к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти
пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала,
экон-ой ситуации в стране и т.д.
Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего
контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия.
предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так
как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете.
Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать
тестирование, включающее:
. проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля
(например, проверка документов на наличие необходимых подписей,
реквизитов);
. опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят
письменного подтверждения;
. повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому
счету с выписками банка).
Значение риска аудиторских процедур определяется величиной рисков Учета и
Контроля.
Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор
предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в
учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное
значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые
необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем
которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры.
Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему
необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем
низкий риск.
Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности
предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете.
Для определения доверительной вероятности отсутствия ошибки может
использоваться мультипликативная модель зависимости 3 видов риска: P = I –
(1 – I)*(1 – C)*(1 – R)
Р - доверительная вероятность отсутствия ошибки;
I - доверительная вероятность отсутствия ошибки в учете;
C - доверительная вероятность выявления ошибки системой контроля;
R – довер-ая вер-ть нахождения ошибки при проведении аудит процедур.
Существует аддитивная модель, в которой значения I, C, R заменяются на
соответствующие коэффициенты: р = i + c + r
Каждой величине вероятности соответствуют определенные коэф-ты.
Удобство - простота расчета риска аудит процедур по заранее установленным
рискам учета и контроля. Аудитор заранее задает значения не зависящих от
него коэффициентов I, C, R, выбирает общую доверительную вероятность
проверки и расчитывает риск аудит проверки. r = р - i - c
Признаки, указывающие на высокую вероятность присутствия ошибок: наличие
ошибок в прошлом; необычные остатки по счетам; отраслевые и общеэкон-ие
риски; необычные изменения в течение года; риски в деят-ти руководства;
наличие ошибок в орг-ции учета; применение неверных учетных методик;
значительная стоимость или высокая ликвидность; несистематические
(неповторяющиеся) учетные записи; операции с повышенным риском и
мошенничеством.
22. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по
результатам проведения аудита
Уже во время проведения аудит. проверки аудитор предоставляет клиенту
опред. инф-цию о ходе проверки и о достигнутых результатах на одном из
этапов проверки.
Цель - унификация требований, предъявляемых к аудитору в отношении
содержания, формы и порядка подготовки письменной инф-ции (отчета) аудитора
руководству (собственникам) клиента по результатам аудита.
Данные, содержащиеся в письменной инф-ции, приводятся с целью доведения до
руководства клиента всех сведений о недостатках в учетных записях, бух.
учете и СВК, которые могут привести к сущ. ошибкам в бух. отчетности, и в
порядке внесения конструктивных предложений по их улучшению. Письменная инф-
ция не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих
недостатках. Письменная инф-ция аудитора должна быть адресована
руководителям или собственникам клиента и подписана аудиторами.
Каждый аудитор обязан разработать аккуратную и единообразную форму
представления письменной инф-ции, которую в дальнейшем применяет на
постоянной основе. В письменной инф-ии аудитора должны содержаться в
обязательном порядке следующие сведения:
1. реквизиты аудитора
2. реквизиты клиента
3. указание на период времени, к к-ому относится док-ция клиента,
проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной инф-ции;
4. выявленные в ходе аудита сущ. нарушения порядка ведения бух. учета и
отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;
5. результаты проверки орг-ии и ведения бух. учета, отчетности и состояния
СВК клиента.
А также следует включать в письменную инф-цию аудитора след. сведения:
1. особенности выполнения аудит. проверки;
2. перечень осн. областей или направлений бух. учета, к-ые подлежали
проверке;
3. сведения о методике аудит. проверки, подтверждение того, что аудитор
следовал в работе Стандартам, указание на то, какие разделы бух. док-ции
были проверены сплошным способом, а какие - выборочным порядком, и на
основе каких принципов производилась аудит. выборка;
4. перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций;
5. сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних
фирм клиента, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния
этих частных результатов на итоги аудит. проверки всего клиента в целом;
6. в случае отклонения от требований Стандарта - сам факт и причины такого
отклонения.
В письменной инф-ции в обязат. порядке должно быть указано, какие из
сделанных замечаний являются сущ-ными, а какие - нет. Письменная инф-ция
готовится в ходе аудит. проверки и представляется руководителю или
собственнику клиента на завершающей стадии аудит. проверки.
Письменная информация может быть передана только след. лицам:
а) лицу, подписавшему договор на оказание аудит. услуг;
б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной инф-ции в
договоре;
в) любому другому лицу - в случае письменного указания на то в адрес
аудитора, подписанного лицом, подписавшим договор.
Письменная инф-ция составляется в двух экземплярах. Один экземпляр –
клиенту, 2ой экземпляр - у аудитора и приобщается к прочей раб. док-ции
аудитора. Письменная инф-ция является конфиденциальным документом.
