реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Японии

реферат
p align="left">На Кабинет министров (Правительство) воз-ложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).

Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из» положений Конституции. Формально в ней компетенции ис-полнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров, для чего требуется предваритель-ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре-ние Парламента; организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука-зами только с разрешения соответствующего закона; принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг-чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо-чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительствен-ные указы, как и законы, подписываются компетентными го-сударственными министрами и контрасигнуются Премьер-ми-нистром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко зако-нодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей зако-нодательного процесса и др. наталкивается в стенах законода-тельного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 252-254.

.

Конституция Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учрежде-ны законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной ста-тьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные орга-ны не могут осуществлять судебную власть с правом вынесе-ния окончательного решения.

Главой государства в Японии является Император, согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего - остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6).

3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого Императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правления данного Императора считается первым годом соответствующей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Что¬бы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям - статьям Конституции, но и к фактической деятельности Императора. По Конституции (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

По совету и с одобрения Кабинета Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст. 7):

-- промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

-- созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

-- подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

-- подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

-- пожалование наград;

-- подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

-- осуществление церемониала.

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 314..

Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.

В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномочий.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами. Император -- это символ единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера.

Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императору приходится выполнять не только единолично, но и с членами императорской семьи. Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероприятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприятия, научные центры, художественные выставки и благотворительные мероприятия.

Как отмечают некоторые японские юристы и политические деятели, в связи с тем, что в Конституции отсутствует четкое разграничение между понятиями «государственные дела» и «государственная политика», отсутствуют статьи, запрещающие Императору затягивать выполнение решений представительного органа, равно как нет четко сформулированной процедуры роспуска Палаты представителей, Император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая Император этого никогда не делал. Следует также добавить, что жизнь Императора и его семьи окутана таинственностью и в отличие от других монархий приставленные к нему государственные чиновники постоянно ограждают его от контактов с внешним миром.

Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства

Кабинет министров (Првительство) фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из» положений Конституции. Формально в ней компетенции ис-полнительной власти посвящена всего одна статья. В соответ-ствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

-- добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

-- руководство внешней политикой;

-- заключение договоров, для чего требуется предваритель-ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре-ние Парламента;

-- организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;

-- составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

-- издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука-зами только с разрешения соответствующего закона;

-- принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг-чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо-чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительствен-ные указы, как и законы, подписываются компетентными го-сударственными министрами и контрасигнуются Премьер-ми-нистром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко зако-нодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей зако-нодательного процесса и др. наталкивается в стенах законода-тельного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов. Как свидетельствует статистика, лишь 83,6% внесенных японским правительством законопроектов принимается безоговорочно, в то время как в большинстве западных стран этот показатель гораздо выше. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 256.

Кабинет министров со-стоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст. 66). В нынешнем составе Кабинета 12 государ-ственных министров, возглавляющих соответствующие мини-стерства, и 8 государственных министров без портфеля, явля-ющихся главным образом советниками Премьер-министра, ко-торым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст. 66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая ст. 68). Фактически в состав Кабине-та очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру Премьер-мини-стра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостиже-ния соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени пе-рерыва в работе Парламента) решение Палаты представите-лей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каж-дая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему усмотрению может освобождать государственных министров от должности.

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом (часть третья ст. 66 Конституции). Поэтому в случае отставки Пре-мьер-министра или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового Премьер-министра.

В случае выражения Палатой представителей вотума не-доверия иди отказа в доверии правительству Премьер-министр принимает решение об отставке правительства, если в тече-ние 10 дней Палата представителей не будет распущена ука-зом Императора (в подавляющем большинстве случаев дела-лось второе).

Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов. В частности, Конституция предусматривает такую воз-можность в отдельных случаях. Государственные министры в период занятия ими своих должностей, указано в ст. 75, не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается пра-во привлечения к судебной ответственности. Столь гибкая нор-ма Конституции в отношении уголовной ответственности чле-нов правительства позволяет последним чувствовать себя уве-ренно в плане выполнения профессиональных обязанностей. Но не настолько, чтобы появились самоуверенность и чувство полной безответственности и безнаказанности. Указанная нор-ма не мешает правоохранительным органам проводить рассле-дование правонарушений, совершенных высокопоставленны-ми государственными чиновниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.