p align="left">Контроль за объектами лицензионно - разрешительной системы осуще-ствляется гласно и негласно. Основным способом обеспечения разрешительной системы являются гласный контроль, в ходе которого разрешаются сле-дующие задачи : - выявляются нарушения установленных правил, причины и условия, способствующие этим нарушениям, принимаются меры к их устра-нению; - предупреждаются хищения предметов и веществ, подпадающих под лицензионно - разрешительную систему; - выявляются и пересекаются случаи их использования не по назначению или в преступных целях; - осуществляется проверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, транс-портировкой и использованием указанных предметов и веществ; - кон-троль за деятельностью этих лиц на объектах лицензионно - разрешитель-ной системы. Гласный контроль за выполнением правил разрешительной системы включает первоначальную проверку объектов при выдаче соответствующих разрешений, последующее систематическое обследование этих объектов, про-верку и допуск лиц к работе, связанной с предметами и веществами, подпа-дающими под лицензионно - разрешительную систему, последующий кон-троль за их деятельностью, учет объектов, а также проведение профилактиче-ских мероприятий по предупреждению и устранению нарушений установлен-ных правил. По мере необходимости органы внутренних дел в пределах обслуживае-мой территории осуществляют сплошные или выборочные проверке объектов лицензионно - разрешительной системы. Одним из основных требований, предъявляемых к гласным проверкам, является систематичность их осуществ-ления, что позволяет своевременно выявить нарушения правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования и принять необходимые меры к их устранению. Все объекты лицензионно - разрешительной системы должны проверяться не реже одною раза в квартал, а те из них, на которых хранится 20 и более единиц огне-стрельного оружия, базовые склады взрывчатых материалов - ежемесячно. Руководители органов внутренних дел не реже одного раза в квартал обязаны лично проверять крупные объекты с огнестрельным оружием и базо-вые склады взрывчатых материалов. Проверка соблюдения гражданами правил хранения огнестрельного оружия в домашних условиях, а также проверка наличия, организация хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной дея-тельности, производится должностными лицами органов внутренних дел не реже одного раза в год. Однако вне зависимости от сроков ранее проведенных проверок в каждом случае обследуется при оформлении продления разреше-ния на хранения предметов и веществ, при переоформлении разрешения в свя-зи с изменением места хранения предметов или веществ, смене руководителя, на имя которого выдано разрешение, при изменении количества предметов, емкость складов. В целях качественного осуществления контроля необходимо предвари-тельно ознакомиться с материалами предыдущих проверок по данному объек-ту, обратив внимание на его особенности, а также ранее вскрытые нарушения, предложения и меры их устранению в процессе проверки главное внимание уделяется соблюдению условий, обеспечивающих сохранность предметов и веществ, пригодность помещения к их хранению, организации охраны объекта (в том числе и исправность ограждения, освещения, сигнализации и других средств усиления охраны, вооружения охраны, состояния дисциплины, знания работниками охраны своих обязанностей, умения обращения с оружием, ор-ганизацию пропускного режима и др.), обеспечение безопасности лиц, работающих на объекте лицензионно- разрешительной системы, наличие необхо-димой документации Так, например, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ор-ганами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, ор-ганизаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, специально создаваемыми комиссиями проверяются знание действующего законодательства, регулирующего оборот огнестрельно-го оружия и специальных средств; владение практическими навыками обра-щения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия, производство выстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер безопасности при приме-нении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия и специальных средств, знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от их применения Вместе с тем в зависимости от специфики объекта всесторонней провер-ке подвергается соблюдение установленных правил приобретения, изготовле-ния, сбыта, учета, уничтожения, пользования, транспортировки и т. д. предме-тов и веществ, на которые распространяется лицензионно - разрешительная система. Для осуществления действенного контроля за объектами лицензион-но - разрешительной системы должностные лица органов внутренних дел на-делены следующими правами согласно Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999г. «О мерах по реализации Постановления Российской Федерации от 21.06.1998 №814» №288: - требовать от субъектов, в ведении которых на-ходятся эти объекты, предоставления соответствующих документов, а также получать необходимую письменную или устную информацию; - производить осмотр мест производства, продажи, хранения и использования предметов и веществ, подпадающие под лицензионно - разрешительную