|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)
|
|
|
а специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы распространено действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.За военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава, сохранены на время их службы в этих должностях ранее получаемые должностные оклады, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатным должностям.Указанным лицам время их военной службы засчитывается в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.Проблемам кадрового потенциала в органах уголовно-исполнительной системы немалое внимание уделяется и в научной среде. Научные круги и общественность за последние годы довольно часто обсуждали и продолжают обсуждать вопросы улучшения функционирования уголовно-исполнительной системы, гуманизации наказаний, проведения специальных мер, которые приводят к "юридическому исправлению" осужденных, с тем чтобы после выхода на свободу эти люди больше не привлекались к уголовной ответственности. Одной из важных проблем, которые поднимаются на страницах специальных и ведомственных изданий, является улучшение профессиональной подготовки кадров, направляемых на работу в учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) См.: Поддубный В.К., Панкратов Д.В. Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы // Право и политика. 2000. №11. С. 32..Так, В.У. Ялунин считает, что 1999 г. был "переломным" в качественном функционировании УИС России. Проблема улучшения подготовки кадров считается одной из главных для этой системы См.: Ялунин В.У. УИС: итоги и перспективы // Ведомости УИС2000. №2. С.14.А.И. Зубков высказал свое понимание проблемы подготовки кадров для УИС России в докладе "Современные требования к подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования". Докладчик доказывал необходимость развития разноуровневой профессиональной подготовки для ФСИН, так как не везде требуются специалисты с высшим образованием. Необходимо расширение сети средних специальных учебных учреждений, краткосрочных курсов для некоторых категорий сотрудников УИС См.: Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 6-8 апреля 1995 г. в Рязани / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. Рязань, 1996. С. 32..С.Н. Пономарев положительно оценивает передачу УИС из сферы МВД в ФСИН. Однако, несмотря на заметное увеличение количества выпускников специальных учебных заведений для УИС, наблюдается большой дефицит кадров в ведомстве. Это объясняется недостаточным материальным обеспечением сотрудников, их психологической неподготовленностью к сложным условиям тюремных учреждений. Необходимо, видимо, для целей полного укомплектования персонала тюрем и колоний России привлекать лиц, закончивших гражданские вузы и колледжи См.: Международная научно-практическая конференция «Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы». - Рязань, 2000. С. 43..Очевидно, что в настоящий момент отмечается резкая нехватка квалифицированных кадров для УИС, ее подразделений по охране и конвоированию осужденных См.: Приложение №8, Схема №8.. Как представляется, необходимо разработать меры по повышению эффективности по подготовке выпускников, а также системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений, исполняющих наказания. Одной из важных задач является изучение международного опыта воздействия на различные категории осужденных.Необходимо улучшить организацию и содержание образовательного процесса учебных заведениях ФСИН России. Это, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки обучаемых, повышение квалификации научно-педагогических кадров института. Важная роль в решении таких задач принадлежит международному сотрудничеству, которое необходимо расширять.Необходим обмен учебной и научной литературой, программами по учебным предметам, взаимное рецензирование научных работ, а также обмен преподавателями, студентами и курсантами, сотрудниками тюремных служб.Необходимо также улучшить отбор кандидатов в учебные заведения ФСИН России. Следует расширять сеть специализированных классов общеобразовательных школ с льготами при конкурсном отборе.3.2 Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободыКратко остановимся на основных актах нормативно-правовой регламентации материально-технического обеспечения охраны и конвоирования осужденных к лишению свободы."1) Когда осужденные направляются в место их заключения или переводятся из одного места заключения в другое, их следует в максимальной степени укрывать от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки.2) Перевозка осужденных в условиях недостаточной вентиляции или освещения, или же в любых других физически излишне тяжелых условиях подлежит запрещению.3) Осужденные переводятся за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях" См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. №2. С. 19..Приведенная цитата из нормативного акта международного права, к сожалению, не всегда соблюдается в условиях российской действительности. И часто причиной тому служат финансовые и иные материальны затруднения, испытываемые в настоящее время уголовно-исполнительной системой России. По сообщениям бывших осужденных можно сделать вывод, что условия этапирования не соответствуют требованиям МСП. При этом нарушаются не только международные стандарты, но и российское законодательство, положения которого соответствуют МСП (ст.73 УИК РФ "Места отбывания лишения свободы"). Статья оговаривает принципы распределения осужденных по исправительным учреждениям, а статья 76 УИК РФ "Перемещение осужденных к местам лишения свободы" регламентирует порядок и условия перемещения.