реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники и отрасли российского права

реферат
p align="left">Предметом экологического права являются экологические общественные отношения. Эти отношения обусловлены наличием экологических систем в окружающей нас природной среде, представляющей собой систему экологических систем. Конституция РФ (ст. 42 и 58) обозначает объектом правоотношений окружающую среду в целом. Под этим следует понимать не только компоненты природной среды, а всю совокупность материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Специфика эколого-правового регулирования обусловлена особенностями экосистем, каждой из которых присущи следующие признаки:

1. Составные элементы экосистемы - это объекты естественного происхождения: земля, недра, вода, леса, дикая фауна, атмосферный воздух, естественно произрастающая растительность, различные организмы. Те объекты, в которые вложен человеческий труд либо основой возникновения которых был таковой, нельзя относить к элементам экосистемы. В зависимости от характера происхождения того или иного объекта осуществляется и правовое регулирование: использование искусственно созданного объекта регулируется нормами гражданского законодательства, а использование объекта естественного происхождения -нормами гражданского законодательства в совокупности с нормами экологического права.

2. Любая экосистема характеризуется замкнутостью, т.е. самостоятельным, без посторонней помощи, функционированием. В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает обеспечение безопасности замкнутого функционирования экосистем: например, недопустимость повреждения почвенного покрова естественных угодий, повреждения лесных деревьев, нарушения гидрологического режима водоемов, режима почвенной влаги и др.

3. Все экосистемы взаимосвязаны друг с другом внешними связями (взаимосвязи между естественно-природными объектами) и внутренними (взаимосвязи между элементами тех или иных природных объектов, существующие внутри них).

Объективная взаимосвязь экосистем обусловливает в экологическом праве наличие принципа системного правового регулирования: каждое действие, связанное со вторжением в природные экосвязи, должно быть безопасно для них.

4. Каждая экосистема отличается биопродуктизностью: почвы - плодородием; фауна -размножением особей; деревья - способностью давать плоды и семена и т.д.

В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает сохранение и повышение биопродуктивности каждого используемого объекта.

Экологическое право помимо предмета правового регулирования характеризует наличие особого метода правового регулирования, т.е. способа правового вмешательства. Эколого-правовое регулирование содержит в себе практически весь арсенал способов, применяемых в других отраслях права. Вместе с тем экологическое право обладает специфическим методом экологизации, при котором весь арсенал прав направлен на обеспечение гармонии экологических и экономических начал в обществе. Это означает, что необходимо прежде всего соблюдать экологический интерес ненарушения природы как системы экологических систем и лишь при соблюдении этих условий делать так, как того требуют экономические интересы. Например, проявлением такого метода является содержание некоторых статей Лесного кодекса, в котором межхозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Экологическое право, как отрасль права, состоит из Общей и Особенной частей, каждая из которых состоит из институтов, представляющих собой совокупность правовых норм. В общую часть экологического права входят такие институты, как право собственности на природные объекты; право экологопользоваиия; государственное регулирование экопользования; эколого-правовая ответственность и др. Причина выделения данных институтов состоит в их универсальном для всех других институтов экоправа характере. Сказанное дает основание сформулировать понятие экологического права как самостоятельной комплексной отрасли права, направленного на регулирование экологических имущественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений. В Особенной части экологического права содержатся институты эколого-правового режима основных природных объектов (земли, ее недр, вод, лесов и т.д.), а также эколого-правового режима природных комплексов, находящихся в сфере сельскохозяйственного, несельскохозяйственного производства и других сферах антропогенного воздействия.

Экологическое право включает в себя наличие особых принципов правового регулирования, представляющих собой руководящие начала, определяющие направленность данной отрасли права. К числу принципов экологического права Общей части следует отнести Принципы строго целевого использования природных объектов и др. К числу принципов теологического права Особенной части относятся принципы-приоритеты: приоритет земель сельскохозяйственного назначения; приоритет земель природоохранного назначения; Приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет лесов защитного назначения и др.

Так как окружающая природная среда представляет собой взаимосвязанную систему экосистем, в связи с этим системным и целостным должно быть и экологическое законодательство. Однако подобное пока не достигнуто и нормы экологического права содержатся во многих источниках права; в том числе, относящихся к другим отраслям законодательства.

Главным нормативно-правовым актом, специально направленным на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере является закон «Об охране окружающей природной среды».Основная идея этого закона - правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм: закрепляющими нормативные качества окружающей природной среды; закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; определяющими механизм исполнения этих требований.

