реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формы государства в зарубежных странах

реферат
p align="left">Корона возглавляет государства, входящие в унию. Ее пред-ставителями в государствах-участниках являются генерал-губернаторы (лейтенант-губернаторы), которых она назначает "по ре-комендации" парламентов. Представители монарха выполняют все функции и пользуются для этого Большой печатью, подтверж-дающей их полномочия, полученной от Короны. Для осуществле-ния некоторых полномочий губернаторы могут получать специ-альное разрешение от монарха. Например, на объявление войны Японии австралийский генерал-губернатор был особо уполно-мочен королем. Члены унии сохраняют в Содружестве полный суверенитет. Более того, за последние несколько десятилетий мера их политической самостоятельности увеличилась. В Содружестве уже нет союзных органов, если не считать совещаний глав прави-тельств и проведения конференций участников этого объедине-ния. Согласование политики стран Содружества проходит в сво-бодном, полуформальном порядке. В правительстве Великобрита-нии упразднено министерство по делам Содружества и только департамент в составе министерства иностранных дел ведает от-ношениями между союзниками.

В странах Содружества исторически сложилась некоторая общность в области правового регулирования. Например, заим-ствуется прецедентная практика, некоторые из членов Содруже-ства до настоящего времени применяют законы, некогда приня-тые Великобританией.

Как и в любой унии, в Содружестве нет единого подданства. Подданный Ее Величества Королевы Великобритании не явля-ется подданным королевы Австралии и наоборот. Отношения между государством и личностью являются предметом ведения каждого из членов унии, но не Содружества в целом. Это, однако, не исключает некоторой степени единства в правовом статусе подданных. Например, длительное время англичане пользовались избирательным правом в Канаде.

Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать следующий вывод. Действительная политическая общность стран -- обязательное условие существования конфедерации. Уния, напро-тив, вполне может существовать и без тесных межгосударствен-ных связей, союзнических обязательств. На имперской конфе-ренции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского содружества наций участвует в многосторонних до-говорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни одни член Британского 06щества наций ни в какой степени не отвечает по обязагельствам, принятым каким-либо другим его членом. Целостность конфе-дерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Ее устойчивость непосредственно зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.35..

При том, что политическое значение унии зачастую незамет-но, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юриди-ческим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой госу-дарства. Если бы член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного сво-его государства другому своему же государству, а по существу самому себе Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.64..

Кроме того, участие в унии налагает на государства мораль-ные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие его члены находятся в состоянии войны. Хотя Австра-лия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако они объявили войну фашистским союз-никам -- Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии.

3.4. Протекторат государств

Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объе-динения, которые, как правило, основаны на принципе юридическо-го равенства между их участниками. Конечно, элементы неравно-правного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат пред-ставляет собой заведомо неравноправный союз государств, юриди-ческую форму подчинения одного государства другому.

Важно отличать протекторат государств от сходных ему яв-лений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между эти-ми понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протек-торат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, про-текторат может быть результатом вооруженного насилия.

Вхождение в состав государства представляет собой добро-вольное присоединение к нему, в результате которого другое го-сударство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протек-торате государства сохраняют свой суверенитет.

Аннексия есть включение в состав государства дополнитель-ных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам националь-ного и, возможно, международного права. Аннексируемая терри-тория является объектом внешнего воздействия, тогда как про-текторат представляет собой правоотношения между государства-ми-субъектами .

Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация -- это пере-ходное состояние, которое может завершиться аннексией, уста-новлением протектората и даже освобождением территории. Про-текторат -- это постоянное или установленное на заранее опре-деленный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.

Международный протекторат (опека) устанавливается миро-вым сообществом, международными организациями над терри-ториями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сход-ства с протекторатом государств, поскольку осуществление меж-дународной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекто-рат государств, напротив, устанавливается над странами, где име-ется суверенная государственность. Например, Каролинские, Ма-рианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и пере-данные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под междуна-родной опеки и, будучи государствами, заключили с США со-глашения, которыми оформляются отношения уже не междуна-родного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").

В протекторате участвуют две стороны -- государство-про-тектор и подопечное государство. Причиной установления про-тектората могут быть насильственные действия одного государ-ства в отношении более слабых стран, в результате которых гос-подствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заклю-чению неравноправного договора, сохраняя, однако, государствен-ность последней. Возможно также, что протекторат устанавлива-ется над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществле-ния всех присущих государству функций. В этом случае государ-ству становится выгодно принять опеку могущественной держа-вы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональ-ных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране по-литические услуги.

Протекторат может установиться как промежуточное состоя-ние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало са-мостоятельным, независимым членом мирового сообщества.

Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего "подза-щитного" отказа от содержания собственной армии, осуществле-ния внешней политики, от самостоятельного осуществления за-конодательной власти и прочее. Так, контроль над законода-тельной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осу-ществляла Англия -- законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, междуна-родная торговля. Результаты неоднократно проводимых рефе-рендумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависи-мым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхож-дении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г.

Прямые и косвенные финансово-экономические выгоды яв-ляются одним из факторов образования и существования про-тектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа так-же имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зе-ландией, которой уступлены внешние сношения этого государ-ства, за исключением участия в деятельности ООН Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.34..

Учреждение протектората предполагает соблюдение прав и интересов обеих участвующих в нем сторон. Гарантии прав зави-симой стороны содержатся в самой формуле протектората, суть которой заключается в сохранении ее государственности и до-полнении недостатка внутренних ресурсов за счет иностранной поддержки. Вероятнее всего, интересы протектора обеспечивают-ся более надежно. Например, пуэрториканский губернатор (глава государства и правительства) не вправе без разрешения госде-партамента США принимать на своей территории руководителей иностранных государств. Имея в виду практику прежних протек-торатов, можно предположить, что протектор способен применить к зависимому государству силовые меры, вплоть до вооруженно-го вмешательства, с целью принудить подопечного нарушителя к исполнению принятых им обязательств.

Установление протектората не отменяет и не сокращает суве-ренитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суве-ренных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет пра-во распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частно-сти, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика со-держит многочисленные примеры не только распада, но и отно-сительно мирного, легального расторжения протекторатов. Влас-ти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свобод-но присоединившегося государства".

Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает наличие гражданства, общего для участвующих в нем сторон. В отличие от федерации это объединение не создает об-щего центра, обладающего государственной властью и нуждаю-щегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэто-му нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. В 1957 г. министерство внутренних дел Франции предписало решать вопросы, относящиеся к гражданам Монако, на условиях, установленных для иностранцев.

Итак, протекторат -- это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

4. формы автономного государства

Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориаль-ных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям по-лучить необходимую свободу, -- это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдик-цией союзного государства. В Индии, например, автономиями яв-ляются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие к образованию автоно-мий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколь-ко видов автономий:

-- автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с осо-бенностями национального состава населения, возможно -- со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Напри-мер, Страна Басков является автономией в составе Испании, уч-режденной на территории, которую традиционно занимает опре-деленный этнос -- баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования нацио-нальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших ос-новой их образования, -- к примеру, Шотландия является автоно-мией, образованной на основе шотландской национальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.