реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы государства в зарубежных странах

реферат
p align="left">Не исключено, что учреждение подобных автономий способ-ствует сохранению национальных общностей и языков на их тра-диционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культу-ры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;

-- автономии, образованные в результате исторических собы-тий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных эко-номических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управле-нием Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, до-стигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий состав-ляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо нацио-нально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми меж-ду Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными админи-стративными районами;

-- автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии озна-чает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятель-ность в решении местных дел. В сущности, административно-тер-риториальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили свои-ми законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий Там же, с.56..

Учреждая автономию, признавая ее права, государство, есте-ственно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, од-нако, не означает, что на автономной территории появляется госу-дарственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение ин-тересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии в области внутреннего регулирования яв-ляются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последую-щая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут изда-вать правовые акты, специально посвященные правовому поло-жению автономной территории. В 50--60-е годы положения о на-циональных автономиях в Китае принимались народными пра-вительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, за-крепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государ-ственностью и не имеет учредительной власти, статут об автоно-мии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сар-динии и некоторых других областей. Ясно, что возможность са-мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает пра-вовое положение автономии и меру ее самостоятельности в от-ношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле-ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать и те территории, права которых ограничены в сравнении с пра-вами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавто-номные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими терри-ториями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украи-ны приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Не являясь государством, автономия не имеет своего граж-данства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами ав-тономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоот-ношения с территорией независимо от своих культурных при-вязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может суще-ственным образом сказываться на правовом положении челове-ка. В частности, национально-территориальная автономия позво-ляет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование тер-риторий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних граж-данских, экономических и даже политических прав и свобод личности Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995, № 3(16), с. 32..

В автономии нет высших государственных органов. Учреж-дения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, прави-тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном слу-чае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему под-чиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.83. .

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимае-мые ее органами, производны от законов государства, то есть под-законны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили под-черкнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местно-го правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен со-ответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические при-вилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых от-ношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создава-емыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаруже-ны между автономией и пристоличными территориями (феде-ральный округ Колумбия, административный округ Парижа, со-юзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государ-ства она прямого отношения не имеет, а представляет собой сово-купность особых правил, условий, на которых в государстве про-живают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финлян-дии. Эти народности внутри государства имеют свои учрежде-ния, объединяющие их на национальном уровне, -- Шведская на-родная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

5. Заключение

В формах государственного устройства, рассмотренных в данной работе, находит выражение действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной стороны, народы, от-дельные части общества территориально обосабливаются. Иног-да это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономи-ческих интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйство-вания. Взаимопроникновение культур, религий (в частности -- экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сгла-живают различия, которые в прошлом разделяли людей. Само-сознание человеческого "я" приводит к тому, что личность вос-принимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно опреде-лять свои интересы и принимать собственные решения. Это сни-жает роль национальных и прочих факторов, определяющих по-ведение человека и консолидирующих людей в общности, разде-ленные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах Там же, с.35. .

Кроме того, в мире периодически появляются сильные поли-тики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепара-тистские или объединительные идеологические течения; монар-хи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства су-щественно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие вышеназванных тенденций более или менее точно выра-жается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описы-вает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

ЛИТЕРАТУРА:

Comparative Legal Traditions. St. Paul, 1982;

Hemphill Е.Р. European Court of Justice. // The Transnational Lawyer. Sacramento, Vol. 4, №1,1991.

Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986;

Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996.

Даниелян С.А. Эволюция государственного строя Швейцарии. Автореф. канд.дис. М., 1989;

Конституционное право: Восточноев-ропейское обозрение. 1996, № 1 (14).

Кортунов А. В. Дезинтеграция Советского Союза и США. М., 1993;

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.6.

Оцпенгейм Л. Международное право. T.I, М., 1948;

Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991.

Современный буржуазный федерализм. М., 1978.

Сравнительное конституционное право. М., 1996.

Федерализм: система государственных органов. М., 1996.

Федерация и зарубежных странах. М., 1993;

Федерация и центр //Апф, 1990, № 33.

Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.