p align="left">Предметом экологического права являются экологические общественные отношения. Эти отношения обусловлены наличием экологических систем в окружающей нас природной среде, представляющей собой систему экологических систем. Конституция РФ (ст. 42 и 58) обозначает объектом правоотношений окружающую среду в целом. Под этим следует понимать не только компоненты природной среды, а всю совокупность материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья. Специфика эколого-правового регулирования обусловлена особенностями экосистем, каждой из которых присущи следующие признаки: 1. Составные элементы экосистемы - это объекты естественного происхождения: земля, недра, вода, леса, дикая фауна, атмосферный воздух, естественно произрастающая растительность, различные организмы. Те объекты, в которые вложен человеческий труд либо основой возникновения которых был таковой, нельзя относить к элементам экосистемы. В зависимости от характера происхождения того или иного объекта осуществляется и правовое регулирование: использование искусственно созданного объекта регулируется нормами гражданского законодательства, а использование объекта естественного происхождения -нормами гражданского законодательства в совокупности с нормами экологического права. 2. Любая экосистема характеризуется замкнутостью, т.е. самостоятельным, без посторонней помощи, функционированием. В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает обеспечение безопасности замкнутого функционирования экосистем: например, недопустимость повреждения почвенного покрова естественных угодий, повреждения лесных деревьев, нарушения гидрологического режима водоемов, режима почвенной влаги и др. 3. Все экосистемы взаимосвязаны друг с другом внешними связями (взаимосвязи между естественно-природными объектами) и внутренними (взаимосвязи между элементами тех или иных природных объектов, существующие внутри них). Объективная взаимосвязь экосистем обусловливает в экологическом праве наличие принципа системного правового регулирования: каждое действие, связанное со вторжением в природные экосвязи, должно быть безопасно для них. 4. Каждая экосистема отличается биопродуктизностью: почвы - плодородием; фауна -размножением особей; деревья - способностью давать плоды и семена и т.д. В силу этого эколого-правовое регулирование предполагает сохранение и повышение биопродуктивности каждого используемого объекта. Экологическое право помимо предмета правового регулирования характеризует наличие особого метода правового регулирования, т.е. способа правового вмешательства. Эколого-правовое регулирование содержит в себе практически весь арсенал способов, применяемых в других отраслях права. Вместе с тем экологическое право обладает специфическим методом экологизации, при котором весь арсенал прав направлен на обеспечение гармонии экологических и экономических начал в обществе. Это означает, что необходимо прежде всего соблюдать экологический интерес ненарушения природы как системы экологических систем и лишь при соблюдении этих условий делать так, как того требуют экономические интересы. Например, проявлением такого метода является содержание некоторых статей Лесного кодекса, в котором межхозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Экологическое право, как отрасль права, состоит из Общей и Особенной частей, каждая из которых состоит из институтов, представляющих собой совокупность правовых норм. В общую часть экологического права входят такие институты, как право собственности на природные объекты; право экологопользоваиия; государственное регулирование экопользования; эколого-правовая ответственность и др. Причина выделения данных институтов состоит в их универсальном для всех других институтов экоправа характере. Сказанное дает основание сформулировать понятие экологического права как самостоятельной комплексной отрасли права, направленного на регулирование экологических имущественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений. В Особенной части экологического права содержатся институты эколого-правового режима основных природных объектов (земли, ее недр, вод, лесов и т.д.), а также эколого-правового режима природных комплексов, находящихся в сфере сельскохозяйственного, несельскохозяйственного производства и других сферах антропогенного воздействия. Экологическое право включает в себя наличие особых принципов правового регулирования, представляющих собой руководящие начала, определяющие направленность данной отрасли права. К числу принципов экологического права Общей части следует отнести Принципы строго целевого использования природных объектов и др. К числу принципов теологического права Особенной части относятся принципы-приоритеты: приоритет земель сельскохозяйственного назначения; приоритет земель природоохранного назначения; Приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет лесов защитного назначения и др. Так как окружающая природная среда представляет собой взаимосвязанную систему экосистем, в связи с этим системным и целостным должно быть и экологическое законодательство. Однако подобное пока не достигнуто и нормы экологического права содержатся во многих источниках права; в том числе, относящихся к другим отраслям законодательства. Главным нормативно-правовым актом, специально направленным на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере является закон «Об охране окружающей природной среды».Основная идея этого закона - правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм: закрепляющими нормативные качества окружающей природной среды; закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; определяющими механизм исполнения этих требований. Эколого-правовое регулирование использования природных объектов как базовых элементов окружающей природной среды (природы как системы экологических систем) осуществляют также другие нормативно-правовые акты, среди которых следующие: Земельный кодекс РФ; Закон РФ о недрах; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Федеральный Закон «О животном мире»; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»; Закон РФ «Об экологической экспертизе», Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Вышеназванные нормативные акты следует отнести к числу специальных природно-ресурсовых. Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит массив общих нормативных актов, в которых содержатся эколого-правовые нормы. Экологический кризис, поразивший Россию, как и большинство цивилизованных стран, вызывает потребность в разработке особого нормативно-правового акта - Закона РФ «Об охране окружающей среды». Предпосылки этого закреплены в Конституции РФ, где сказано -каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ); природные бъекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ). Эколого-правовая ответственность - это разновидность юридической ответственности. Под эколого-правовой ответственностью понимается обязанность претерпевания соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Экологическое правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут за такого рода правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации -- административную и гражданско-правовую ответственность (в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и иными законодательными актами РФ, субъектов РФ). Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Причем, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с Трудовым законодательством. Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Санкции за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением), содержит обязанность и определяет порядок полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 88); возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду (ст. 89); возмещение вреда, причиненного имуществу граждан (ст. 90). Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде (ст. 91). 92 в) совокупность материальных объектов; г) совокупность культурно-исторических объектов. 2. Метод экологического права предполагает: а) соблюдение экологического интереса ненарушения природы как системы экологических систем; б) соблюдение требований экономических интересов; в) соблюдение требований отраслевых интересов; г) соблюдение требований интересов предпринимательской деятельности. 3. Конституция РФ устанавливает главные задачи по охране окружающей среды, среди которых: а) право на качественные продукты питания; б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека экологическим правонарушением; в) право на чистую питьевую воду; г) право на охоту. 4. К основным видам экологических правонарушений относятся: а) уничтожение дикорастущих наркосодержащих растений; б)вандализм; в) несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке, захоронении отходов; г) уничтожение или повреждение памятных знаков. 5. Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся окружающей среды, влечет за собой: а) конституционную ответственность; б) общественное осуждение; в) имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную ответственность; г) моральную ответственность. Вопросы для повторения восьмого раздела Какие отношения регулирует экологическое право? Каковы объекты правового регулирования нормами экологического права? Какие основные признаки присущи экосистемам, как объектам экологического права? В чем заключается особенность метода правового регулирования экологических общественных отношений? Какие институты включает в себя Общая часть экологического права? Какие институты включает в себя Особенная часть экологического права? Какой нормативно-правовой акт, будучи основным, специально направлен на эколого- правовое регулирование отношений человека с природой? Какие существуют другие базовые нормативно-правовые акты экологического регулирования? Что понимается под эколого-правовой ответственностью? 10. Какие виды юридической ответственности установлены за экологические правонарушения? 11. Каковы субъекты экологической ответственности? 12. Какие нормы Конституции РФ имеют эколого-правовую направленность, в чем их суть? . Информационное право РФ Правовые основы защиты информации и государственной тайны 1. Понятие информации, структура информации 2. Государственная тайна 3. Конфиденциальная информация Под информацией закон понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Конституция РФ гарантирует гражданам право на доступ к информации (ст. 29). При этом основной закон страны увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (имеется в виду - информацию с открытым доступом) с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. В маетности, законом о средствах массовой информации запрещено использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую и т.д.). Основные принципы защиты информации содержатся в федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». )тот нормативно-правовой аи- регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать реквизитами, информации. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит понятие информации с ограниченным доступом. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную информацию. При этом к информации с ограниченным доступом запрещено относить: 1) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; Я) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Закон «О государственной тайне» базируется на тех же основных положениях, что и Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Понимая государственную тайну как защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, закон дает ккиз сведений соответствующего перечня. В частности, к вышеназванной категории сведений законом отнесены сведения о стратегических и оперативных планах, документы боевого управления по подготовке и проведению операций; о направлениях развития вооружения и военной техники; об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья; о государственных запасах драгоценных металлов и камней, финансах и бюджетной политике страны (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов); о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; о государственных шифрах и т.д. За нарушение законодательства о государственной тайне должностные лица и граждане, виновные в содеянном, несут уголовную ответственность з соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|