23. Письмо-обязательство аудитора. Подготовка к заключению договора на
проведение аудиторской проверки
В настоящее время руководители клиента по-разному понимают процесс работы
аудитора, объем работы, характер результатов работы. Поскольку договором на
проведение проверки эти вопросы не оговариваются, не раскрываются, то
письмо-обязательство представляется клиенту до заключения договора.
Письмо-обязательство не заменяет договор.
Аудиторам предоставляется выбор:
. послать клиенту письмо-обязательство, содержащее все существенные условия
договора, и получив его назад, подписанное заказчиком, считать себя
связанным с ним договорными отношениями;
. послать клиенту письмо-обязательство и получив его соглашение, заключить
с ним обычный договор возмездного оказания услуг;
. заключить с клиентом обычный договор по результатам переговоров и не
использовать письмо-обязательство как оферту;
. заключить с клиентом обычный договор, а письмо-обязательство считать
приложением к договору.
Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания по следующим
вопросам:
> условия аудиторской проверки;
> обязательства аудитора;
> обязательства клиента.
По условиям аудиторской проверки:
а) об объекте и цели аудиторской проверки;
б) должно ли аудит заключение о достоверности Бух отчетности клиента
включать заключение о достоверности БО филиалов, подразделений и дочерних
компаний;
в) о законодательных актах и нормативных документах;
г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.
По обязательствам аудиторской организации:
а) о форме отчетности аудит орг-ии по результатам проведенной работы;
б) об ответственности аудит орг-ии за оказываемые услуги;
в) обязательство аудит орг-ии по соблюдению коммерческой тайны;
г) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в БУ
и БО в связи с выборочным характером применяемых аудит процедур и
несовершенством системы внутреннего контроля клиента.
По обязательствам экономического субъекта:
а) об ответственности клиента и его исполнительного органа за полноту и
достоверность представленной документации БУ и БО;
б) об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бух
регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и инф-ии,
необходимой для проведения аудит проверки;
в) сверка дебиторской и кредиторской задолженности;
г) о неоказании давления.
Дополнительно в текст письма – обязательства могут включаться:
а) общие сведения об оказываемых аудит орг-ей услугах, квалификации
персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных
аудит орг-ях и союзах;
б) примерный календарный план аудита и состав направляемой группы
аудиторов;
в) общую хар-ку применяемых методов проведения проверки;
г) условия оплаты аудита;
д) предложение об использовании услуг др аудиторов, независимых
экспертов;
е) предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между
аудиторской организацией и экономическим субъектом.
24. Планирование аудиторской проверки. Составление программы проверки
Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики,
составлении общего плана аудит проверки, разработке аудит-ой программы и
конкретных аудит процедур, оценке объема аудит проверки.
Планирование аудита должно осуществляться до письма-обязательства и
заключения договора.
При планировании должны соблюдаться принципы:
Комплексность - все этапы планирования аудита д б связаны и согласованы
между собой.
Непрерывность – выражается в установлении сопряженных заданий группе
аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим
субъектам.
Оптимальность – гибкость планирования в выборе наиболее рационального
варианта плана.
При планировании выделяют следующие этапы:
- предварительное планирование аудита;
- подготовка и составление общего плана аудита
- подготовка и составление программы аудита.
Предварительное планирование.
На этом этапе следует получить информацию об: организационной структуре
клиента; особенностях его производственной деят-ти; о круге его поставщиков
и покупателей; дочерних и зависимых орг-ях; рентабельности и порядке
распределения получаемой прибыли; системе внутреннего контроля; курсе его
акций; принципах формирования оплаты труда персонала и т.д.
Все это целесообразно отразить в рабочей документации.
Подготовка общего плана и программы аудита.
На этом этапе следует установить уровень существенности и дать оценку
аудит рисков. Стандартом предполагается возможность согласования с клиентом
общего плана и программы аудита. При этом аудит орг-ия является независимой
в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но
несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с
данным общим планом и данной программой.
С помощью проведения аналитических процедур аудит орг-ия должна выявить
области, значимые для аудита. Составляя общий план и программу аудита,
аудит орг-ии следует учитывать степень автоматизации обработки учетной инф-
ии.
В общем плане аудит орг-ия определяет способ проведения аудита. В случае
решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.
Аудитор должен предусмотреть сроки проведения аудита и его график, время
подготовки аудиторского заключения и письменного отчета. При этом
необходимо учесть следующие факторы:
- реальные затраты труда, необходимые для работы;
- затраты времени предыдущей аудиторской проверки;
- уровень существенности;
- сформированные оценки аудиторского риска.
Программа аудита – может представлять собой детальный перечень содержания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|