p align="left">Но, отмечая эту несомненную связь подхода Сен-Симона к проблемам общественного развития с просветительскими идеями его эпохи, важно обратить внимание и на то, что существенно отличает его от предшествен-ников. Социальная наука, по убеждению Сен-Симона, должна стать наукой позитивной, основанной на рас-смотрении фактов и подобной естественным наукам. В отличие от французских просветителей XVIII в., Сен-Симон видел в истории человечества закономерный процесс развития общества. Каждый этап в прогрессе человеческих знаний поднимал общество на новую, более высокую ступень развития. Идея закономерного, детерминированного прогрес-сом человеческих знаний развития общества приводит Сен-Симона к еще одному отличающему его от просве-тителей XVIII в. выводу: «золотой век» человечества не в естественном состоянии, оставшемся в прошлом, а впереди -- в разумном общественном строе, основан-ном на позитивной науке,-- «золотой век, который сле-пое предание относило до сих пор к прошлому, нахо-дится впереди нас». Исторический оптимизм Сен-Симона -- не новое яв-' ление в утопическом социализме. Заслуга мыслителя в том, что он попытался доказать неизбежность уста-новления справедливого общественного строя, опираясь на представление о закономерном восходящем разви-тии человеческого общества. Эта попытка была основана на идеалистическом толковании исторического про-цесса, однако в его идеалистических в целом рассужде-ниях просматриваются и материалистические мотивы. В работах Сен-Симона встречаются утверждения, что собственность служит основой общественного здания, что сама Французская революция была подготовлена и перемещением собственности от дворянства к третьему сословию. В истории человечества Сен-Симон выделяет три главных этапа-- теологический, метафизический и и позитивный (эта периодизация была воспринята О. Контом). Для первого этапа было характерно господ-ство религиозных представлений, свойственных антич-ному и феодальному обществу. Второй этап характе-ризуется крушением религиозных представлений, на смену которым приходят абстрактные философские идеи. Это эпоха крушения феодализма, завершенная Французской революцией. Для третьего этапа харак-терно господство позитивной науки, в соответствии с которой и будет создано справедливое общество, названное Сен-Симоном «промышленная система». В своих ранних произведениях Сен-Симон писал о трех классах -- ученых, собственниках и неимущих, занимающих различное социальное положение. Однако в более поздних работах он избирает иной критерий -- роль в производстве и обмене. В соответствии с этим Сен-Симон говорит о промышленном и паразитическом классах. К первому, составляющему, по его утвержде-нию, 24/25 всей нации, он относит всех занятых в ду-ховном и материальном производстве и обмене -- ученых, пролетариев, фабрикантов, торговцев, банки-ров. Во второй входят дворяне, рантье, чиновники, военные, юристы. которые на нее возлагались. Власть не перешла от паразитического класса к промышленному, и результатом революции не стало создание промышленной системы. Поэтому существующее общественное и политическое устройство, утверждал Сен-Симон, крайне неразумно. Современное ему общество -- это «мир, перевернутый вверх ногами». В нем неимущие вынуждены лишать себя части средств существования, чтобы умножать богатство собственников. Политическая система Анг-лии после революции XVII в., высоко ценимая Мон-тескье, остается, по мнению Сен-Симона, феодальной системой. Справедливое социальное устройство -- промышлен-ная система, основанная на позитивных научных зна-ниях. Решающим средством ее достижения является проповедь нового христианства, направляющего обще-ство к великой цели «улучшения участи бедного клас-са». Эта проповедь должна быть обращена к просве-щенным промышленникам и правителям европейских государств, которые, проникшись идеями нового хри-стианства и следуя своему нравственному чувству, совершат преобразования, ведущие к промышленной системе, в интересах народа, но без него. Сен-Симон считал, что ученые, фабриканты, банкиры принадлежат к одному классу с пролетариями; у них общие интересы и они естественные вожди пролетариев, заинтересован-ные в улучшении морального и физического состояния последних. Не трудно заметить в этих рассуждениях Сен-Симо-на его ошибочные представления о закономерностях общественного развития («мнение правит миром»), о ха-рактере классовых взаимоотношений в современном ему обществе (фабриканты -- естественные вожди пролета-риев). Но важно обратить внимание и на то, что