реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Классификация прав потребителей и их защита

реферат
. Меры самозащиты могут быть, как предусмотрены законодательством, так и вытекать из обычно принятых в обществе мер такого рода, не запрещенных законодательными актами; правовые средства предусматриваются законодательством.

3. Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей направлены на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей, тогда как меры самозащиты могут применяться и при отсутствии нарушения, поскольку, в большинстве своем, направлены на охрану прав и интересов управомоченного лица.

Кроме того, в юридической литературе высказана точка зрения, что самозащиту не следует относить к числу способов защиты гражданских прав, так как в данном случае можно говорить об особом порядке защиты, в рамках которого могут использоваться не противоречащие закону способы, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК). Между прочим, самозащиту стали относить к способам защиты гражданских прав только с введением в действие с 1 января 1995 года части первой ГК.

В отличие от самозащиты гражданских прав меры оперативного воздействия можно отнести к гражданско-правовым средствам защиты прав потребителей. Под ними понимают такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой прав к компетентным государственным органам. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2. Полутом 1 [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2006. - С. 418.

Для мер оперативного воздействия характерны следующие особенности:

1) они применяются, когда обязанная сторона допустила те или иные нарушения;

2) при использовании указанных мер не учитывается вина нарушителя, а также не учитывается, понес ли потерпевший убытки и в каком размере;

3) эти меры влекут соответствующее изменение прав и обязанностей и прежде всего для нарушителя (например, при предъявлении соответствующего требования потребителем у его контрагента появляется обязанность безвозмездно устранить недостатки в проданном товаре или заменить товар и т.д.);

4) меры применяются непосредственно управомоченным лицом, без обращения к компетентным органам.

Указанные меры носят название оперативных, поскольку являются средством быстрого и чувствительного для нарушителя реагирования на правонарушение, в чем заключается залог их эффективности. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - С. 145.

Разделяем позицию А.Е. Шерстобитова, что применение при защите прав потребителей мер оперативного воздействия имеет свою специфику. Шерстобитов А.Е. Указ. соч. - С. 112. Так, в отношениях с участием потребителей можно говорить о расширении круга субъектов, к которым могут быть применены меры оперативного воздействия, а, значит и о том, что эти меры могут применяться потребителем не только в рамках договорного правоотношения, но и за его пределами. Там же. - С. 112-113. Эта особенность характерна при приобретении товаров ненадлежащего качества, когда потребитель может предъявить требование не только продавцу, но и изготовителю товара либо организации, выполняющей функции продавца или изготовителя. Другой особенностью является то, что в случае невыполнения контрагентом требований потребителя в сроки, предусмотренные Законом, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные этим законодательным актом (п.2 ст.23, ч.4 ст.30, абз.2 п.3 ст.31 Закона), т.е. потребитель может вновь применить меры оперативного воздействия.

К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуются в юрисдикционной форме - в судебном или административном порядке. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2. Полутом 1 [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2006. - С. 421.

В свою очередь, указанные меры подразделяют на два блока: к первому относят меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности (например, присуждение к исполнению обязанности в натуре); ко второму - меры гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

Под гражданско-правовой ответственностью понимается одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего. Там же. - С. 431.

К числу особенностей гражданско-правовой ответственности следует отнести:

1) ответственность носит имущественных характер;

2) это ответственность одного участника гражданского правоотношения перед другим (отдельные случаи, когда законодательство предусматривает возможность применения санкций в пользу государства являются исключениями);

3) размер ответственности, как правило, соответствует размеру причиненного вреда (убытков);

4) равные по объему меры ответственности применяются к различным участникам гражданского оборота за однотипные правонарушения. Договорное право: В 2 кн. Кн. 1: Общие положения [Текст] / Под ред. Брагинского М.И., Витрянского В.В. - М., Статут. 2001. - С. 492-493.

При защите прав потребителей используются следующие меры гражданско-правовой ответственности: возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда. Однако некоторые из указанных мер потребитель может предъявить контрагенту самостоятельно без обращения к соответствующим органам (возмещение убытков и взыскание неустойки). Перечисленные меры занимают важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. Некоторые из указанных мер (средств) рассматривались во второй главе настоящей работы, что сделано с целью обеспечения единства рассмотрения прав потребителей (например, компенсация морального вреда).

