реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право зарубежных стран

реферат
p align="left">25 Социально- экономические права и свободы человека и гражданина

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами. право собственности и ее наследования. Речь идет прежде всего о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью. О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Брази¬лия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуальной собственности, связанной с творческим трудом (например, об автор¬ских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

Право на предпринимательскую, деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

Право на труд и свобода труда. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровождалось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда -- от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда.

Право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск.

Право на забастовку (стачку) -- коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов.

Право на охрану здоровья Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содержат положения о праве работников на участие в управлении предприятиями (обычно через своих делегатов). В странах тоталитарного социализма применяется более широкая формулировка -- право на участие трудящихся в управлении обществом и государством. Она в основном относится уже к политическим, а не к социально-экономическим правам.

Право на образование и свобода образования. Положение о праве на образование обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантируется созданием государственных и муниципальных школ. Свобода образования -- это право учить детей и получать образование взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусматриваются экзамены.

Право на жилище. Каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов.

27) Конституционные обязанности человека и гражданина

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю-бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон-кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута-тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай-ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь-ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч-но с 16 лет, воинская обязанность -- с 18--19 лет. Многие права возни-кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Обязанность - это мера должного поведения человека и гражданина. Человек должен подчиняться правилам, чтобы не наносить вред другим. К обязанностям относятся: уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов. В демократических государствах, основным институтом является институт "прав и свобод человека и гражданина". Это существенно определяет положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами права. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделен как субъект правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет правовое положение человека и гражданина в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых и т.д. В конституционном праве (в отличие от остальных отраслей права) закреплены основы правового статуса личности. Конституционные права, свободы и обязанности -- это те, закреплены в тексте К и в развернутой системе устоявшихся процедурных правил. Обычно в тексте К содержится специальная глава, в конституции Испании - это глава II «Права и свободы», в России они воплощены в главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы человека и гражданина". Одна из основ конституционного строя РФ сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Кроме К права и свободы закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации В ряде стран в самой К может не быть гарантий: в тексте К Франции 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г; в США они гарантируются Биллем о правах. К Италии подробно перечисляет права, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец или француз.

30) Унитарное гос-во понятие признаки, виды

Унитаризм самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Признаки унитарного государства:

1) Состоит из административно-территориальных единиц, полностью зависящих от центральной власти.

2) Имеется единое гражданство, территория, Конституция, органы государственной власти, право и т.д.

3) Существует 2 вида унитарных государств: а) формально децентрализованные - региональные органы управления формально независимы от центра, а фактически их деятельность подчинена контролю центральных органов государственной власти (Япония, Великобритания, Новая Зеландия); б) открыто централизованные - управление в регионах осуществляет должностное лицо назначаемое центральной властью (Финляндия, Швеция, Норвегия).

4) В состав УГ могут входить автономии, имеющие особый правовой статус (Испания (область басков), Италия (Сицилия, Сардиния).

35) Понятие и основные принципы избирательного права:

2 смысла:

- в обьективном- это сист. правовых норм регламентирующих порядок и условия проведения выборов в органы гос. власти и м/с

-в субъективном: это право конкретного лица учавствовать в выборах ат.ж. в референдуме

Активное избир. право

Пассивное избирательное право

Выборы- это способ формирования орг. гос. власти и м/с а т.ж. занятия определненных должностей, обеспечивающий представительный хар-тер выбираемым органам и лицам.. виды выборов: всеобщ., региональные, муницип, прямые косвенные,многостепенные, полные, частичные, очередные, внеочередные, альтернативные, безальтернативные, повторные.

Принципы избирательного права: это основополагающие идеи и начала определяющие его сущность и обеспечивающие избирательный процесс

Пр. всебщности избир. права: субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижению определенного возраста( 18,16,20) пассивн(35,40 для президента). Неизбираемость, несовместимость

Пр. равенства избирательного права- установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результат выборорв и одинаковые возможности.

Пр. свободные выборы- возможность без какого бы то ни было вмешательства сделать свой выбор, относительно ц=участия или неучастия выборах

Прямые и косвенные выборы. прямые выборы- непосредственное избрание гражданами св. представителей в орг. гос-ва и отдельных должностных лиц. косвенные выборы: это выбор который проводится специальной создаваемой для этого избирательной коллегией

Пр. альтерноативности: на одно депут место должны претендовать несколько лиц

Пр. тайного голосования

36) Избирательный процесс: понятие и стадии:

Избирательный процесс это урегулированное законом и др. соц. нормами Дея-ть граждан органов организаций по подготовке проведению выборов в орг. гос. власти и м/с

Стадии:

Назначение даты выборов: в конституции, президент

Формирование избирательных округов: ( избирательные округа- это территориальные еденицы объединяющие граждпан для избрания в орг. гос. власти или м/с

3 вида избирательных округов( одномандатные многомандатные, общегосударственные

Создание избирательных участков

Формирование избирательных органов( парламентом, правительством,м/с, или на постоянной основе

Регистрация избирателей. Составление списков, автоматически либо через подачу соответствующего заявления

Выдвижение и регистрация коандидатов

Предвыборная агитация

Голосование6 в вых. день

Подсчет голосов и установление результатов выборов

37) Мажоритарная избирательная система: понятие, разновидности, оценка

Мажоритарная избирательная система: предполагает, что избиратель голосует за одного из кандидатов и избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей, а все остальные не получают мандатов

Виды:

абсолютного большинства: 50% + 1 голос, всех признанных действительными голосов в данном округе( но это не всегда вуозможно, поэтому проводятся 1-й и 2-й туры)

Квалифицированного большинства: получение еще большего числа голосов 5/3, 2/3 ит.д

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.