его цель -- «справедливое решение судьбы самого многочи-сленного и самого бедного класса». Это решение, соглас-но концепции Сен-Симона, дается промышленной систе-мой. Цель промышленной системы -- возможно лучшее применение, распространение, развитие и накопление знаний для удовлетворения потребностей человека. Сен-Симону совершенно чужды идеи аскетизма, свойствен-ные многим предшествующим представителям утопиче-ского социализма. Цель общества будет достигнута созданием в масштабе всей страны единой централизо-ванной системы планового хозяйства. Такая система -- Сен-Симон называет ее ассоциацией -- не предполагает уничтожения частной собственности, но подчиняет ее плановому началу. Все члены ассоциации будут обяза-ны трудиться и получат такую возможность -- одни будут заниматься умственным трудом, другие физиче-ским. «Целью всех трудов моей жизни,-- писал Сен-Симон,-- было создать всем членам общества широчай-шие возможности для развития их способностей». Опираясь на эту идею Сен-Симона, его ученики сформулировали известный принцип «каждой способ-ности по потребности». Политическая организация ассоциации Сен-Симону в принципе безразлична. Он считал королевскую власть надклассовым институтом, подходящим к любой со-циальной системе. Поэтому и при строе ассоциации королевская власть сохранится, как сохранятся пра-вительство и парламент. Но их роль станет второсте-пенной; основной их функцией, по мнению Сен-Симона, будет поддержание порядка. В ассоциации же люди станут выполнять свои обязанности добровольно и по-рядок, как правило, нарушаться не будет. Сен-Симону принадлежит мысль о том, что при новом строе место системы управления людьми займет система управле-ния вещами и процессами производства. Соответственно на первый план- выдвинутся такие органы управления, как совет ученых (Академия), разрабатывающий пла-ны хозяйственного развития, и совет промышленников, руководящий реализацией этих планов. В этих условиях сама политика из науки об управлении людьми пре-вратится в науку об управлении производством. Учение Сен-Симона о процессах общественного развития, его движущих силах, характере классовых взаимоотношений, путях и средствах перехода к спра-ведливому социальному строю глубоко ошибочно и во многом фантастично. Но в учении Сен-Симона есть и глубокие мысли, сделавшие его одним из крупнейших представителей утопического социализма. Это идея исторического детерминизма, закономерности- обще-ственного развития и перехода к справедливому со-циальному устройству. Сен-Симон писал о необходимо-сти планового развития хозяйства, о праве на труд и обязанности трудиться, о всестороннем развитии спо-собностей человека и максимальном удовлетворении его потребностей. Ему принадлежит, наконец, идея отмирания собственно политических функций власти и превращения политики в науку об управлении про-изводством,-- идея, которая может быть охарактери-зована как мысль об отмирании государства. 66.Власть, право и государство по представлениям Щ. Фурье Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму. Примерно в те же годы, когда были опубликованы работы Сен-Симона, появились труды другого великого французского утопического социалиста -- Франсуа Мари Шарля Фурье (1772--1837 гг.). Основные из них: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808 г.) и «Новый промышленный и общественный мир» (1829 г.). Для теории Фурье характерна блестящая, гораздо более глубокая и обстоятельная, чем у Сен-Симона, критика результатов буржуазной революции, капита-лизма, его правовой системы. В этом Фурье нет равных во всем утопическом социализме. Фурье, как и Сен-Симон, воспринимает идейное на-следство предреволюционной Франции. Но если Сен-Си-мон решающую роль придавал разуму, то Фурье отво-дит разуму второстепенную роль, выдвигая на первый план идею вечной и неизменной природы человека, свойственный ей механизм человеческих страстей. Страсти -- активное начало социального движения, разум -- лишь регулирующее начало. Два фактора, по мнению Фурье, характеризуют раз-витие человечества, социальный прогресс -- эмансипа-ция женщин и развитие производства. «Расширение прав женщин,-- писал он,-- есть основной принцип всякого социального прогресса». Как отмечал Энгельс, Фурье «первому принадлежит мысль, что в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эманси-пации»3. Вторым-признаком каждого исторического периода Фурье считал уровень развития производства: «Преоб-разование производства -- непременный путь ко вся-кому благотворительному преобразованию иного рода». Ф. Энгельс