Государственное управление как профессиональная деятельность
Реферат Тема: Государственное управление как профессиональная деятельность Челябинск, 2009 г. Содержание 1. Управление, менеджмент и государственное управление 2. Направления современного менеджмента 3. Менеджмент и государственное управление в условиях рынка 4. Государственное управление: понятие, основные черты, принципы и цели 5. Функции и задачи государственного управления 6. Список используемых источников и литературы 1. Управление, менеджмент и государственное управление Управление - процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления для организации, координации и упорядочения элементов в управляемой системе. Управляющее воздействие - воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений. Главная цель управления - обеспечение выживания и развития объекта управления. Основные типы управления. 1. Классификация управления на основе выделения приоритетных средств управления: - Командно-административное управление; - Экономическое управление; - Технократическое управление (привлечение техники и технологий). 2. По критерию понимания роли рынка: - Планово-директивное; - Маркетинговое; - Программно-целевое. 3. По степени формализации в управлении: - Регламентированное, не гибкое; - Нормативное; - Социально - регулируемое управление; - Распорядительное управление. 4. По критерию учета личностного фактора управления: - Автократическое управление; - Коллегиальное управление; - Корпоративное управление; - Либеральное управление. 5. По приоритетам в организации управления: - Функционально-производственное управление; - Управление по результатам; - Стратегическое управление; - Программно-целевое управление. 6. По степени научности: - Эмпирическое управление; - Прагматическое управление; - Научно-концептуальное управление. Государственное управление - управление обществом с помощью государственных институтов, норм, государственной власти и аппарата. Основные аспекты системного подхода к анализу управления: 1. Исторический; 2. Культурно - исторические модели менеджмента; 3. По сферам жизнедеятельности общества; 4. Внутрифирменное управление; менеджмент предприятия; 5. Менеджмент на уровне отдельных структурных подразделений предприятия. 6. Отдельные виды и направления менеджмента. 7. Саморегуляция объектов управления и саморегуляция субъектов в управлении. Основные законы управления: 1. Закон информированности и упорядоченности. 2. Закон пропорциональности и композиции. 3. Закон непрерывного развития. 4. Закон самосохранения. 5. Закон единства, целого и частей. Принципы управления: 1. Принцип эффективности; 2. Принцип диапазона управления; 3. Скалярный принцип; 4. Принцип делегирования; 5. Принцип паритета полномочий и ответственности; 6. Принцип единоначалия; 7. Принцип Питера (проталкивание руководителя до уровня некомпетентности); 8. Принцип разделения контроля; 9. Принцип обратной связи; Менеджмент - это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления. Этот тип управления становится значимым в рыночном обществе, построенном на партнерских отношениях. Менеджмент также следует рассматривать как научную дисциплину, которая ориентирована на адекватное использование сложившихся в управлении закономерностей в конкретных управленческих ситуациях. Главное назначение менеджмента как науки заключается в том, чтобы выявить позитивный опыт в управлении и рассмотреть возможные способы его реализации. Культурно исторические модели менеджмента. Культурно историческая модель менеджмента - это, прежде всего, стандарт менеджмента преобладающий в той или иной стране (регионе), связанный с социально экономической реальностью, социальной психологией, национальными традициями и культурно историческим прошлым. 2. Направления современного менеджмента 1- Социальный менеджмент. Ориентирован на исследование социальных условий эффективности управления. 2- Организационный менеджмент. Ориентирован на изучение организационных условий управленческого решения. 3- Стратегический менеджмент. Ориентирован на исследование принципов поведения фирмы в условиях жесткой конкурентной среды а долгосрочной перспективе. 4- Инновационный менеджмент. Ориентирован на исследование условий осуществления деятельности фирмы по внедрению и распространению технологических новшеств. 5- Финансовый менеджмент. Ориентирован на рациональную организацию финансовых потоков и принятие ответственных финансовых решений. 6- Инвестиционный менеджмент. Ориентирован на исследование способов эффективного формирования инвестиционного портфеля и приоритетов в отборе инвестиционных проектов. Кроме того, виды менеджмента выделяются по отраслевому признаку, как, например, торговый, политический, государственный, муниципальный, гостиничный, банковский и пр. Объектами менеджмента как управленческой деятельности являются люди, работающие в организациях. Потому можно говорить об управлении как отдельными работниками, так и организациями в целом. Возможно выделение в качестве объектов управления процессов, осуществляемых в организации, например, производство, миграция (текучесть), развитие персонала и т.д. Менеджмент как профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных технологий, позволяющих руководителю обеспечивать достижение управленческих целей и выживание своих организаций. Технологии - это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта. К управленческим технологиям относятся: * технологии принятия управленческих решений, * технологии мотивации персонала, % * технологии управления персоналом (прием, оценка, развитие работников и т.д.), * технологии управления конфликтами, * коммуникационные технологии в менеджменте, * технологии самоменеджмента и другие, Уровнем владения такими методами управления определяется степень профессионализма современного менеджера. Основные тенденции развития управления в современном обществе являются: 1. Возрастание роли и места управления в обществе. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами: во-первых, усложнением современного общества, что выражается как в бесконечном распылении субъектов и объектов социального управления, так и в росте неопределенности и изменчивости управленческих связей и отношений. Однако необходимость координации и организации общественных процессов и отношений по-прежнему остается актуальной, стало быть, объективно роль управления растет. Во-вторых, возрастает цена управленческой ошибки, способная поставить человечество на грань полного уничтожения. Следовательно, управлять на основе метода проб и ошибок, "на авось" слишком рискованно, нужно профессиональное отношение к управлению. 2. Гуманизация социального управления, где человек становится не просто инструментом или объектом управления, но и его высшей целью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь научно-техническим прогрессом, потребовавшим от человека развития его творческих качеств. Последнее невозможно без уважения к личности работника, без вложений в его развитие, культуру. 3. Интернационализация социального управления. Эта тенденция также вытекает из объективных процессов глобализации общества. Однако при этом необходимо помнить, что укрепление международных связей в данной сфере не отрицает национальной самобытности управленческих отношений в различных странах. 3. Менеджмент и государственное управление в условиях рынка Понятие "менеджмент" сегодня прочно вошло в наш лексикон, а подготовка дипломированных менеджеров осуществляется уже поточным методом. Однако понимание и трактовка этого термина до сих пор весьма различна. В некоторых случаях имеет место "производственно-коммерческий" уклон, где менеджмент рассматривается как система организации производства и реализации продукции в целях получения прибыли. Многие понимают менеджмент как умение добиваться поставленных Целей, используя других людей. Иногда в состав менеджмента включают целый шлейф различных отраслей знания: маркетинг, финансы (финансовый менеджмент), цены и ценообразование, материально-техническое снабжение, управление технологическими процессами и т. д. Исторически многообразие подходов вполне оправдано, но в настоящее время они несостоятельны. По нашему мнению, менеджмент - это современный этап социального управления. Если под управлением понимать целенаправленную деятельность человека по координации, упорядочению и развитию элементов в различных системах, то, с точки зрения объекта управления, можно отметить три вида - социальное управление, техническое управление и биологическое управление. Социальное управление -один из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе "человек-человек". Не следует отождествлять социальное управление и социальный менеджмент, так как последнее есть управление в социальной сфере, то есть управление социальными (некоммерческими, неэкономическими и т.п.) организациями. Поскольку речь в данном случае идет об отношениях между социальными объектами, то это социальные отношения. Управленческие отношения - лишь часть этих отношений, отражающая властные, субординационные связи в организациях и институтах. Соответственно с изменением социальных отношений изменяются и отношения между субъектом и объектом управления. Не вдаваясь здесь в историю (этапы, масштабы) этих преобразований, отметим лишь, что менеджмент - это этап управленческих отношений, управленческой деятельности, характерной для современного рыночного общества. Чем менеджмент качественно отличается от предыдущих этапов социального управления? Иногда в качестве принципиальной особенности называют научность управления. Думается, что это не совсем верно: научным, т.е. основанном на анализе, выявлении объективных закономерностей, было управление и в Советском Союзе. Менеджмент, по нашему мнению, отличает наличие партнерских, "рыночных" отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона на добровольной и взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, "винтику" организации. В целом такое было невозможным в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская, зависимость подчиненных от руководителей. Первоначально, как известно, менеджмент возникает в сфере производства и коммерции. Однако сегодня новый тип управленческих отношений активно распространяется во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и других. Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, т.е. как государственный менеджмент. По существу это экстраполяция современного управления на сферу государственных отношений и связей. Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления: а) новым типом, иными принципами управленческих отношений; б) использованием современных технологий управления, в) научностью, прагматизмом, учетом эффективности управления; г) наличием профессионально подготовленного аппарата (кадров). Специфика государственного менеджмента по отношению к общему менеджменту проявляется в наличии: а) условий и содержания управленческой деятельности; б) особых методов управления (принуждение); в) целей государственного управления; г) собственных критериев оценки эффективности. В какой мере мы можем говорить о современном государственном управлении в России как о государственном менеджменте? Пока формируются только внешние формы и атрибуты менеджмента в государственном управлении: провозглашены новые принципы и подходы, идут попытки сформировать на их основе систему организационных институтов государственного менеджмента, введена новая учебная специальность "Государственное и муниципальное управление" и т.д. Однако нет главного: новой системы отношений в государственном аппарате, ориентированной на реальную эффективность, на человека, на внедрение новых приемов и технологий в государственном управлении.
Страницы: 1, 2, 3
|