Нарушения требований МСП в части перемещения осужденных в значительной мере вызваны отсутствием необходимых экономических возможностей и, как следствие не хватает средств на перевозку, питание, существует недостаток спецмашин. В соответствии со статьей 73 (п.1) УИК РФ "осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". Введение в действие этого положения позволяет уменьшить влияние обозначенных факторов, поскольку расстояния, на которые перемещаются осужденные, сокращаются См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 87..Применение этого положения также означает, что длительность этапа для большинства осужденных заметно сократилась, но его условия не изменились. Характерно, что в представлении осужденных сокращение времени пути искупает тяжелые условия перевозки - осужденные считают их "терпимыми".При этом российское законодательство позволяет "при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации" (ч.2 ст.73 УИК РФ). Но поскольку колонии зачастую переполнены, женские колонии, колонии строго режима и колонии для отбывающих пожизненное заключение есть далеко не в каждом регионе РФ, значительное число осужденных продолжает этапироваться на большие расстояния (до 1000 км и более).Условия перевозки при этом не меняются, фактически являясь пыточными См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Учебно-методическое пособие. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996. С. 43..Переполненность следственных изоляторов и недостаточное количество специального транспорта (так, по данным ГУФСИН, "на 1 января 2000 г. для организации и обеспечения перевозок осужденных под стражу, в оперативном использовании УИС находится 190 спецвагонов при норме 211 единиц и 473 специальных автомобиля при норме 735 единиц") См.: Жуков В. (начальник Управления конвоирования и спецперевозок ГУИН Минюста России). Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и осужденных под стражу // Ведомости УИС. 2000. №2., приводят к тому, что служба конвоирования превышает лимит загруженности транспорта в два, три и более раз.Поэтому перевозка осужденных в РФ практически всегда осуществляется в условиях недостаточной вентиляции, освещения и тесноты.Перечень чрезмерно тяжелых условий перевозки осужденных разнообразен. В докладе по Ростовской области (при этом отметим, что именно из этого региона получены данные о наиболее жестоких условиях конвоирования осужденных) представлена наиболее полная картина всех встречающихся нарушений См.: Региональный доклад. Ростовская область. - Р-н-Д., 2002. С. 43..Положение МСП, которое предписывает "в максимальной степени укрывать осужденных от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки", представлено в соответствующих нормативных правовых актах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), оговаривающих порядок перемещения осужденных в спецавтомобилях и спецвагонах, обустроенных таким образом, что осужденные максимально укрыты от посторонних взглядов. В случае, когда возникает необходимость этапировать заключенного самолетом, это правило не всегда выполняется. Выделение средств на организацию особого рейса руководителями ГУФСИН признается нерациональным: "имеется ряд примеров, когда… даются указания на места о назначении особых караулов для авиационной перевозки одного осужденного по таким длинным маршрутам, как Магадан - Москва - Санкт-Петербург… необходимо всем службам более тщательно планировать организацию перевозок спецконтингента, сквозные и особые караулы должны планироваться только в экстренных случаях, так как их назначение ведет к нерациональному расходованию денежных средств" См.: Александров Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002. 2 марта.. Поэтому перевозка осужденных самолетом зачастую осуществляется обычным рейсом.Последний пункт положения МСП, касающегося перевозки осужденных, рекомендует перевозить осужденных за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях. В Российской Федерации этот пункт положения соблюдается неукоснительно. Проблема в том, что условия перемещения осужденных в большинстве случаев противоречат как российскому, так и международному законодательствам См.: Карпец И.И. Проблемы исполнения уголовных наказаний, исправление и перевоспитание осужденных. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 1986. С. 61..Тем не менее, указанные проблемы материально-технического обеспечения подразделений охраны и конвоирования осужденных государство пытается по возможности решить. Так, в соответствии с ранее упоминавшимся Постановлением Правительства России от 5 апреля 1999 г. указано:Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации - передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.Министерству путей сообщения Российской Федерации - определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России - оказывать содействие Министерству юстиции Российской Федерации в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу.Министерству государственного имущества Российской Федерации - обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета - предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|