Одними из важных гражданско-правовых средств защиты прав потребителей являются взыскание неустойки и возмещение убытков.

Под неустойкой признается определенная законом или договором, денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в. случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК).

Применительно к рассматриваемой сфере характерно то, что неустойка предусматривается Законом. Так, ст.23 Закона за просрочку выполнения требований потребителя, предъявленных при продаже товаров ненадлежащего качества, предусматривает неустойку (пеню), которая уплачивается контрагентом за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара. При этом цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено его контрагентом, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Решением Автозаводского районного суда расторгнут договор кули-продажи автомобиля между гражданином М. и ОАО "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ".

С ОАО "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ" в пользу М. взысканы стоимость автомобиля, 15 000 руб. неустойки, 1 500 рублей компенсации морального вреда, а также госпошлина в доход государства 4 780 руб.

Кроме того, в пользу М. взыскано с производителя автомобиля ОАО "АвтоВАЗ" 15 000 руб. неустойки, 1 500 руб. компенсации морального вреда, а также госпошлина в доход государства 1 560 руб. .

Судебная коллегия по гражданским делам решение частично отменила, указав следующее.

Исходя из смысла ст.18, 24 ФЗ РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя о взыскании неустойки, компенсации морального вреда не могут быть заявлены одновременно и к продавцу и производителю. Такие требования с основным требованием о расторжении договора купли-продажи заявляются к продавцу.

Между тем суд взыскал неустойку и компенсацию морального вреда, как с продавца, так и с производителя автомобиля.

Решение в части взыскания неустойки и компенсации морального вреда с производителя автомобиля ОАО "АвтоВАЗ" отменено Извлечение из определения судебной коллегии по гражданским делам от 04.02.2004 [Текст] // Судебная практика. Самара.-2005.- № 4.-С.2..

За нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем, на основании п.1 ст.28 Закона, новых сроков, или сроков удовлетворения требований потребителя, предъявленных им при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), также предусматривается неустойка (пеня), которую исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена - общей цены заказа. При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги), а если она не определена - общей цены заказа. Сам размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день его добровольного удовлетворения или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Предусмотренный Законом размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон, поскольку указанный акт этого не запрещает (п.2 ст.332 ГК). Кроме того, в абз.1 п.5 ст.28 Закона предусмотрена возможность установления в договоре о выполнении работ (оказании услуг) более высокого размера неустойки.

Однако суд, в соответствии со ст.333 ГК, вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Кроме взыскания неустойки (пени), потребитель вправе потребовать возмещение причиненных ему убытков (определение и основания возмещения убытков уже рассматривались в работе), которые выплачиваются, если иное не установлено законом, в полной сумме сверх неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (п.2 ст.13 Закона). При этом необходимо иметь в виду, что уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства перед потребителем в натуре (п.3 ст.13 Закона).

Однако, согласно п.4 ст.13 Закона, контрагент потребителя освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (например, п.6 ст.18 Закона к основаниям, освобождающим контрагента потребителя от ответственности за недостатки товара, относит нарушение потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы).

В соответствии с п.6 ст.13 Закона, в случае удовлетворения судом требований потребителя, установленных законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Заключение

В заключение хотелось бы отменить, что принятие закона "О защите прав потребителей" стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. В главе IV Закона раскрывается компетенция в сфере защиты прав потребителей не только государственных органов и общественных объединений потребителей, но и органов местного самоуправления, поэтому название главы 1У Закона необходимо изложить в следующей редакции: "Глава 1У. Государственная, муниципальная и общественная защита прав потребителей". Кроме того, в абз.1 преамбулы Закона, где перечисляются права потребителей, слова "государственную и общественную защиту их интересов" необходимо заменить словами "государственную, муниципальную и общественную защиту их интересов".

2. Учитывая, что при прямых продажах присутствует, как правило, элемент неожиданности, психологического воздействия продавца или исполнителя (представителя продавца или исполнителя) на потребителя, что потребитель часто не в состоянии сравнить качество и цену предложения с другими предложениями, и, следовательно, есть опасность ущемления прав потребителя, необходимо предусмотреть в Законе право потребителей на отказ от таких договоров.

С учетом изложенного, предлагаем главу I Закона дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.