акое понимание задачи раскрытия преступления ориентирует ОРО на решение задач уголовного судопроизводства. При этом их оперативно-розыскное обеспечение одинаково значимо для всех стадий уголовного судопроизводства начиная с возбуждения уго-ловного дела. На этой стадии необходимо принять одно из одина-ково важных решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подслед-ственности (ст. 145 УПК РФ). Уголовный процесс России: Учебник / Науч. ред. В.Т. Томин. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 213.Любое из решений, указанных в УПК РФ, завершает этап проверки сообщения о преступлении и может быть принято только при наличии или отсутствии оснований для вынесения соответствующего по-становления, установлении фактических данных, указывающих на признаки преступления, которое может быть подследственно ино-му должностному лицу как органа, принявшего сообщение о пре-ступлении, так и другого правоохранительного (государственного) органа.Если учесть, что в стадии возбуждения уголовного дела решает-ся важный с правовой и практической точек зрения вопрос об обо-снованности проведения следственных действий, принятия после-дующих процессуальных решений, в том числе мер уголовно-про-цессуального принуждения, которые могут повлечь ограничение (нарушение) прав лиц - объектов уголовно-процессуальной дея-тельности, а в случае необоснованного отказа в возбуждении уго-ловного дела нарушение прав лиц, потерпевших от преступления, то вполне очевидна значимость результатов ОРД, на основе кото-рых обосновывается решение о возбуждении (отказе в возбужде-нии) уголовного дела.В ст. 149 УПК РФ речь не идет о фактических данных, которые дол-жны быть установлены в процессуальном порядке. Наоборот, сбор таких данных нередко осуществляется вне рамок уголовного про-цесса. Для принятия решения могут быть истребованы необходи-мые материалы и документы, получены заключения специалиста, опрошены отдельные лица, использованы данные, которые были получены при осуществлении ОРД до начала расследования. Опе-ративно-розыскным путем устанавливается круг данных, позволя-ющих обосновать решение о возбуждении или об отказе в возбуж-дении уголовного дела. В каждом конкретном случае вопрос о дос-таточности данных решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практ. комментарий / Под ред. А.Е. Чечетина. - Барна-ул: БЮИ МВД России, 2002. - С. 142.Следует особо отметить, что решение вопроса о возбуждении уголовного дела не зависит от установления лица, совершившего преступление. В этой связи в ситуации, когда такое лицо не уста-новлено, на ОРО возлагается обязанность его установления. В ча-стности, ч. 4 ст. 157 УПК РФ прямо предписывает, что в случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следо-вателя об их результатах. Тем самым ОРД отводится главная роль в установлении лиц, виновных в совершении преступлений. При этом выбор средств, методов установления таких лиц находится в ком-петенции ОРО.Обратим внимание на то, что в приведенной норме УПК РФ речь идет как о розыскных, так и оперативно-розыскных мерах. Причем розыскные меры рассматриваются законодателем в контексте установ-ления лиц, подозреваемых в совершении преступления. Иными сло-вами, задача органов дознания как субъектов ОРД состоит в том, что-бы определить, конкретизировать (идентифицировать) лицо, подго-тавливающее, совершающее или совершившее преступление. Розыскные меры, осуществляемые по поручению и указанию следо-вателя в соответствии со ст. 157 УПК РФ, терминологически употребля-ются как синоним выявления и обнаружения лица, совершившего преступление, в том числе посредством осуществления ОРД.Вместе с тем одного лишь установления лица, совершившего преступление, для целей уголовного судопроизводства явно недо-статочно. Нередко требуется определить местонахождение подозре-ваемого, обвиняемого, других лиц, причастных к совершению пре-ступления или ставших его жертвами, разыскать похищенные пред-меты, ценности, орудия, средства совершения преступления. Для этого ОРО проводят ОРМ, осуществляют совокупность организа-ционных и тактических мер. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: На-учно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. - М.: Спарк, 2003. - С. 160.Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших, предполагает обнаружение их местонахождения для последующего принятия в отношении их уголовно-процессуальных мер либо определения состояния и последствий гражданско-пра-вового характера. Хотя такие розыскные меры не носят уголовно-процессуального характера и следуют за раскрытием преступления либо являются его составной частью, они тем не менее образуют одну из задач ОРО, обеспечивающих уголовное судопроизводство.