реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Японии

реферат
p align="left">В последнее время, когда эра безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать не-которые темные стороны финансирования избирательных кам-паний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.

Премьер- министр руководит работой Кабинета ми-нистров, координирует функции остальных членов правитель-ства и направляет их деятельность. Конституция предоставля-ет ему особые полномочия и отводит более половины содер-жания главы о правительстве.

Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права на-значать и смещать министров имеет возможность поддержи-вать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 77

.

В сфере управления государственным аппаратом, а так-же исполнения положений Конституции, законодательных актов и собственных решений у японского правительства име-ется достаточно много нерешенных проблем. Прежде всего это проблемы исполнительской дисциплины и эффективности управления. Не случайно поэтому последние избирательные кампании проходили под лозунгом административной рефор-мы и сокращения административных структур. Готовится пе-ресмотр Закона о Кабинете министров с целью расширения полномочий Премьер-министра, в том числе установления права Премьер-министра на личную инициативу в определе-нии принципиального политического курса и внедрения прин-ципа принятия решений Кабинета министров большинством голосов его членов, а не консенсусом. Предлагается расши-рить и укрепить аппарат помощников Премьер-министра, чтобы фактически образовать его собственный «мозговой центр», а также преобразовать канцелярию Премьер-министра в канце-лярию Кабинета министров, оставив ее в подчинении Премьер-министра. В канцелярию Кабинета министров предлагается включить государственный комитет общественной безопаснос-ти (общее руководство полицией, морской охраной, нарколо-гическим надзором), управление финансового надзора, управ-ление императорского двора, а также управление обороны. Для обеспечения успешной работы Кабинета министров в це-лом, возможно сохранение в составе Канцелярии кабинета ми-нистров секретариата.

Во главе каждого министерства находятся министр и два его заместителя -- парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чи-новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре-емственность политики и руководства).

Внутренняя организация министерств включает бюро (ди-ректораты), подразделяемые на секции. При наиболее важ-ных министерствах создаются административные комиссии (по типу американских административных комиссий и управлений), а также консультативные комиссии для изучения, разработ-ки назревающих проблем и информирования правительства. Они играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специали-стами и потому целиком зависят от компетентности своих под-чиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини-стра -- профессиональный чиновник со специальным образо-ванием.

Министр -- прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламент-ских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту -- около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не воз-главит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спе-шат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство -- отступление от общепринятых норм.

Будучи членом Парламента, министр не должен забывать своих избирателей. Насколько тесными бывают порой такие связи, может освидетельствовать пример бывшего премьер-министра К. Танаки, который, находясь под стражей по делу «Локхид», был переизбран в Парламент.

В Японии структура правительственного аппарата состоит из трех взаимосвязанных звеньев: карьерного чиновничества; полуправительствен-ных корпораций, выполняющих некоторые функции государственного управления и координации деятельности различных звеньев исполнительной власти, и персонала вспомогательных государственных органов.

Отличительные особенности японской публичной службы состоят в том, что:

1) в категорию государственных служащих здесь принято включать не только работников государственного аппарата, но также и лиц, работающих на предприятиях, принадлежа-щих государству (служащих государственных железных до-рог, работников телевидения, муниципальных школ);

2) по численности государственных служащих Япония ус-тупает странам Западной Европы или США;

3) система пожизненного найма государственных служащих практически исключает межведомственную мобильность и рота-цию кадров и позволяет иметь незначительный по численнос-ти персонал государственных служащих всех трех категорий.

В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь пред-принимательских, академических, профсоюзных кругов; кон-сультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правитель-ство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность инфор-мации, поступающей по официальным каналам, проводить не-зависимые экспертизы, исследования и в конечном итоге полу-чать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.

Вспомогательные органы при правительстве Японии раз-виваются быстрыми темпами. В целом же система вспомогательных органов имеет доста-точно отлаженную структуру. Органы, создаваемые при мини-стерствах и ведомствах, позволяют координировать и контро-лировать работу различных департаментов и отделов внутри ведомства, готовить согласованные и сбалансированные про-екты документов, поддерживать тесные контакты с другими заинтересованными ведомствами и соответствующими комис-сиями парламента.

Во многом сходные задачи, только на более высоком уров-не, приходится решать органам, создаваемым при правитель-стве. Например, координировать работу министерств и ве-домств, а не департаментов и отделов министерства. При Ка-бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной оборо-ны, а также канцелярия Премьер-министра, по правам при-равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ-нейших вопросов государственной деятельности Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 318.

Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие -- административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению пра-вил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов земле-пользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер--министру.

Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует развет-вленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конк-ретного политика.

Независимые органы. Это органы, которые неза-висимы от правительства. К их числу относятся прежде всего Ревизионный совет и Совет государственных учреждений.

Ревизионный совет призван контролировать государствен-ный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Кон-ституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, кото-рый представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчет-ным.

Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала пре-имущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.

5. Конституционные основы судебной власти

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип служит дополнительной гаран-тией объективности судей при выполнении служебных обязан-ностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст. 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су-дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска-ния. К числу конституционных гарантий независимости отно-сится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд едино-гласно решает, что гласность представляет опасность для пуб-личного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закры-того судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасно-сти публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступле-ниях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные гла-вой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 258.

В конце 1990 г. был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, воз-главляет судебную систему Японии Верховный суд, кото-рый состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби-нетом министров. Это суд высшей инстанции, который полно-мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав-ный судья Верховного суда назначается Императором по пред-ставлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр -- при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).

Народному пересмотру в ходе всеобщих парламентских выборов обычно подлежат кандидатуры более 6 судей. Например, в ходе парламентских выборов 20 октября 1996 г. проце-дуру пересмотра проходили 9 судей, которые были назначены за должность после всеобщих парламентских выборов 1993 г. после первого общенационального пересмотра назначения членов Верховного суда в 1949 г. через этот своеобразный тест прошло 115 верховных судей. Однако ни один из них не был уволен от должности в результате волеизъявления избирате-лей. Видимо, сам факт возможности публичного голосования «против» в ходе парламентских выборов для очень многих спо-собен выступать сдерживающим фактором.

Наиболее распространенный способ прекращения полно-мочий, предусмотренный для членов Верховного суда Консти-туцией и Законом о Верховном суде, -- уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назна-чения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государ-ственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.