Классификация прав потребителей и их защита
91 Содержание - Введение
- Глава 1. Общие понятия прав потребителей и их защиты
- 1.1 Понятие и сущность прав потребителей
- 1.2 Понятие защиты прав потребителей и природа используемых для их защиты гражданско-правовых средств
- Глава 2. Классификация прав потребителей
- 2.1 Общие права потребителей
- 2.2 Специальные права потребителей
- Глава 3. Защита прав потребителей гражданско-правовыми средствами
- 3.1 Виды форм защиты прав потребителей
- 3.2 Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей
- Заключение
- Библиографический список
ВведениеАктуальность темы исследования. Рост благосостояния граждан связан не только с повышением реальных денежных доходов населения, с развитием и укреплением социальной сферы, но и с предоставлением возможности для граждан рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья и имущества, т.е. напрямую связан с обеспечением и защитой их прав как потребителей.Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, появилось лишь в двадцатом веке. Его принятие было обусловлено расширением ассортимента товаров (работ, услуг), сложностью и динамичностью технологий производства, развитием экономических связей, а также значительным увеличением количества хозяйствующих субъектов. При таких условиях гражданин-потребитель на рынке оказался в неравном положении по сравнению со своими контрагентами - изготовителями, исполнителями, продавцами. Это неравенство вызвано не только экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, с отсутствием у них специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д. Безусловно, такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов потребовало принятия мер по охране интересов потребителей, важнейшей из которых явилось принятие специального законодательства о защите прав потребителей.Правоприменительная практика по делам данной категории выявляет массу проблем в этой области - пробелы в законодательстве, коллизии норм, просчеты в механизме защиты прав потребителей.Проблемы в области защиты прав потребителей представляют очень большой интерес, так как они требуют серьезной теоретической базы, и при этом исключается возможность вспомнить "хорошо забытое старое", как, например, в ситуации с ценными бумагами, акционерными обществами, либо прибегнуть к опыту других стран, так как и для мировой правовой теории защита прав потребителей - явление новое. Учитывая это, передовая юридическая мысль должна приложить усилия для теоретического обоснования защиты прав потребителей и помочь этим законодателю и правоприменительным органам.Настоящее научное исследование направлено на анализ теоретических и организационно-практических проблем в области гражданско-правовой защиты прав потребителей в целях совершенствования законодательства о защите прав потребителей и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.Степень научной разработанности. В качестве теоретической основы были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, М.И. Брагинский, В.С. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, В.П. Грибанов, В.С. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Я.Е. Парций, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, А.М. Эрделевский и другие.Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским, разработать предложения по его совершенствованию.Поставленная цель достигается решением следующих задач:исследовать понятия: "права потребителей", "защита прав", "правовые средства";провести анализ законодательства о защите прав потребителей;раскрыть права потребителей;провести анализ юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты прав потребителей;рассмотреть гражданско-правовые средства защиты прав потребителей;выявить проблемы, существующие в российском законодательстве о защите прав потребителей, и выработать научно-практические рекомендации по их разрешению.Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в Российской Федерации между потребителями, с одной стороны, и их контрагентами - изготовителями (исполнителями, продавцами), с другой. Предметом исследования являются права потребителей, формы защиты их прав и гражданско-правовые средства защиты указанных прав.Методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно - научные методы: сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.Глава 1. Общие понятия прав потребителей и их защиты1.1 Понятие и сущность прав потребителейПрежде чем обратиться к анализу и характеристике понятия "права потребителей", необходимо иметь четкое представление о том, кто такой потребитель и кто относится к его контрагентам.В действующем в нашей стране законодательстве термин "потребитель" встречается довольно часто. Трактовка этого термина в различных нормативно-правовых актах разнообразна. Так, в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426. под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.В настоящей работе речь пойдет об узкой трактовке термина "потребитель", которая дается в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140., где разъясняются основные понятия, используемые в нем.Согласно Закону, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются в виду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, при применении норм указанного Закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям. Кроме того, Закон не применяется, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности; а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.В качестве потребителя Закон рассматривает и гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм Закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст.8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.Согласно Закону, потребителем может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. Например, гражданин, которому был подарен товар, члены семьи купившего товар гражданина.Я. обратился к мировому судье с иском к ООО "Энергия" о замене некачественного товара или взыскании его стоимости, компенсации морального вреда, возмещении расходов на проведение экспертизы. В исковом заявлении указано, что 18.08.2003 она приобрела у ответчика машинку для стрижки волос. В гарантийный период эксплуатации у машинки обломился зубчик нижнего рабочего полотна, в связи с чем она обратилась к продавцу с письменной претензией, однако ответа не получила.Решением мирового судьи судебного участка N 23 Ленинского района г. Самары от 18.08.2003 договор купли-продажи машинки для стрижки волос расторгнут, в пользу Я. взыскано в счет возмещения материального ущерба 2 680 руб., а также компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.Апелляционным решением Ленинского районного суда г. Самары решение мирового судьи изменено в части определения размера компенсации морального вреда, в остальной части решение оставлено без изменения.Президиум Самарского областного суда апелляционное решение отменил, указав следующее.Факт приобретения Я. у ответчика машинки для стрижки волос и некачественность данного товара вследствие наличия в нем производственного дефекта подтверждался материалами дела и никем по делу не оспаривался.В соответствии с нормами Федерального закона "О защите прав потребителей", потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Между тем объяснения Я. о том, что машинку она купила для того, чтобы использовать ее на работе, так как она работает парикмахером, судом второй инстанции были оставлены без внимания и оценки.При таких обстоятельствах апелляционное решение Ленинского суда от 30.11.2004 нельзя признать законным и обоснованным.Апелляционное решение суда отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда N 0706/607 от 15.09.2005 года [Текст] // Судебная практика. Самара.- 2006.- № 3.-С.2..В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия "потребитель". Так, Э. Корнилов считает целесообразным внесение изменений в понятие "потребитель", включив в него помимо физического и юридическое лицо, ограничив пределы применения норм Закона к последнему сферой личного потребления. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей. [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.68.Полагаем, что включение в понятие "потребитель" в определенных случаях юридических лиц приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как принятый Закон имеет основную цель - защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке. Юридические лица имеют возможность защитить себя без предоставления им дополнительных прав, которые предусмотрены Законом для граждан-потребителей: альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, возмещение морального вреда и т.д.Как нам представляется, понятие "потребитель" четко определено в Законе, соответствует ГК, и отсутствует необходимость на сегодняшнем этапе вносить в него изменения и дополнения.Другой стороной в отношениях с потребителем выступает изготовитель (исполнитель, продавец). Под понятиями "изготовитель", "исполнитель" и "продавец" законодатель, прежде всего, подразумевает любые организации, являющиеся юридическими лицами. Согласно ст.50 ГК, юридические лица могут быть как коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, так и некоммерческими организациями, т.е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между её участниками. Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством РФ порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, исполнители, продавцы на территории Российской Федерации.Кроме организаций, изготовителем (исполнителем, продавцом) может выступать, согласно Закону, индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст.23 ГК, индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. На индивидуального предпринимателя возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации.Как вытекает из Закона, действие его на отношения граждан между собой не распространяется. На это обстоятельство обращено внимание в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" Российская газета. - 1994. - № 230. - С. 13., где указано, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, как следует из п.4 ст.23 ГК, если гражданин в нарушение требований п.1 указанной статьи ГК осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд может возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ "О защите прав потребителей".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|