p align="left">Наверное, пока это нормально, так как реформа государственного аппарата в России на новой основе потребует весьма длительного периода -слишком радикальны преобразования. Важно правильно видеть направления, ориентиры и настойчиво, последовательно идти вперед. 4. Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели Управление рассматривается здесь как целеполагающее (сознательное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, фирмы, предприятия и т.д.). Существуют различные виды управления в обществе: военное, экономическое, социальное, политическое, государственное и другие, Государственное управление выделяется из управления вообще на основе характера и объема охватываемых управлением общественных явлении и на основе специфики субъекта управления. Государственное управление - это практическая деятельность государственных органов по реализации интересов государства, направленная на упорядочение, сохранение и развитие общества. Субъект государственного управления - государство в лице своих органов управления, объект - общественная жизнедеятельность людей, общая цель - упорядочение, сохранение и развитие общества. Государственно-управленческая деятельность - это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций. Органы государственного управления - субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д. Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли правоохранительную функцию. Место и роль государственного управления в механизме "разделения труда" определялись следующими характеристиками: а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления; г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; д) государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Правовое обеспечение государственного управления представляет собой систему законов и подзаконных актов (от Конституции до должностной инструкции государственного служащего), учреждающих государственные органы, наделяющих их полномочиями, регламентирующих их деятельность. Особенности государственного управления (в определенных случаях они выступают как закономерности его функционирования): 1. Наличие властной силы государственного управления, которая обусловлена правом, легитимна, а реализуется через силу государственного аппарата, обладающего также и средствами принуждения. 2. Государственное управление носит публичный характер, т.е. рас-1гространяется на всех людей, на все общество. Но не в том смысле, что вмешивается во все поступки людей, а в том, что устанавливает основные типовые правила поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. 3. Государственное управление является системным. Без этого свойства, обусловленного особенностями самого государства, госуправление не будет иметь необходимой координации, согласованности, целенаправленности и, следовательно, рациональности и эффективности. 4. Объектно-субъектный характер государственного управления. Система государственного управления основывается на объективных законах общественного развития - и в этом смысле объективна, независима от воли и сознания человека. Но реализуется эта система через людей, их деятельность, мотивы, цели - и потому субъектна и субъективна. Как правило, эффективное государственное управление совпадает с логикой, законами исторического развития. В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимает: а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т.п.); б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.); в) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; г) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства; е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; ж) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер. Принципы и цели государственного управления. Принцип государственного управлений представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Виды общесистемных принципов государственного управления: 1) Принцип объективности государственного управления; 2) Принцип демократизма государственного управления; з) Принцип правовой упорядоченности государственного управления; 4) Принцип законности государственного управления; 5) Принцип разделения власти в государственном управлении; 6) Принцип федерализма государственного управления; 7) Принцип публичности государственного управления. Виды структуры целевых принципов государственного управления, связанные с "деревом" целей государственного управления: 1) согласованности целей государственного управления по основным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу; 2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает; 3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) -иерархию целей в "дереве" целей государственного управления. Виды структурно-функциональных принципов государственного управления, организующих функциональную структуру государственного управления: 1) дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм - закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления; 2) совместимости, предполагающий совместимость однопорядко-вьгх управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления; 3) концентрации, обуславливающий необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функция и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-ухваляющие воздействия действительно широко и мощно направляли, организовывали и регулировали управляемые объекты; 4) комбинирования, направленный на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящих из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма; 5) достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего: 6) соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов. По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру: - общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества; - социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей; - духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей; - экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей; - производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению; - организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур; - деятелъностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам; - информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией; - разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления. "Древо" целей государственного управления: а) стратегические цели, связанные с качеством общества,fro сохранением или преобразованием; б) стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых; в) тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Важно не только уметь определить и систематизировать принципы и цели государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки. 5. Функции и задачи государственного управления Функции государственного управления - это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами. Перед государством стоят объективные цели, которые озвучиваются политическими силами и исполняются государственными органами как собственные функции. Функции государственного управления - это самостоятельные и относительно обособленные виды государственных действий. Функции первичны по отношению к организационным элементам, они отражаются в учредительных документах государственных органов (Уставы, Положения и т.д.). Окончательная реализация функции или утрата ее актуальности ведет к ликвидации или перепрофилированию соответствующего институционального образования. Виды функций выделяют по самым разным основаниям: А. По направленности и месту воздействия: 1. Внутренние, где управление осуществляется внутри самой управляющей системы. 2. Внешние - непосредственное воздействие государственных органов на общественные процессы, т.е. управляемые системы.
Страницы: 1, 2, 3
|