Эколого-правовое регулирование использования природных объектов как базовых элементов окружающей природной среды (природы как системы экологических систем) осуществляют также другие нормативно-правовые акты, среди которых следующие: Земельный кодекс РФ; Закон РФ о недрах; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Федеральный Закон «О животном мире»; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»; Закон РФ «Об экологической экспертизе», Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Вышеназванные нормативные акты следует отнести к числу специальных природно-ресурсовых. Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит массив общих нормативных актов, в которых содержатся эколого-правовые нормы.

Экологический кризис, поразивший Россию, как и большинство цивилизованных стран, вызывает потребность в разработке особого нормативно-правового акта - Закона РФ «Об охране окружающей среды». Предпосылки этого закреплены в Конституции РФ, где сказано -каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ); природные бъекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Эколого-правовая ответственность - это разновидность юридической ответственности. Под эколого-правовой ответственностью понимается обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Экологическое правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут за такого рода правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации -- административную и гражданско-правовую ответственность (в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и иными законодательными актами РФ, субъектов РФ).

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Причем, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с Трудовым законодательством.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Санкции за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением), содержит обязанность и определяет порядок полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 88); возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду (ст. 89); возмещение вреда, причиненного имуществу граждан (ст. 90). Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде (ст. 91).

92

в) совокупность материальных объектов;

г) совокупность культурно-исторических объектов.

2. Метод экологического права предполагает:

а) соблюдение экологического интереса ненарушения природы как системы экологических систем;

б) соблюдение требований экономических интересов;

в) соблюдение требований отраслевых интересов;

г) соблюдение требований интересов предпринимательской деятельности.

3. Конституция РФ устанавливает главные задачи по охране окружающей среды, среди которых:

а) право на качественные продукты питания;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека экологическим правонарушением;

в) право на чистую питьевую воду;

г) право на охоту.

4. К основным видам экологических правонарушений относятся: а) уничтожение дикорастущих наркосодержащих растений;

б)вандализм;

в) несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке, захоронении отходов;

г) уничтожение или повреждение памятных знаков.

5. Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся окружающей среды, влечет за собой:

а) конституционную ответственность;

б) общественное осуждение;

в) имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную ответственность;

г) моральную ответственность.

Вопросы для повторения восьмого раздела

Какие отношения регулирует экологическое право?

Каковы объекты правового регулирования нормами экологического права?

Какие основные признаки присущи экосистемам, как объектам экологического права?

В чем заключается особенность метода правового регулирования экологических

общественных отношений?

Какие институты включает в себя Общая часть экологического права?

Какие институты включает в себя Особенная часть экологического права?

Какой нормативно-правовой акт, будучи основным, специально направлен на эколого-

правовое регулирование отношений человека с природой?

Какие существуют другие базовые нормативно-правовые акты экологического

регулирования?

Что понимается под эколого-правовой ответственностью?

10. Какие виды юридической ответственности установлены за экологические правонарушения?

11. Каковы субъекты экологической ответственности?

12. Какие нормы Конституции РФ имеют эколого-правовую направленность, в чем их суть?

. Информационное право РФ Правовые основы защиты информации и государственной тайны

1. Понятие информации, структура информации

2. Государственная тайна

3. Конфиденциальная информация

Под информацией закон понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Конституция РФ гарантирует гражданам право на доступ к информации (ст. 29). При этом основной закон страны увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (имеется в виду - информацию с открытым доступом) с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. В маетности, законом о средствах массовой информации запрещено использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую и т.д.). Основные принципы защиты информации содержатся в федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». )тот нормативно-правовой аи- регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать реквизитами, информации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит понятие информации с ограниченным доступом. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную информацию. При этом к информации с ограниченным доступом запрещено относить: 1) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; Я) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Закон «О государственной тайне» базируется на тех же основных положениях, что и Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Понимая государственную тайну как защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, закон дает ккиз сведений соответствующего перечня. В частности, к вышеназванной категории сведений законом отнесены сведения о стратегических и оперативных планах, документы боевого управления по подготовке и проведению операций; о направлениях развития вооружения и военной техники; об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья; о государственных запасах драгоценных металлов и камней, финансах и бюджетной политике страны (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов); о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; о государственных шифрах и т.д. За нарушение законодательства о государственной тайне должностные лица и граждане, виновные в содеянном, несут уголовную ответственность з соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.