высоко оценил эту идею Фурье, который в отличие от других утопических социалистов «больше обратил свое внимание на общественную организацию человеческой 'деятельности, чем на распределение про-изводимых ею продуктов» 4. Вся предшествующая история человечества -- исто-рия неудовлетворенности человеческих страстей, их по-давления и дисгармонии, утверждал Фурье. Это ха-рактерно, писал он, и для современного состояния об-. щества -- «строя цивилизации». Фурье беспощадно вскрывает материальное и моральное убожество буржу-азного мира, разоблачает его несоответствие «царству разума», обещанному французскими просветителями. Это «мир наизнанку», «мир дыбом, социальный ад», в котором «бедность рождается из самого изобилия», где «каждый индивид находится в непрерывной войне с коллективом». , При цивилизации все страсти людей извращены: врач заинтересован, чтобы его пациенты часто болели, архитектору нужен пожар, портной и сапожник же-лают, чтобы их изделия скорее изнашивались и т. д. и т. п. Несмотря на изобилие продуктов, 8 миллионов французов не едят хлеба, а 25 миллионов не пьют вина, хотя урожай винограда бросается в мусорные ямы. Этот извращенный порядок поддерживается силой государства, являющегося слугой богатых и вооружаю-щего небольшое, число рабов против массы рабов без-оружных. Его законы хороши только для тех, кто их издает. Провозглашенная революцией свобода оказа-лась фикцией, ибо в физическом смысле она должна предусматривать освобождение человека от рабства труда, а в социальном -- свободу выбора занятий по своим склонностям. На практике труд превратился в проклятье, а фабрики в «смягченную каторгу». Люди потеряли века, рассуждая о правах человека, но «совер-шенно упустили самое элементарное право -- право работы, без которого все остальные превращаются в нуль». Именно поэтому много прав существует на бумаге, но не в действительности. Это великое и основ-ное право -- право на труд, без которого ничего не стоят все остальные права,-- неосуществимо при цивилиза-ции,, утверждал Фурье. Как и Сен-Симон, Фурье опасается нового революци-онного взрыва и связывает свои надежды на устранение строя «цивилизации» с проповедью, обращенной ко всем классам и преимущественно к богачам, которых, по его мнению, цивилизация не сделала счастливыми, и к правителям европейских государств. Он призывал способствовать реализации его проектов Ротшильда, Наполеона I, а затем и Бурбонов. Он считал, что все монархи, в том числе крупнейшие -- русский царь и саксонский король,-- заинтересованы в социальных преобразованиях, нужно только показать им преиму-щества нового строя, обеспечивающего полное и гармо-ничное развитие всех человеческих страстей. Описываемый Фурье строй социальной гармонии, который он называл строем ассоциации -- «социетар-ным строем», на первых этапах предполагает создание земледельчески-промышленных производственных ас-социаций -- фаланг 5, объединяющих на добровольных началах представителей всех классов. Вступая в фалан-гу, одни вносят в общее пользование свой капитал, другие свой труд, третьи свои знания. Трудовые занятия избираются каждым членом фаланги в соответствии со склонностями и прошлым жизненным опытом. Они не обременительны и меняются через полтора-два часа работы. В результате труд станет радостным, превра-тится в первую жизненную потребность. Самая возвы-шенная страсть человека -- энтузиазм -- породит твор-ческие порывы в труде, разовьется соревнование, что приведет к громадному повышению производительности труда, всестороннему удовлетворению потребностей членов фаланг. Правила, регулирующие жизнедеятельность фаланг, устанавливаются самими их членами и потому соблюдаются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый ареопаг, который будет не диктатором, а советчиком. Гармония интересов членов фаланг обеспечивается и справедливым, по мнению Фурье, распределением общественного продукта -- 5/12 по труду, 4/12 по капиталу и 3/12 по таланту. Это упрочит союз «капитала, труда и таланта*, сотрудни-чество труда и капитала в интересах прежде всего труда. Вместо несправедливого принципа цивилиза-ции -- «должно быть много бедных, чтобы было не-сколько богатых*,-- строй ассоциации утвердит прин-цип гармонии интересов всех -- «надо, чтобы бедные пользовались постепенно увеличивающимся достатком, дабы богатые были счастливы». В дальнейшем, по мере роста общественного богатства и перехода к более высо-ким ступеням развития, распределение по капиталу вообще потеряет смысл.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|