Основанием для осуществления ОРД для решения задачи розыс-ка служит постановление следователя об объявлении розыска об-виняемого (ст. 210 УПК РФ) либо определение суда об объявлении ро-зыска подсудимого, скрывшегося во время судебного разбиратель-ства, а также осужденного (ст. 253 УПК РФ).По прямому указанию УПК РФ после направления уголовного дела прокурору следственные действия и ОРМ органом дознания могут производиться только по поручению следователя. Это, однако, не означает, что субъекты ОРД должны прекратить проведение всяких ОРМ, касающихся расследуемого преступления. Данное утвержде-ние обусловлено тем, что в ходе оперативно-розыскного обеспече-ния расследования раскрываются новые преступления, ранее неиз-вестные факты преступной деятельности подозреваемого, обвиня-емого, выявляются соучастники преступления, предотвращаются и пресекаются новые эпизоды преступной деятельности лиц, попав-ших в орбиту уголовного процесса, решаются иные задачи ОРД, ко-торые выходят за рамки расследуемого события преступления, а следовательно, и не ограничивают действия субъектов ОРД. Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. - М.: НОРМА, 1999. - С. 291.В УПК РФ (ст. 157) идет речь о реализации предоставленного про-курору, следователю права давать обязательные для органов дозна-ния письменные поручения о проведении ОРМ в рамках только возбужденного уголовного дела, а также ОРМ, связанных со встре-чами сотрудников ОРО с подозреваемыми, которые допускаются с их письменного разрешения, когда уголовное дело находится в про-изводстве (ст. 95 УПК РФ).Предпосылка для использования результатов ОРД в обеспече-нии уголовного судопроизводства создана и закреплением права следователя на привлечение к участию в следственном действии должностных лиц ОРО (ч. 7 ст. 164 УПК РФ), а также возможность при-влечения указанных должностных лиц к работе следственной груп-пы (ч. 2 ст. 163).Хотя эти нормы прямо закрепляют лишь участие в проведении следственных действий, тем не менее они предполагают или, по меньшей мере, не исключают проведение следственных действий в сочетании с параллельно проводимыми ОРМ. Здесь полученные опе-ративным путем фактические данные или сведения о них требуют незамедлительного их использования для подготовки и проведения уголовно-процессуальных действий, чем обеспечивается оператив-ность расследования, большая эффективность как ОРД, так и уго-ловного судопроизводства. Это означает, что результаты проведения ОРМ будут легализованы непосредственно в процессе расследования и использованы при доказывании по уголовным делам.В этой связи следует отметить, что проведение такого след-ственного действия, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ), возможно только с привлечением возможностей ОРО, ко-торым поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров. По смыслу данного следственного действия оно включает в себя оперативно-розыскную и следственную составля-ющие, поскольку сам контроль и запись переговоров целесообраз-но проводить негласно, а также способами и средствами, прису-щими ОРД. Фиксация результатов (запись) также ничем не отли-чается от проведения аналогичных действий в рамках ОРМ. В этой связи процессуальная составляющая указанного следственного действия заключается лишь в осмотре и прослушивании фоно-граммы, уголовно-процессуальном порядке фиксации таких дей-ствий и приобщения к материалам дела, т.е., по существу, исполь-зуются результаты ОРМ, которые фиксируются в рамках уголов-но-процессуальной процедуры. Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в систе-ме уголовно-правовых наук. - Волгоград: Волгоградская акаде-мия МВД России, 2001. - С. 81.В соответствии со ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголов-ного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасны-ми противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в пределах своей компетенции принимают в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные рядом норм УПК РФ. Эти уголовно-процессуальные меры без их опера-тивно-розыскного обеспечения и использования результатов ОРД не могут быть эффективны.Так, при необходимости обеспечить безопасность потерпевше-го, его представителя, свидетеля, их близких родственников, род-ственников и близких лиц следователь вправе в протоколе след-ственного действия, в котором участвуют потерпевший, его пред-ставитель или свидетель, не приводить данные об их личности (ст. 166 УПК РФ), а предъявление лица для опознания по решению сле-дователя может быть проведено в условиях, исключающих визуаль-ное наблюдение опознающего опознаваемым (ст. 193).