систему; - давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами письмен-ные предупреждения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений установленных правил. Одновременно при реализации контрольных функций они обязаны неукоснительно соблюдать права и законные интерес данных субъектов В случае обнаружения нарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку, составляет акт, в котором подробно излагается суть выявленных недостатков и дается срок для их устранения. При отсутствии нарушений проверяющим составляется рапорт в произвольной форме. Все материалы проверок объектов лицензионно - разрешительной системы немед-ленно докладываются руководителям органам внутренних дед, которые при-нимают по ним соответствующие решения Контроль за хранением огнестрельного оружия, принадлежащего от-дельным гражданам, осуществляется в органах внутренних дел с привлечени-ем актива общества охранников и рыболовов, охот инспекции, добровольных народных дружин при строгом соблюдении законности. О результатах про-верки сотрудник милиции составляет рапорт, который затем подшивается в личное дело владельца оружия. Негласные проверки разрешительной системы осуществляются пре-имущественно аппаратами оперативно-розыскных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данные о серьезных нарушениях порядка хране-ния, транспортировки, охраны и использования предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, а также данные об их хищении, использовании не по назначению и в преступных целях. В процессе гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних дел осуществляют допуск лиц к работам, связанных с хранением, использованием, транспортировкой предме-тов и веществ, подпадающих под действие лицензионно-разрешительной сис-темы. При этом основаниями для отказа в таком допуске могут служить: - за-ключение медицинского учреждения, свидетельствующее о том, что данное лицо по состоянию здоровья не может быть использовано на упомянутых ра-ботах или владеть огнестрельным оружием; - данные о систематическом нару-шении проверяемым лицом общественного порядка, злоупотреблении спирт-ными напитками, употреблении наркотических средств без разрешения врача; - предъявление обвинения в совершении преступления, а также предание суду; - непогашенная или не снятая в установленном порядке судимость за особо опасные государственные и тяжкие преступления, за преступления с приме-нением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. Эти и некоторые иные обстоятельства служат основаниями и для отказа в выдаче лицензии на осуществление гражданином частной детективной или охранной деятельно-сти, а также лицензии на приобретение гражданского оружия В обеспечении эффективности контроля за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы большая роль отводится учету объектов. Он не только обеспечивает соблюдение установленных правил владельцами и пользователями объектов лицензионно-разрешительной системы, но и способ-ствует своевременному предупреждению, пресечению и раскрытию правона-рушений, связанных с хищением либо неправомерным использованием предметов и веществ ограниченного оборота. Учет объектов лицензионно-разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел в следующих формах: · журнальная; · учетные дела; · личные дела; · контрольно-накопительные дела; · картотеки. На каждый объект лицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел сотрудником лицензионно-разрешительной системы заводится учетное дело. Учетное дело состоит из двух разде-лов. В первом сосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта, переписка, связанная с получением соответствующих раз-решений, копии информации и представлений о выявленных нарушениях и ответы на них. Во втором - данные о лицах, имеющих доступ к хранению, транспортировке и использованию предметов и веществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорты о проверке объекта. Учетные дела по-стоянно хранятся в органе внутренних дел. В случае передачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаются и учетные дела. По журналу ведется учет лиц, получивших открытую лицензию па при-обретение газового оружия, и владельцев огнестрельного оружия. В журнале фиксируются следующие данные: · фамилия, имя и отчество владельца оружия; · адрес его местожительства; · вид, модель, калибр, серия и номер оружия; · номер открытой лицензии или разрешения на хранение и ношение оружия; · срок дей-ствия разрешения; · отметки о проведении проверок сохранности огнестрельного оружия по месту жительства владельца; · отметки о причинах снятия оружия с учета. Сотрудник лицензионно-разрешительной системы заводит личное дело на каждое лицо, владеющее газовым или огнестрельным оружием. В нем содержатся материалы, послужившие основанием для приобретения оружия, карточка-заявление владельца, необходимые про-верочные материалы. При этом личные дела на владельцев газового и охот-ничьего огнестрельного гладкоствольного оружия хранятся в органе внутрен-них дел по месту их жительства, а личные дела на владельцев охотничьего ог-нестрельного оружия с нарезным стволом в подразделениях лицензионно-разрешительной системы МВД, ГУВД, УВД. Контрольно-накопительные дела заводятся