реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском праве

реферат
p align="left">Далее законодатель отмечает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) вправе самостоятельно защищать свои интересы, а законные представители могут быть приглашены в процесс. Поскольку в норме четко не обозначено процессуальное положение участников, нет ответа на вопрос, кто в данном случае является стороной в исковом производстве: сам несовершеннолетний или его законный представитель.

Нечеткость в институте законного представительства может породить и другие проблемы при отправлении правосудия по гражданским делам. Примером тому может служить использование стороной гражданского процесса специальных прав. Допустим, что родители ребенка не достигают взаимного согласия по вопросу заключения мирового соглашения, изменения предмета и основания иска. Имея равные родительские права, они могут претендовать на учет своего мнения по вопросам защиты.

Для предупреждения возможных разногласий стоило бы представлять в процесс доказательства согласованности правовой позиции законных представителей. Данное обстоятельство могло бы послужить дополнительной гарантией в обеспечении прав и законных интересов детей при отправлении правосудия по гражданским делам.

Защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения или ограничения их родительских прав, признания родителей недееспособными, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства, которыми и назначаются опекуны и попечители по месту жительства (нахождения) ребенка.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом РФ.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если возможно, желание самого ребенка.

Опекунами не могут быть лица:

- лишенные родительских прав;

- больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- ограниченные в родительских правах;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 542 Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) // Сбор.Законодательства РФ.-1996.- № 19 Ст.. 2304. Сбор.Законодательства РФ.-2001.- № 13. Ст. 1251.).

Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом и нравственном развитии, защищать имущественные и иные интересы опекаемого. Он вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в указанных учреждениях. Защита прав выпускников этих учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание и обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 СК;

- льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

Распоряжение имуществом несовершеннолетнего лица, находящегося под опекой или попечительством, регулируется нормами гражданского и семейного законодательства.

Так, согласно ст. 37 ГК доходы подопечного несовершеннолетнего, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без такого разрешения опекун или попечитель не вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе обмену или дарению, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог. Без разрешения указанных органов опекун и попечитель не вправе совершать также какие-либо сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел долей, а также любых других сделок, направленных на уменьшение имущества подопечного.

Кроме того, опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Близкими родственниками считаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, а также супруг.

При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК, то есть норм, установленных для опекунов и попечителей.

Доверительное управление имуществом прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства (ст. 38 ГК).

Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 28.03.1998 № 50-ФЗ // Сбор.Законодательства РФ.-1998.- № 13. Ст. 1472. установлено, что для обмена жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требуется разрешение органов опеки и попечительства. При этом обмен жилых помещений, в которых проживает исключительно та же категория несовершеннолетних, производится их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет - самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Заключение

Система обеспечения имущественных прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране все еще имеет существенные недостатки: разрозненное законодательство, отсутствие специализированных органов и учреждений, призванных осуществлять функции охраны и защиты интересов (в том числе и гражданско-правовых) детей.

В ст. 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Выполнять эту обязанность призваны как Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране признанные законом общественные объединения.

В современных условиях Россия рассматривает себя частью мирового сообщества. Судебная защита является наиболее распространенным средством обеспечения прав и свобод человека. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции, ст. 46 которой предусматривает, что решение или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. При этом гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Таким образом, охрана имущественных прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В ее рамках выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

На основании изучения и анализа научной юридической литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:

1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.

2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.

3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

Складывается правовая коллизия: чтобы пройти государственную регистрацию своего предпринимательства несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации, он должен фактически начать заниматься предпринимательской деятельностью.

Для повышения эффективности законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних, улучшения защиты их прав и, соответственно, повышения качества судебных процессов по делам несовершеннолетних и выносимых по ним решений, что будет способствовать эффективности их исполнения, необходимо внести изменения в современную правовую базу РФ.

"Изменения последнего десятилетия XX века отодвинули проблему детства на второй план, в связи с большим объемом глобальных и плохо поддающихся решению вопросов "взрослого мира". Традиции института семьи становятся менее актуальными в современной культуре, в результате чего происходит разрушение среды формирования ребенка". Государство также самоустраняется от решения проблем детства, оставляя их родителям несовершеннолетних, которые не в состоянии сами справиться с существующими проблемами, следствием чего является большое количество социальных сирот. Глуханюк А.А. Русские традиции восприятия феномена детства и современная культура воспитания // Социальное служение в интересах детей: Сборник статей / Общ. ред., сост. О.В. Пишкова; Отв. ред. Н.В. Полякова и др. Н. Новгород, 2004.

