализации политики государства, определяют его сущность, характеристики социальной и политической жизни.К числу наиболее существенных черт органов государства, которые при-сущи только им и не являются общими признаками для иных государственных и тем более негосударственных организаций, относятся следующие:1) государственный орган действует на четкой правовой основе. Его ком-петенция (цели, задачи, функции, права, обязанности, формы и методы дея-тельности) закрепляются исключительно в нормативно-правовом порядке. При этом наиболее общие нормы, определяющие компетенцию государственного органа, содержатся в Конституции и законах РФ. Так, правовую основу дея-тельности прокуратуры Российской Федерации образуют Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г., основу деятель-ности органов внутренних дел -- Конституция РФ и Закон РСФСР «О мили - ции» от 18 апреля 1991 г. и т. д. В свою очередь, они могут быть конкретизиро-ваны в иных нормативных актах подзаконного характера, например, положени-ях об определенных государственных органах или иных близких по наименова-нию нормативных актах;государственный орган как структура, действующая в пределах своей компетенции от имени государства, наделен властными полномочиями, то есть юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию;государственный орган имеет определенную экономическую и организационную обособленность и самостоятельность, а также возможность использовать в своей деятельности потенциал соответствующих предприятий и учре-ждений, называемых «вещественными придатками»;каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполня-ет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдель-ные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства;физическим воплощением государственного органа являются люди, из которых состоит данный орган, -- отдельное лицо или их группа, коллектив. «Существование государственной власти, -- писал К. Маркс, -- находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если от влечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишьтень, воображение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287..Следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.Согласно положениям Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является граж-данин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обя-занности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государст-венной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим Феде-ральным законом государственными служащими РФ (п. 2 ст. 3);6) государственные органы, как правило, создаются под определенные функции, обусловленные целями и задачами государства в конкретно исторический момент времени, и при наличии правовых оснований для образо-вания конкретного органа. Поэтому система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей -- с изменением функций го-сударства, изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, могут подвергнуться изменениям содержание дея-тельности и внутренняя структура отдельных органов;7) все государственные органы образуют иерархически построенную сис-тему, то есть они находятся в определенных отношениях подчинения и дейст-вуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в зако-не». Иначе говоря, они не могут осуществлять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и ком-петенции.Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвя-зи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение.Орган государства -- это самостоятельная, организационно и хозяйствен-но обособленная часть государственного механизма, состоящая из государст-венных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и не-обходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных функций государства.Учитывая существующее разнообразие общественных отношений, нахо-дящихся в сфере внимания государства, и, как следствие, множество государст-венных функций, следует отметить, что органы государства также весьма мно-гочисленны и могут быть дифференцированы между собой по различным клас-сификационным признакам: функциям, задачам, компетенции, структуре и т. д.Чаще всего органы государства классифицируют на основе принципа раз-деления властей на законодательные (Федеральное Собрание РФ), исполни-тельные (Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ) и судебные (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды).В зависимости от порядка образования государственные органы подразде-ляются на выборные (Государственная Дума, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министерства).По признаку территориального объема деятельности государственные ор-ганы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим органам власти в России относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию государства. Центральные органы составляют федеральные министерства, агентства и службы, осуществляющие свою деятельность хотя и на всей терри-тории государства, но в пределах определенных сфер общественной жизни. А местные -- главы регионов РФ и иные региональные органы власти -- вы-полняют свои функции в пределах территории какого-либо субъекта РФ.В зависимости от внутренней организации и способа осуществления ком-петенции выделяют коллегиальные органы и единоначальные. Коллегиальные органы принимают решения большинством голосов, простым или квалифици-рованным (Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ). Единоначаль-ные органы имеют место там, где решение принимается единолично руководи-телем (Президент РФ, Прокуратура РФ и др.).В федеративном государстве, каковым и является Российская Федерация, различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные) и органы субъектов Федерации. Статья 71 Конституции РФ дает ответ на вопрос, что находится в ведении Российской Федерации, ст. 72 -- что под-лежит совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; все ос-тальное, согласно ст. 73 Конституции, входит в компетенцию субъектов РФ.По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок (Президент, парламент), и бессрочные органы, когда пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком (министерства и ведомства).По времени функционирования выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку госап-парат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Времен-ные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих особое значение.Вопрос 3. Структура государственного механизма Российской Федерации. Органы государства и органы местного самоуправленияВ период реформ, пик которых пришелся на 90-е гг. прошлого века, систе-ма государственного управления была объектом активных преобразований, сопровождавшихся созданием совершенно нетрадиционных для России институтов политической инфраструктуры, острыми конфликтами, а иногда и прямым противостоянием как между органами власти, так и между властью и населением.В последнее время как в общественном сознании, так и в среде политиче-скою руководства страны, все более отчетливо проявляется мнение, что только сильное российское государство, располагающее хорошо организованным, дей-ственным, тесно связанным с населением механизмом, в состоянии обеспечить поступательную динамику в развитии нашего общества и организовать выпол-нение крупных задач общественного строительства.Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила принципиально но-вую для нашего государства систему высших органов государственной власти. К их числу Основной закон Российского государства (ст. 11) относит Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России и высшие судебные органы. Необходимо отметить, что российские политические институты, несмотря на известную общность с зарубежными образцами в функциях, структуре и наименованиях, действуют в со-вершенно особом культурно-историческом и политико-правовом контексте, на-кладывающем свой отпечаток на политическую динамику.Главным, системообразующим фактором, оказывающим определяющее влияние на структуру современного государственного механизма России, является принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ. В соответствии с ним власть делится как по горизонтали на законодательную, исполни-тельную и судебную, так и по вертикали на федеральную, субъектов Федерации и власть органов местного самоуправления.Строго говоря, сама по себе единая государственная власть не делится ме-жду государственными органами. Ее осуществление связано с разделением оп-ределенных функций и полномочий между органами законодательной, испол-нительной и судебной властей. Эти органы самостоятельны в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами властных функций.Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выпол-няемые составляющими их органами функции, то есть исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды органов, образующих механизм современного Российского государства.Президент РФ прямо не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей вла-сти, хотя функционально, безусловно, тяготеет к исполнительной власти. Он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, обеспечивает согласо-ванное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в междуна-родных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженны-ми Силами РФ, формирует Администрацию Президента РФ, активно участвует в формировании других органов государственной власти и т. д.Объем полномочий Президента ограничен Конституцией, а также его кон-ституционной ответственностью -- он может быть отрешен от должности Со-ветом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвине-ния в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о на-личии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.В реализации функций Президента важное значение имеет такой недавно созданный орган, как Государственный Совет Российской Федерации. Он был образован Указом Президента от I сентября 2000 г. «О Государственном Сове-те РФ». В его состав входят Председатель и члены -- на общественных нача-лах. Председателем Совета является Президент, членами -- руководители за-конодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.По своему статусу Государственный Совет является совещательным орга-ном, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспе-чения согласованного функционирования и взаимодействия органов государст-венной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое го-сударственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и ее субъ-ектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, при-чем ротация состава осуществляется один раз в полгода.В обеспечении осуществления Президентом его полномочий на всей тер-ритории России ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах, которые действуют на основании Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О Полномочном представителе Президен-та РФ в федеральном округе». Образовано семь федеральных округов: Цен-тральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом, ему же он и подчинен. В задачи полномочного представителя Президента в фе-деральном округе в настоящее время входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля за исполне-нием решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе. Властными, административными полномочиями представитель не наделен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|