отдельных операций), по форме представления, по назначению (основная,
вспомогательная), по официальности (утвержденная, неутвержденная), по
срокам (оперативная, обычная, несрочная), по периодичности (текущая,
квартальная, годовая).
Требования к проектированию: наличие всех необходимых показателей,
максимальная законченность, точность расчетов и ясность печати, удобство и
доступность широкому кругу лиц которые не знакомы с ЭВМ, текстовая
расшифровка некоторых качественных атрибутов, форма выходного сообщения и
его содержание не должны усложнять технологию его составления, форма
документов и видео кадров д.б. согласованы с соответствующими
характеристиками терминалов, формы представления выходной информации д.б.
согласованы с заказчиком, сроки и сокращения д.б. общепринятыми в данной
предметной области, четкое название выходных сообщений.
Необходимо учитывать: цели выходных сообщений, сферы и особенности их
использования, периодичность получения, возможность средств вывода
информации, характер предметной области, условия работы с сообщениями,
контроль вероятности составления, порядок оформления и передача
пользователю.
3. Методика проектирования форм выходной информации.
Этапы методики: 1) определение общего состава сведенного показателя, 2)
установление содержания информации которая входит в отдельные выходные
сообщения (установление однородных показателей которые д.б. получены в
одинаковые сроки и в одинаковых подразделениях, объединение нескольких
простых в сложную форму, определение атрибутов каждого выходного сообщения,
определение необходимых средств контроля), 3) разработка эскиза каждого
выходного сообщения (зоны выходных сообщений: заголовок, название граф и их
нумерация, основная предметная или информационная), 4) согласование с
заинтересованными лицами и службами, внесение изменений и утверждение у
ответственных лиц.
4. Требования к проектированию форм первичных документов
Недостатки неунифицированной и неприспособленной информации: несоответствие
последовательности атрибутов в документах макета в выходных сообщениях,
атрибуты раскинуты по полю документа, отсутствие ряда атрибутов необходимых
для автоматизированной обработки, разнообразие форм усложняет их
автоматизированное обработку, двухразовое ручное занесение данных.
Классификация документов: по характеру отображения операций ( материальные,
финансовые, расчетные), по месту составления ( внутренние, внешние), по
способу охвата хозяйственных операций ( разовые, накопительные, сведенные),
по характеру заполнения (однострочные, многострочные, одностраничные,
многостраничные), по типизации ( типовые, индивидуальные), по ценности
бланков ( строгой отчетности, другие).
Требования к первичным информационным сообщениям: формы документов должны
отвечать требованиям стандартов или нормативно-техническим документам
заказчика, обоснование создания сообщения, формы сообщений д.б. удобными
для восприятия человеком и максимально приспособлены для автоматизированной
обработки, учитывать принцип одноразового ввода информации, унифицированные
документы должны отвечать требованиям сравниваемости и показателей по
содержанию и названию при обмене информации между различными
информационными системами и организациями управления, наличие в первичных
информационных сообщениях минимума атрибутов но достаточных для полного
отображения действий и одержанные результаты информации, формы документов
должны иметь стандартный размер, атрибуты которые переносятся на машинный
носитель д.б. выделены толстыми линиями и размещаться последовательно,
унификация и стандартизация сообщений, учитывать особенности конкретного
устройства печати, печатать документы на бланках разного цвета.
5. Формы построения зон первичных документов
Зоны первичных документов: титульная ( название предприятия, индекс формы
документа, код по дежурному классификатору управленческой документации,
название документа), содержательная ( названия строк, граф и их значения),
оформительная ( подпись ответственных лиц, дата, печать).
Формы построения первичных информационных сообщений: линейная- выделение
для каждого атрибута двух клеток ( название, значение), анкетная-
размещение атрибутов в вертикальной последовательности, табличная.
6.Документы: перфокарные документы, гибридные документы ( оптический
способ, магнитный способ, со специальными шрифтами, машинописными знаками,
графическими пометками, штриховыми знаками), документы заполняемые
периферийными способами и с одновременной записью на машинный носитель.
7.Этапы проектирования входных сообщений:
составление и утверждение ТЗ и методики унификации документов, разработка
проектов унифицированной системы документации, исследовательская проверка
или исследовательская эксплуатация проекта системы унифицированной
документации, разработка окончательной документации согласования и
утверждения.
Методы проектирования оригинальных документов: установление содержания
каждого документа ( на основе экономических показателей предметной области,
определяются постоянные атрибуты и те которые будут переноситься на
машинный носитель), размещение атрибутов на поле документа по выбранной
форме построения, проектирование макетно-машинного носителя, изготовление
документа.
