журнал операций за предшествующий рабочий период.
При вводе остатков по активным счетам бухгалтерская проводка имеет
следующий вид:
Д-т соответствующего счета – К-т 00.
Если по соответствующему счету имеется аналитика и ведется
количественный учет, то дополнительно заполнятся в журнале операций графы
«субконто, Д и К, количество».
При вводе остатков по пассивным счетам проводка выглядит следующим
образом:
Д-т 00 – К-т соответствующего счета;
При вводе остатков по активно-пассивным счетам проводка вводится
дважды.
После ввода остатков необходимо провести контроль правильности
введенных проводок в режиме «Отчетность» функции «Оборотно-сальдовая
ведомость». В строке по счету 00 в графе «обороты за период, сумма по Д и
К» должно быть равенство. Если равенства нет, то остатки введены не верно,
необходимо вернуться в журнал операций, найти и исправить ошибку.
Затем можно приступить непосредственно к вводу хозяйственных операций
в Журнал операций. Исходными данными для ввода проводок в Журнал операций
являются все первичные документы по поступлению, перемещению и выбытию
основных средств, которые были описаны мной в предыдущих пунктах курсовой
работы.
В журнал последовательно вводятся дата, Д и К, сумма, краткое
содержание операции. При вводе номера счета, имеющего аналитику,
заполняются графы «Д субконто, К субконто, количество». Сумма исчисляется
автоматически на основе введенной в список субконто цены.
Проводки в Журнал Операций можно вводить несколькими способами:
> Ручной ввод проводок;
> Копирование проводок;
> Типовые операции: позволяет автоматизировать ввод стандартных или часто
используемых операций.
> Ввод проводок при помощи режима «Документы и расчеты» (можно ввести
данные о некотором документе (платежное поручение, счет, накладная, акт
приемки-передачи основных средств и т. д.) или расчете (налогов,
переоценке валюты, начислении износа и т. д.), а также связанные с ним
проводки, которые автоматически рассчитываются по заданным формулам, а
нужные суммы заносятся в соответствующие документы, которые можно
распечатать на принтере).
> Перенос проводок позволяет импортировать данные, подготовленные в других
программах или созданные в «1С: Бухгалтерии» на других компьютерах.
На основании введенных проводок при помощи режима «Отчетность»
программа формирует отчетность и различные вспомогательные документы.
«1С: Бухгалтерия» позволяет формировать 14 видов выходных документов,
не считая отчетов произвольной формы: оборотно-сальдовые ведомости,
шахматки, отчеты по журналу операций, карточки счетов и субконто, ведомости
анализа счетов по датам и по субконто, ведомости оборотов между субконто и
т. д.
Все эти отчеты (кроме отчета по журналу операций) используют
рассчитанные итоговые данные, поэтому соответствующие пункты меню будут
доступны лишь в случае, если итоги были рассчитаны.
Рассмотрим, какие стандартные отчеты мы можем получить по счетам,
используемым для учета основных средств.
> Список сводных проводок - это документ, содержащий обороты между счетами
(суммы в дебет одного счета с кредита другого) за некоторый период
времени. Этот список содержит ту же информацию, что и шахматка, но
представляет ее другим способом. (Приложение Х1).
> Шахматка - это документ, содержащий табличное представление оборотов
между счетами за некоторый период времени. Шахматка часто используется
бухгалтерами, так как она дает наглядное представление о движении средств
и обязательств учреждения. (Приложение Ц1).
> Оборотно-сальдовая ведомость. Она содержит для каждого счета остатки на
начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период.
Этот оборот является одним из наиболее часто используемых в бухгалтерской
практике. (Приложение Ц2).
> Оборотно-сальдовая ведомость по счету. Для счетов, по которым ведется
аналитический учет, можно получить разбиение оборотов и остатков по счету
по конкретным объектам аналитического учета. Например, на счете 013
«Машины и оборудование» в учреждении числятся ксерокс «Минолта» и
спортивные снаряды. Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 013
по всем субконто. (Приложение Ч1).
> Обороты счета (Главная книга) используется для вывода оборотов и остатков
счета за месяц и/или квартал. Он может быть очень полезен при подведении
итогов и составлении отчетности. Сформируем обороты счета 016
«Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь» за 4-й квартал
1999 года. (Приложение Ч2).
> Журнал-ордер и ведомость по счету. Этот отчет представляет собой отчет по
оборотам счета, детализированный по датам или проводкам. Таким образом,
данный отчет содержит сведения по счету о его начальных и конечных сальдо
в оборотах с другими счетами, детализированные по датам или по проводкам.
Сформируем данный отчет по счету 018 «Библиотечный фонд» по проводкам.
(Приложение Ч3).
> Анализ счета содержит обороты счета с другими счетами, обороты за
расчетный период, остатки на начало и на конец периода. Таким образом,
анализ счета представляет собой фрагмент Главной книги, касающийся
данного счета за период вывода итогов. (Приложение Х2).
> Анализ счета по субконто. Если по счету ведется аналитический учет, то
данные можно получить не только для счета в целом, но и для каждого
объекта аналитического учета по данному счету. (Приложение Х4).
> Анализ счета по датам. Часто необходимо получить обороты и остатки по
счету на каждую дату некоторого периода. Нужную информацию можно получить
из документа «Анализ счета по датам». (Приложение Ш1).
