p align="left">Корона возглавляет государства, входящие в унию. Ее пред-ставителями в государствах-участниках являются генерал-губернаторы (лейтенант-губернаторы), которых она назначает "по ре-комендации" парламентов. Представители монарха выполняют все функции и пользуются для этого Большой печатью, подтверж-дающей их полномочия, полученной от Короны. Для осуществле-ния некоторых полномочий губернаторы могут получать специ-альное разрешение от монарха. Например, на объявление войны Японии австралийский генерал-губернатор был особо уполно-мочен королем. Члены унии сохраняют в Содружестве полный суверенитет. Более того, за последние несколько десятилетий мера их политической самостоятельности увеличилась. В Содружестве уже нет союзных органов, если не считать совещаний глав прави-тельств и проведения конференций участников этого объедине-ния. Согласование политики стран Содружества проходит в сво-бодном, полуформальном порядке. В правительстве Великобрита-нии упразднено министерство по делам Содружества и только департамент в составе министерства иностранных дел ведает от-ношениями между союзниками. В странах Содружества исторически сложилась некоторая общность в области правового регулирования. Например, заим-ствуется прецедентная практика, некоторые из членов Содруже-ства до настоящего времени применяют законы, некогда приня-тые Великобританией. Как и в любой унии, в Содружестве нет единого подданства. Подданный Ее Величества Королевы Великобритании не явля-ется подданным королевы Австралии и наоборот. Отношения между государством и личностью являются предметом ведения каждого из членов унии, но не Содружества в целом. Это, однако, не исключает некоторой степени единства в правовом статусе подданных. Например, длительное время англичане пользовались избирательным правом в Канаде. Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать следующий вывод. Действительная политическая общность стран -- обязательное условие существования конфедерации. Уния, напро-тив, вполне может существовать и без тесных межгосударствен-ных связей, союзнических обязательств. На имперской конфе-ренции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского содружества наций участвует в многосторонних до-говорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни одни член Британского 06щества наций ни в какой степени не отвечает по обязагельствам, принятым каким-либо другим его членом. Целостность конфе-дерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Ее устойчивость непосредственно зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.35.. При том, что политическое значение унии зачастую незамет-но, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юриди-ческим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой госу-дарства. Если бы член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного сво-его государства другому своему же государству, а по существу самому себе Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.64.. Кроме того, участие в унии налагает на государства мораль-ные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие его члены находятся в состоянии войны. Хотя Австра-лия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако они объявили войну фашистским союз-никам -- Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии. 3.4. Протекторат государств Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объе-динения, которые, как правило, основаны на принципе юридическо-го равенства между их участниками. Конечно, элементы неравно-правного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат пред-ставляет собой заведомо неравноправный союз государств, юриди-ческую форму подчинения одного государства другому. Важно отличать протекторат государств от сходных ему яв-лений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между эти-ми понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протек-торат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, про-текторат может быть результатом вооруженного насилия. Вхождение в состав государства представляет собой добро-вольное присоединение к нему, в результате которого другое го-сударство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протек-торате государства сохраняют свой суверенитет. Аннексия есть включение в состав государства дополнитель-ных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам националь-ного и, возможно, международного права. Аннексируемая терри-тория является объектом внешнего воздействия, тогда как про-текторат представляет собой правоотношения между государства-ми-субъектами . Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация -- это пере-ходное состояние, которое может завершиться аннексией, уста-новлением протектората и даже освобождением территории. Про-текторат -- это постоянное или установленное на заранее опре-деленный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств. Международный протекторат (опека) устанавливается миро-вым сообществом, международными организациями над терри-ториями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сход-ства с протекторатом государств, поскольку осуществление меж-дународной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекто-рат государств, напротив, устанавливается над странами, где име-ется суверенная государственность. Например, Каролинские, Ма-рианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и пере-данные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под междуна-родной опеки и, будучи государствами, заключили с США со-глашения, которыми оформляются отношения уже не междуна-родного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации"). В протекторате участвуют две стороны -- государство-про-тектор и подопечное государство. Причиной установления про-тектората могут быть насильственные действия одного государ-ства в отношении более слабых стран, в результате которых гос-подствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заклю-чению неравноправного договора, сохраняя, однако, государствен-ность последней. Возможно также, что протекторат устанавлива-ется над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществле-ния всех присущих государству функций. В этом случае государ-ству становится выгодно принять опеку могущественной держа-вы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональ-ных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране по-литические услуги. Протекторат может установиться как промежуточное состоя-ние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало са-мостоятельным, независимым членом мирового сообщества. Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего "подза-щитного" отказа от содержания собственной армии, осуществле-ния внешней политики, от самостоятельного осуществления за-конодательной власти и прочее. Так, контроль над законода-тельной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осу-ществляла Англия -- законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, междуна-родная торговля. Результаты неоднократно проводимых рефе-рендумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависи-мым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхож-дении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г. Прямые и косвенные финансово-экономические выгоды яв-ляются одним из факторов образования и существования про-тектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа так-же имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зе-ландией, которой уступлены внешние сношения этого государ-ства, за исключением участия в деятельности ООН Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.34.. Учреждение протектората предполагает соблюдение прав и интересов обеих участвующих в нем сторон. Гарантии прав зави-симой стороны содержатся в самой формуле протектората, суть которой заключается в сохранении ее государственности и до-полнении недостатка внутренних ресурсов за счет иностранной поддержки. Вероятнее всего, интересы протектора обеспечивают-ся более надежно. Например, пуэрториканский губернатор (глава государства и правительства) не вправе без разрешения госде-партамента США принимать на своей территории руководителей иностранных государств. Имея в виду практику прежних протек-торатов, можно предположить, что протектор способен применить к зависимому государству силовые меры, вплоть до вооруженно-го вмешательства, с целью принудить подопечного нарушителя к исполнению принятых им обязательств. Установление протектората не отменяет и не сокращает суве-ренитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суве-ренных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет пра-во распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частно-сти, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика со-держит многочисленные примеры не только распада, но и отно-сительно мирного, легального расторжения протекторатов. Влас-ти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свобод-но присоединившегося государства". Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает наличие гражданства, общего для участвующих в нем сторон. В отличие от федерации это объединение не создает об-щего центра, обладающего государственной властью и нуждаю-щегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэто-му нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. В 1957 г. министерство внутренних дел Франции предписало решать вопросы, относящиеся к гражданам Монако, на условиях, установленных для иностранцев. Итак, протекторат -- это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг. 4. формы автономного государства Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии. В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориаль-ных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям по-лучить необходимую свободу, -- это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдик-цией союзного государства. В Индии, например, автономиями яв-ляются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов. Фактические основания, побуждающие к образованию автоно-мий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколь-ко видов автономий: -- автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с осо-бенностями национального состава населения, возможно -- со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Напри-мер, Страна Басков является автономией в составе Испании, уч-режденной на территории, которую традиционно занимает опре-деленный этнос -- баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования нацио-нальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших ос-новой их образования, -- к примеру, Шотландия является автоно-мией, образованной на основе шотландской национальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|