5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам БУ.
6. Анализ существ-ых показ-ей и тенденций деят-ти ЭкСуб.
7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных ауд. процедур
и результатах таких процедур.
8. Материалы, свидет-ие о том, что работа, выполненная не аудиторами,
контролировалась аудиторами.
9. Сведения о том, кем и когда выполнялись ауд-ие процедуры.
10. Копии переписки с другими ауд. орг-ми, экспертами и прочими лицами в
связи с проводимым аудитом ЭкСуб.
11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ЭкСуб по
поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения
аудита.
12. Письма-подтвержд-ия, получ-ые от ЭкСуб.
13. Выводы, сделанные ауд. орг-ей по результатам аудита.
14. Копии бухг. и иной фин. документации ЭкСуб.
18. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в
ходе аудита
Под системой внутреннего контроля в аудите (СВК) понимается совокупность
организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством
клиента в качестве средств для эффективного ведения хоз деят-ти, к-ая
включает организованные внутри данного экон субъекта надзор и проверку:
соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации БУ;
своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
недопущения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений;
обеспечения сохранности имущества организации.
Оценка эффективности и надежности системы средств контроля должна
проводиться количественно (высокая, средняя и низкая)
Данная оценка необходима для аргументирования своего подхода к аудиту в
конкретной организации.
Система внутреннего контроля включает 3 составляющие:
1) надлежащая система БУ (ЭВМ, Ж-О, М-О);
2) контрольная среда;
3) отдельные средства контроля.
Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского
учета.
Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку
сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности клиента:
а) учетная политика и основные принципы ведения БУ;
б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение
бухучета и подготовку бух отчетности;
в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими
участие в ведении учета и подготовки отчетности;
г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хоз
операции;
д) порядок отражения хоз операций в регистрах бух учета, формы и методы
обобщения данных таких регистров;
е) порядок подготовки периодической бух отчетности на основе данных бух
учета;
ж) роль и место средств ВТ в ведении учета и подготовки отчетности;
з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений
бух отчетности особенно высок;
и) средства контроля.
Аудит орг-ия в ходе проверки обязана проверить соответствие организации
системы БУ проверяемого экон субъекта действующим нормативным документам и
отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений.
Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего
контроля.
Контрольная среда – общее отношение руководителей или собственников
клиента к созданию и поддержанию на своем предприятии СВК, их конкретные
действия и процедуры, направленные на это. (стиль и основные принципы
управления; орг-ая структуру; распределение ответ-ти и полномочий; кадровая
политика; порядок подготовки бух отчетности; соответствие хоз деят-ти
требованиям действующего законодательства.)
Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экон субъекте
таких процедур внутреннего контроля, как: а) арифметическая проверка
правильности бух-их записей; б) проведение сверок расчетов; в) проверка
правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных
записей руководящего персонала;
г) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций на предмет
выяснения соответствия данных бух учета фактическому наличию;
д) использование для целей контроля информации из источников, вне экон
субъекта;
е) осуществление мер, направленных на ограничение доступа
несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения
документации и записей по бух-им счетам;
Средства контроля – составные части системы контроля, установленные
руководством на отдельных участках хоз деят-ти для надежного и эффективного
управления предприятием.
Оценка СВК может осуществляться различными способами:
Наблюдение. Опрос. Тестирование.
19. Необходимость и порядок прохождения аттестации аудиторов
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности,
формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение
аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудит-ой
деят-ти утверждаются Советом Министров - Правительством РФ по представлению
Комиссии по аудит деят-ти при Президенте РФ.
К аттестации на право осуществления аудит деят-ти допускаются лица,
имеющие экон-ое или юр-ое (высшее либо среднее специальное) образование, а
также стаж работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора,
специалиста аудит-ой орг-ии, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя
предприятия, научного работника или преподавателя по экон-ому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хоз-ых отношений, в
течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия)
судимости в установленном законом порядке.
Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат
аудитора единого образца.
Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня
проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения
квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к
работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
1. Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки
знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью (далее
именуются - претенденты).
2. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и
переподготовке аудиторов (далее именуются - учебно-методические центры),
определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации.
3. Претенденты представляют в Центральную аттестационно-лицензионную
аудиторскую комиссию следующие документы: заявление по установленной форме;
нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном)
экономическом или юридическом образовании и выписку из трудовой книжки; две
фотографии размером 4 x 6 см; квитанцию о внесении платы за проведение
аттестации.
4. Претенденты указывают выбранный ими учебно-методический центр для сдачи
экзаменов. Окончательное решение об учебно-методическом центре, в котором
будут приниматься экзамены, принимает Центральная комиссия.
5. Не позднее, чем за 15 дн до даты проведения квалиф-ых экзаменов, Центр
комиссия извещает претендентов о дате и месте их проведения.
6. Состав экзаменационной комиссии учебно-методического центра
утверждается Центральной комиссией за пятнадцать дней до даты проведения
экзаменов.
7.Экзаменационные билеты и тесты разрабатываются на основе Программы
учебно-методическим центром
8. Претенденты сдают квалификационные экзамены в учебно-методическом
центре в письменной форме.
9. Результаты квалификационных экзаменов претендентам объявляются
экзаменационной комиссией не позднее двух дней после их проведения.
10. Квалификационный аттестат аудитора Центральной комиссией выдается в
месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца
аттестата в государственном реестре выданных квалификационных аттестатов
аудиторов.
20. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательства аудита
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо
установленных актами законодательства РФ, инициативная — по решению
экономического субъекта.
Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экон субъекты,
имеющие организационно-правовую форму ОАО независимо от числа их участников
(акционеров) и размера уставного капитала.
Вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности
обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
• банки и другие кредитные учреждения;
• страховые организации и общества взаимного страхования;
• товарные и фондовые биржи;
• инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды,
холдинговые компании);
• внебюджетные фонды, источниками образования средств которых, являются
предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые
юридическими и физическими лицами;
• благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками
образования средств которых, являются добровольные отчисления юридических и
физических лиц;
* если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая
иностранным инвесторам.
* при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их
деятельности:
• объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ;
• суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч
раз установленный законодательством РФ МРОТ.
Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита:
- штрафа с экон субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера
установленной законом МРОТ;
- штрафа с руководителя (руководителей) экон субъекта в сумме от 50- до
100-кратного размера установленной законом МРОТ
Обязательный аудит по поручению государственных органов: Органы дознания,
следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд
поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта при
наличии в производстве указанных органов
• возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
• принятого к производству (возобновленного производством) гражданского
дела;
• дела, подведомственного арбитражному суду.
Инициативный аудит и другие виды аудиторских услуг
Инициативный аудит проводится обычно по решению клиента. При этом цели
инициативного аудита могут быть самыми различными. Назовем некоторые из
них: контроль и анализ состояния бухучета в целом или отдельных его
разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация
делопроизводства по бухучету; оценка применяемых средств и методов
автоматизации учета; оценка состояния расчетов по н/о.
Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:
1. Многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся
тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы
процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в АО, лишились
контроля со стороны специальных органов.
2. Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается
различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием
руководства новых экон структур относиться к гл бухгалтеру как к одному из
осн контролеров за законностью хоз-ых операций и др.
3. Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях,
особенно на вновь образованных.
21. Оценка аудиторского риска. Составные части модели аудиторского риска
Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать
достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее
достоверность во всех существенных отношениях.
Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным,
зависит от 3 факторов:
. бухгалтерского учета предприятия;
. надежности систем контроля;
. аудиторских процедур.
Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур.
При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих
градаций: высокий; средний; низкий.
Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|