> Карточка счета. В документ «Карточка счета» включаются все операции с
данным счетом или операции по данному счету по конкретному объекту
аналитического учета. Кроме того, в карточке счета отражаются остатки на
начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой
операции. (Приложение Х3).
> Анализ субконто. В документе «Анализ субконто» для каждого субконто
выбранного вида приводятся обороты по всем счетам, в котором используется
это субконто, а также развернутое и свернутое сальдо. (Приложение Щ).
> Карточка субконто. Если необходимо получить максимально полную картину
операций по объекту аналитического учета или группе субконто, можно
воспользоваться «Карточкой субконто». Этот документ содержит все операции
с данными субконто в хронологической последовательности с указанием
реквизитов проводок, остатков по субконто после каждой операции, на
начало и конец периода. Обороты и остатки выводятся в стоимостном и, при
наличии данных, в натуральном выражении. (Приложение Ш2).
> Обороты между субконто. В наборе стандартных отчетов программы «1С:
Бухгалтерия» имеется ведомость «Обороты между субконто», которая
позволяет ответить на вопрос, как связаны между собой два аналитических
объекта. Например, какие основные средства и на какую сумму получены от
поставщиков и т. д.
> Журнал операций. Отчеты по «Журналу операций» предназначены для получения
выборок из журнала операций. С их помощью можно вывести списки операций
за данный период, удовлетворяющие некоторым критериям: по номерам счетов
дебета или кредита, наличию некоторой строки в описании операции,
заданному номеру журнала и т.д. (Приложение Ш3).
> Произвольные отчеты. Кроме отчетов и ведомостей, описанных выше, «1С:
Бухгалтерия» позволяет получать отчеты произвольной формы. Каждый отчет
задается с помощью файла, содержащего форму отчета и формулы расчета
каждого показателя. Можно изменять существующие отчеты и создавать новые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечалось выше, основные средства, функционирующие в бюджетных
учреждениях, не участвуют в процессе производства, а обслуживают
происходящие в этих учреждениях процессы по удовлетворению социально-
культурных потребностей населения, осуществлению функций государственного
учреждения, то есть являются непроизводственными основными средствами.
Чем лучше и правильней будет организован бухгалтерский учет основных
средств в учреждениях и организациях, тем эффективнее они будут
использоваться для обслуживания происходящих в этих учреждениях процессов
по удовлетворению социально-культурных потребностей населения и
осуществлению функций государственного учреждения. Поэтому, очень важно
правильно организовать учет основных средств, независимо от, того
учитываются основные средства автоматизировано или нет.
Вопрос автоматизации учета основных средств с каждым днем звучит
более актуально, так как в сфере образования Московского района, на примере
которого я построила свою курсовую работу, наблюдаются значительные
перемены: открываются новые школы, начинают работать новые ДДУ и т.д.
В целом учет основных средств в бухгалтерии Московского РОО ведется
по правилам бухгалтерского учета (синтетический учет ведется на
соответствующих счетах, а аналитический – на предусмотренных для этого
документах).
Перед РОО Московского района ставятся немаловажные задачи по учету
основных средств (своевременное и полное документальное оформление и
отражение в учетных регистрах их поступления, перемещения и выбытия,
начисление износа в соответствии с действующими нормами и правилами,
контроль за сохранностью и эффективным использованием каждого объекта и
т.д.), осуществление которых во многом зависит от организации
бухгалтерского учета в целом.
Конечно, существуют ряд проблем по ведению бухгалтерского учета, в
том числе и проблема автоматизации. Основной проблемой является нехватка
средств на улучшение программного обеспечения. В рассматриваемой мной
бухгалтерии автоматизированный учет ведется только по труду и заработной
плате. По моему мнению, переход на автоматизированный учет таких разделов,
как основные средства, материалы и другие, намного упростит деятельность
бухгалтеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РБ «о бухгалтерском учете и отчетности» // «Звязда» от 29.10.94.
2. А.Н. Белов. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы.
М.: «Финансы и статистика», 1995.
3. Бухгалтерский учет и контроль в РБ (сборник нормативных актов в 6-ти
томах). Мн.: «Амалфея», 1996.
4. В.Г. Дорофеев, М.А. Чапкович. Бухгалтерский учет исполнения бюджета.
Мн.: БГЭУ, 1996.
5. Методические указания «о прядке учета основных средств учреждений и
организаций, состоящих на бюджете», утвержденные Министерством
Статистики 21.07.97г. № 34.
6. «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях».- М.:ПРИОР, 1999.
7. Чистов Д. В. «Основы компьютерной бухгалтерии: Учебный практикум по
ведению бухгалтерского учета в «1С: БУХГАЛТЕРИИ-ПРОФ.».- М., 1997.
8. «1С: Бухгалтерия-проф 6.0»: Руководство пользователя. – М.: Фирма «1С»,
1992-1996 гг.
9. Бабаев Ю.А., Сироткина О.В. О проблемах учета основных средств в
бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет. – 1999, № 7, с. 7-11.
10. Кондакова Н. Переоценка основных средств // Главный бухгалтер. – 2000,
№ 2, с. 23-24.
11. Приказ Минстата РБ от 20.01.2000 г. № 21 «Об утверждении Порядка
проведения переоценки основных фондов организаций по состоянию на 1
января 2000 года». // Главный бухгалтер. – 2000, № 6, с. 23-31.
12. Королев Ю. Бухгалтерские программы // Главный бухгалтер. – 2000, № 4,
с. 73-74.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|