p align="left">По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на: а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ); б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ; в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; |) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы - сводные законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный кодексы и т.д.). Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Подзаконными актами называются нормативно-правовые акты Президента. Правительства, министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания, постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления исполнительных органом субъектов РФ. приказы, инструкции и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона. В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежи! нормативным указам Президента как главы государства. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ. В случае противоречия Конституции Р.Ф, федеральным законам и Президента могут быть отменены последним. Следующий вид подзаконных нормативно-правовых актов - это акты министерств " ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акгы развивают. конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ. В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции). Действие нормативно-правовых актов ограничивается во времени и в пространстве. Обычно закон вступает в силу с момента его принятия или опубликования, иногда в самом законе указывается срок его вступления в законную силу. Действует закон до его отмены, строго определенный срок или до принятия нового. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией РФ и государственным суверенитетом. (Территория России включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды, территориальное море. Воздушное пространство над ними). Закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. Вместе» тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяются на граждан данного государства независим" от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание но законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатически* " консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписан 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ-договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Нормы права, регулирующие определенный вид однородных отношений, объединяются в правовой институт, например, нормы, регулирующие отношения собственности институт, избирательную процедуру - второй, трудовые отношения третий и т.п. Совокупность связанных между собой норм (правовой институт), регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества называются отраслью права. Отрасли Нрава различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет - это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод - это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. Ведущее место в системе права занимает государственное или конституционное право- Государственное право - отрасль права, объединяющая совокупность норм, регулирующих основы экономической, политической и социальной жизни общества. Конституционное право - основная и фундаментальная отрасль права, на основе которой формируются другие отрасли права. Государственное право закрепляет основы общественного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Важнейшим нормативным актам, закрепляющим основы государственности, является Конституция РФ. Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся " процессе управленческой деятельности исполнительных и распорядительных органов государства. Административное право определяет структуру и компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов правительства, министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местного самоуправления. Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционировании банков. других финансовых учреждений. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными органами. В первую очередь но связано с формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п. Трудовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними производные отношения между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросов наследования, авторства, изобретательства, «щиты чести, достоинства, деловой репутации. Хозяйственное право - это совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления, регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения между различными организациями. Семейное право - совокупность правовых норм, определяющих порядок вступления в брак, основание его прекращения, личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и другими родственниками. Земельное право - отрасль права, регулирующая земельные отношения в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель. Земельное право регулирует также вопросы отчуждения земельных угодий. Экологическое право - система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды. Уголовное право регулирует отношения, связанные с преступлениями и установлением наказаний за их совершение. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления. Международное право регулирует отношения между государствами по различным вопросам общения и сотрудничества. Эта отрасль не входит в систему государственного права России, она носит надгосударственный характер. Все перечисленные выше отрасли права относятся к материальному праву. Помимо этого выделяются процессуальные отрасли права. К ним принадлежат: гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность судебных органов и других участников гражданского процесса в связи с защитой охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания по рассмотрению и расследованию уголовных дел. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел. Правонарушение и юридическая ответственность 1. Понятие правонарушения 2. Понятие юридической ответственности 3. Законность и правопорядок 4. Признаки правового государства В общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом. Законом устанавливаются признаки правонарушения, позволяющие отличить его от других антиобщественных поступков людей. К признакам правонарушения относятся: а) противоправность деяния; б) деяния дееспособных вменяемых лиц: в) наличие вины лица, совершившего противоправное деяние. Противоправность - обозначает лишь то деяние, которое нарушает закон и запрещено нормами права. Противоправность может быть выражена в отступлении от требований права (хищение чужого имущества); в нарушении конкретной юридической обязанности (неуплата налогов); в использовании права вопреки его назначению (злоупотребление правом). Деяния дееспособных вменяемых лиц - это деяния лиц. достигших установленного законом возраста юридической ответственности и способных отдавать отчет в своих действиям руководить своими поступками. Вина проявляется в виде умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния. Таким образом, правонарушение - это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный (вредный) характер, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки. В понятии правонарушения выделяются объективные и субъективные признаки, которые к своей совокупности образуют состав правонарушения. В состав правонарушения входят: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения: 4) субъективная сторона правонарушения. Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, способное, согласно закону, отвечать за свои действия, а также организация. (Субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать только физическое, вменяемое лицо, достигшее определенною возраста). Объект правонарушения составляют общественные отношения, которые регулируются и охраняются законом. Объективная сторона правонарушения характеризуется как противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на определенный объект - охраняемые законом общественные отношения, при этом устанавливается необходимая причинная связь между противоправным деянием и его общественно вредными последствиями. Субъективная сторона правонарушения показывает виновность лица, совершившею противоправное деяние, характеризует его психическое отношение к содеянному. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих состав правонарушения, ведет к тому, что подобное деяние не может считаться правонарушением и, следовательно, не влечет за собой установленную законом ответственность. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления - это особо общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений - проступкам. Проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на: 1) административные; 2) дисциплинарные; 3) гражданские правонарушения. Административные проступки - это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дородного движения, противопожарной безопасности и др.). Дисциплинарные проступки - это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины. Гражданские правонарушения (проступки) состоят в неисполнении или в ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|