в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ на каждый подчиненный орган внутренних дел. В контрольно-накопительном деле содержатся данные об объектах лицензионно- разрешительной системы, хранящемся и используемом оружии, данные о вла-дельцах оружия, представления о выявленных недостатках, а также иные материалы по линии лицензионно-разрешительной работы В дежурных частях горрайорганов внутренних дел ведется картотека владельцев огнестрельного оружия. Эта картотека используется оперативным дежурным для проверки лиц задержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядов милиции при выездах на чрезвычайные происшествия. В процессе осуществления гласного контроля за объектами лицензион-но-разрешительной системы органы внутренних дел обязаны выявлять раз-личные нарушения установленных правил обращения с предметами и вещест-вами, в отношении которых установлен особый режим пользования, и прини-мать необходимые меры к их устранению. С этой цепью в соответствии с действующим законодательством милиции предоставлено право: - закрывать стрелковые тиры в случаях не обеспечения безопасности граждан и сохранности находящихся в них оружия и боеприпасов; - запрещать предприятиям, организациям и учреждениям приобретение, сбыт, продажу, хранение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых мате-риалов в случаях нарушения порядка сбыта, отпуска, хранения, учета, исполь-зования и транспортировки таких предметов и веществ, производить изъятое указанных предметов и веществ, опечатывание складов, баз и хранилищ, - приостанавливать полностью или частично деятельность пиротехниче-ских предприятий, если в них не обеспечивается безопасность работников или других граждан; - аннулировать разрешение на хранение огнестрельного оружия, выдан-ные гражданам, при нарушении ими правил хранения или использования огнестрельного оружия, а также лицам, систематически нарушающим общественный поря-док, злоупотребляющим спиртными напитками, употребляющим наркотиче-ские вещества без назначения врача, страдающим психическими заболева-ниями, изымать у них в соответствии с действующим законодательством огне-стрельное оружие и боеприпасы к нему, - аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законо-дательства, регулирующего детективную охранную деятельность, либо при неисполнении соответствующими лицами и организациями налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов) В случаях, когда в соответствии с действующим законодательством на-рушение правил лицензионно-разрешительной системы образует состав про-тивоправного деяния, виновные лица привлекаются к уголовной, администра-тивной, материальной или дисциплинарной ответственности. В случаях незначительных, но систематических нарушении на объектах лицензионно-разрешительной системы, при невыполнении предписаний органов внутренних дел работники милиции вправе ходатайствовать перед мини-стерством ведомством, администрацией предприятия, учреждения или организации о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения. Заключение. В структуре милиции общественной безопасности органов внутренних дел участковые уполномоченные милиции по прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим должный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. В соответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должны хорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражда-нами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций уста-новленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, условия хранения и функционирования средств цвет-ного копирования, состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, ме-сто хранения или переработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской местности - знать места произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, а также контролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной и охранной деятельности. Литература: Основная: 1. Конституция РФ. - Москва, 1993г. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение) 3. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ, 2004, №35. 4. Федеральный Закон от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 02.11.2004г. №127 ФЗ // СЗ 2001, №33 (ч.1), ст.3430. 5. Приказ МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» 5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003. 6.Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г. 7.Справочник участкового уполномоченного милиции. - Москва, 1997г. Дополнительная: 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной сыскной деятельности)». 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002г. №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». 3. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004. 4. Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядное пособие. - Москва, 2004 5. Черепанов А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие. - Москва, 2002. 6. Каплунов А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. - Москва, 2002. 7. Каплунов А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Монография. - Санкт-Петербург, 2001. Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург, 1998.
Страницы: 1, 2, 3
|