А в заключении можно сказать о том, что если государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, оно тем самым обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

Список использованных источников

1.
Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // Рос.газ 1993.-№25 декабря. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 42. Ст. 4212.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-1994.- № 32.. Ст. 3301, Сбор.Законодательства РФ.-2005- № 30 (2 ч.). Ст. 3120.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-1996.- № 5.. Ст. 410, Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 30 (1 ч.). Ст. 3100.

5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 г. // <http://detirossii.ru/Libr_st_doc230304.htm>.

6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // <http://sovetpamfilova.ru/text/770/?parent=49>.

7.
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.-1996.- № 1. Ст. 16, Сбор.Законодательства РФ.-2005- № 1 (часть 1).. Ст. 11.

8. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Сбор.Законодательства РФ.-2005...- № 1 (часть 1). Ст. 14.

9. Федеральный закон от 24.04.2008 N48-ФЗ (ред.от18.07.2009) "Об опеке и попечительстве" (принят ГД ФС РФ 11.04.2008).

10. Федеральный закон от 24.04.2008 N49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (принят ГД ФС РФ 11.04.2008).

11. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 28.03.1998 № 50-ФЗ // Сбор.Законодательства РФ.-1998.- № 13. Ст. 1472.

12. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.-1998.- № 31. Ст. 3802. Сбор.Законодательства РФ.- 2004.- № 52 (часть 1). Ст. 5274.

13. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 02.11.2004) // Сбор.Законодательства РФ.- 1998.-№ 16. Ст. 1801, Сбор.Законодательства РФ..-2004.- № 45. Ст. 4377.

14. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ (ред. от 12.10.2005) // Сбор.Законодательства РФ.- 1997.- № 30. Ст. 3591. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 42. Ст.. 4213.

15. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.- 1997...- № 30.. Ст. 3594, Сбор.Законодательства РФ..-2005.- № 1 (часть 1).. Ст. 43.

16. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Сбор.Законодательства РФ.- 1996.- № 52. Ст. 5880. Сбор.Законодательства РФ.-2004.- № 35 Ст. 3607.

17. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.- 1995.- № 21. Ст. 1929, Сбор.Законодательства РФ.- 2005- № 1 (часть 1) Ст. 32.

18. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.- 1996.- № 3. Ст. 150, Сбор.Законодательства РФ.- 2005.- № 30 (1 ч.). Ст. 3111.

19. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 29.12.2004) // ВСНД и ВС РСФСР от 11.07.1991, № 28, ст. 959, Сбор.Законодательства РФ.- 2005.- № 1 (часть 1). Ст. 15.

20. Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18.07.1996 № 841 (ред. от 06.02.2004) // Сбор.Законодательства РФ.- 1996.- № 31. Ст. 3743. Рос.газ. 2004.-23 сентября. № 208.

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) // Сбор.Законодательства РФ.- 1996.- № 19. Ст. 2304. Сбор.Законодательства РФ.- 2001..- № 13.. Ст. 1251.

22. Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. - 2001. - № 12.

23. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. - 1997. - № 1.

24. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. - Владимир, 2000.

25. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. - 1999. - № 7 - 8.

26. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. -- М.: ИНФРА-М,2007. -- VI.

27. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Изд-во Московского университета, 1997.

28. Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство. - 1998. - № 3.

29. Глуханюк А.А. Русские традиции восприятия феномена детства и современная культура воспитания // Социальное служение в интересах детей: Сборник статей Н. Новгород, 2004.

30. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е..А.Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - Т. 1.

31. Колесова Н.С. Особенности современного социально-демографического состояния России // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. - М., 2000.

32. Королев Ю.А. Семейное право России. - М.: Юстицинформ, 1999.

33. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1987

34. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М.: ЭКЗАМЕН, 2000.

35. Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Юрист, 2001.

36. Сапогов В.М. «Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации» как дисциплина по выбору для студентов юридических вузов // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. - М., 2001.

37. Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. - Челябинск, 1999.

38. Чаплыгина С.М. Правовое положение индивидуального предпринимателя: Дис. канд. юрид. наук. - СПб.., 1997.

39. http://www.realtylaw.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.