Однако эти уголовно-процессуальные меры сами по себе не обеспечивают безопасности участников процесса, поскольку при-меняются при наличии достаточных данных о реальной угрозе. В этом случае уже не имеет значения, будут ли даны показания сви-детеля под псевдонимом или при фиксации его установочных дан-ных, поскольку угроза уже существует и лицам, намеренным ее ре-ализовать, известна личность конкретного человека. Проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опо-знающего опознаваемым, не исключает выяснение личности опо-знающего из протокола следственного действия и обеспечивает бе-зопасность лишь в момент проведения опознания.Результаты же ОРД имеют в большей мере превентивный ха-рактер и предоставляют возможность устранения самой угрозы либо пресечения противоправных действий в отношении потер-певшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроиз-водства, а также близких им лиц. Для этого в ОРД имеются дос-таточно широкие возможности, вытекающие из использования содействия конфидентов, проведения всего арсенала ОРМ, при помощи которых могут быть установлены замыслы на примене-ние насилия, уничтожение или повреждение имущества либо иные опасные противоправные деяния, а также пресечены соот-ветствующие действия.Уголовное судопроизводство может сопровождаться соверше-нием ряда преступлений, которые, безусловно, оказывают нега-тивное влияние на его ход, объективность и даже могут поставить под сомнение сам факт правосудия, справедливость принимаемого судебного решения. В частности, это относится к совершению преступлений, предусмотренных гл. 31 УК РФ («Преступления про-тив правосудия»), а также к иным преступлениям, которые могут совершаться в связи с участием лица в уголовном процессе или во взаимосвязи с уголовным процессом: получение (дача) взятки, убийство или причинение вреда здоровью лица или его близких в связи с осуществление им служебной деятельности или выполне-нием общественного долга, похищение человека, захват заложни-ка и др.Здесь роль и значение результатов ОРД заключаются не просто в выявлении и раскрытии таких преступлений, а прежде всего в их предупреждении и пресечении.Важно отметить, что для обеспечения нормального функциони-рования уголовного судопроизводства допустимы и отдельные ог-раничения прав участников процесса. Сохранение в тайне сведений доверительного характера, а также данных, характеризующих пози-цию и тактику защиты, определено в УПК РФ, согласно которому за-щитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты, не может допрашиваться как свидетель об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования опера-тивно-розыскной деятельности в России. - М., 1997. - С. 103.Вместе с тем осуществление защиты прав и законных интересов является допустимым только средствами и способами, не противо-речащими закону. Если это требование нарушено и защитник или подзащитный вышли за пределы правомерного поведения, то не может идти речи об использовании ими права на защиту, а соответ-ственно, и ставиться вопрос о его соблюдении в части действий, противоречащих УПК РФ.В такой ситуации представляется допустимым применение средств и методов ОРД, обусловленных тайным способом противодей-ствия органам правосудия и реализуемых с участием адвоката (за-щитника), переводчика или других лиц. Это связано с необходимостью защиты интересов свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса, которые могут стать объектами новых посягательств со стороны преступника, а также с реализацией принципа всесторонности и объективности рассмотрения обстоятельств дела. Иначе говоря, в подобных случаях речь идет не о действиях, которые ограничивают право на защиту по уже совершенному преступлению, а о выявлении, предупреждении и пресечении нового преступления, обеспечении интересов правосудия. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных ме-роприятий: Учебно-практ. пособие. - М., 1999. - С. 116.Использованием результатов ОРД для выявления и раскрытия преступлений против правосудия обеспечивается нормальное функ-ционирования органов предварительного расследования и суда, обеспечивается нормальная деятельность участников уголовного су-допроизводства со стороны как защиты, так и обвинения, создают-ся условия для справедливого правосудия, а также обеспечивается в целом успешный ход уголовного судопроизводства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|