Этапы прохождения документов: до обработки, в процессе обработки, после
обработки.
9.Проектирование связи пользователь-ЭВМ.
1. Составные части связи
Связь (интерфейс)- совокупность средств и правил, которые обеспечивают
взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.
Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическая
согласованность, синтаксическая согласованность, семантическая
согласованность), общение компьютера с пользователем, подача
пользовательской связи.
Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоение системы и
дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя,
позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандартизировать
их.
Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт, психологический
климата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая
эргономика ( умственный комфорт, качество разработки программного
обеспечения).
Основные эргонометрические характеристики: конструктивные особенности
оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежность
системы, чувствительность системы.
Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек и ЭВМ
обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработки данных
человеком.
Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с
помощью интерактивного терминала и по определенным правилам.
При разработке диалога необходимо: тщательно проанализировать входные и
выходные данные, определить возможности аппаратных и программных средств,
быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработки
диалога, понимать задачу и пользователя.
Оценка диалога: простота освоения и запоминания операций системы, скорость
достижения целей диалога, объективная удовлетворенность при эксплуатации
системы.
Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим
навыкам.
Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога, который связывает
между собой процессы обработки в одну систему- механизм обмена информацией,
который включает все процессы, которые входят в систему по выполнению
назначенных заданий и можем рассматривать как оболочку информационной
системы ( задача процесса диалога: определение заданий которые пользователь
закладывает в систему, прием логически связанных входных данных от
пользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем
формате, вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов
обработки в соответствующем для пользователя формате; типы сообщений
диалога: данные для пользователя, подсказки, состояние системы, ошибки,
сообщения; типы диалога: который управляется системой- процесс жестко
задает какие задания можно выбрать и какие данные вводить, который
управляется пользователем- инициатива у пользователя); 2) набор процессов
ввода-вывода.
2. Процесс ввода вывода
Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) ввод текстового сообщения
(с использованием стандартных процедур ввода, в режиме посылочного ввода, в
режиме использования специальных символов), 2) ввод сообщения типа указать
или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных в каком-либо месте,
ввод графического сообщения), 3) вывод текстового сообщения (в текущую
позицию, в заданную позицию, с указанием конкретного формата сообщения), 4)
вывод графического сообщения.
Формат с помощью которого пользователь вводит сообщения называется-
графикой диалога (состав: коды, цепочка ключевых символов; ограниченная
украинская, русская, английская идругие языки; натуральная у. р. а. и др.
языки.
Объекты вывода информации на экране:
Характеристика объектов: 1) содержание, 2) поле или область, 3) множество
атрибутов которые описывают объект.
Способы вывода объекта на экране: абсолютный, относительный.
3.Структуры типов диалога:
1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообщений не больше 40 символов, и
занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответов цветом,
шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сообщения,
в) контроль вероятности ответа; подходит: там где диапазон входных величин
слишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе
языка команд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2)
типа меню (отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать
один из них; состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод
мнемонических кодов, просмотр списка на экране, прямое указание на экране;
типы меню: в виде блока данных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего
меню; состав меню: необязательный заголовок, основной текст меню, пояснения
к тексту, необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов
не большой и все они могут быть явно отображены, там где пользователю
необходимо видеть все возможные варианты ответов); 3) экранные формы (
ставятся несколько вопросов и ответы на предыдущие не влияют на
последующие; этапы построения: форма отображается полностью, вопросы
повторяются до тех пор пока окончиться заполнение формы; используется: там
где можно предвидеть стандартную последовательность ввода данных); 4) на
основе языка команд ( строиться на основе языка программирования или
операционной системы; используется там где: количество значений для ввода
не велико и их можно запомнить, где количество ответов достаточно чтобы
идентифицировать необходимую задачу и данные).
Критерии структуры диалога: 1) натуральность- те которые не требуют
пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведение
диалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не
письменный; следует избегать чрезмерной пышности и фамильярности; фразы не
должны требовать дополнительных пояснений; жаргон допустим, но только
понятный; порядок вопроса такой, в котором пользователь привычно
обрабатывает информацию), 2) последовательность- гарантирует, что
пользователь который освоил одну часть системы легко разберется с
особенностями другой ( последовательность в построении фраз,
последовательность в использовании форматов данных, последовательность в
размещении данных на экране), 3) сжатость диалога- требует ввод только
минимума информации, которая необходима для работы системы (чем меньше
количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количеством
ошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получить
автоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию
которая необходима пользователю в виде понятному для восприятия), 4)
поддержка пользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|