Шпаргалка информационные системы в экономике
1.Вступление.
1.Значениие и направления развития и.с.
2.Основные понятия дисциплины.
3.Предмет и содержание дисциплины.
1.Направления развития: персонализация расчетов на базе ЭВМ и интерфейс
пользователя с ЭВМ; использование БД, экспертных систем и систем знаний;
использование каналов передачи данных.
2.Основные понятия дисциплины
Экономический объект- люди, различные предметы, явления или факт про
которые могут быть собраны данные.
Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность
экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему,
организацию.
Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет
функцию управления экономическим объектом.
Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании
предметной области, или использует результаты ее функционирования.
Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые
собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию
информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим
объектом.
3.Цель дисциплины - дать основные теоретическое положения создания
информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и
содержанием основных операций создания информационных систем, методами
управления процессом создания и.с. и построения и.с.
2.Системно-технические аспекты теории создания и.с.
1. Организационно-экономическая модель экономического объекта.
Экономическая информация- информация про процессы производства,
распределению, обмену и потреблению материальных благ.
Ф-и управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование, учет,
контроль, анализ, координация, регулирование.
Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации,
которая поступает от других организаций и определение основных целей ии
задач перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта;
обработка информации и определение вариантов, целей и путей ее достижения,
принятие решения (не автоматично), планирование (автоматизировано);
контроль принятия решений, сравнение, регулирование.
Особенности и свойства информации: она единственная для экономического
объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает
деятельность производства через систему натуральных, стоимостных
показателей; характеризуется большой массовостью о объемностью;
характеризуется необходимостью сохранения и накопления; характеризуется
цикличностью появления и обработки в установленных часовых пределах; имеет
сложную и разностороннюю структуру.
Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом
(фактическая, плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам
объектов которые отображаются, по назначению процессов управления.
Состав информационной совокупности: атрибут или реквизит, экономический
показатель, документ, массив или файл.
Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из ряда
символов; они м.б. качественные- идентифицируют объекты, определяют
свойства сути, и характеризуют обстоятельства, при которых происходит
процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые и справочные (
они раскрывают абсолютные или относительные характеристики качественного
атрибута.
Экономический показатель - раскрывает суть явления, процесса или действия и
есть информационной совокупностью составленная с разного количества
количественных и одного качественного атрибута и есть -наименьшей
экономической единицей.
Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме.
Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.
2. Цель, задачи и принципы создания и.с
Цель создания и. с. - в ограниченно короткие сроки создать систему
обработки данных, которая имеет заданные потребительские свойства
( функциональная полнота- свойство и.с. которое характеризует уровень
автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные
показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство которое
характеризует своевременное управление и получение информации, коэффициент
своевременности КС=( автоматизированные показатели минус показатели
полученные с задержкой)/ автоматизированные показатели; функциональная
надежность- свойство и.с. выполнять свои функции по обработке данных,
адаптивная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции при их
изменении и экономическая эффективность- улучшение экономических
результатов в результате внедрения информационной системы).
Задачи при создании и.с.: 1) выявление существенных характеристик объекта,
2) создание математической или физической модели системы, которая
исследуется, 3) установление условий взаимосвязи человека и технических
средств, 4) проведение детальной разработки проектных решений, 5) анализ
проектных решений, практическая апробация и внедрение.
Принципы создания и.с.: системность ( при декомпозиции д.б. такие связи
между структурными элементами системы, которые обеспечивают целостность и
ее взаимодействие с другими системами), развитие или открытость,
совместимость, стандартизация и унификация, эффективность.
3. Системный подход к созданию и.с
Подходы к созданию и. с: 1) локальный - создание и.с. производиться путем
последовательного наращивания задач, которые решаются на ЭВМ, преимущества:
быстрая отдача, возможность разработки небольшими группами, наглядность,
простота управления задачами, недостатки: невозможность обеспечения
комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала
выполняется разработка проекта полной завершенной системы, а потом ее
внедрение; 3) системный- комплексное изучение экономического объекта как
одного целого, с представлением его частей как целенаправленных систем, и
изучение этих систем и взаимоотношений между ними. Принципы системного
подхода: конечные цели, единство, связность, модульные построения,
иерархия, функциональность, развитие, децентрализация, неопределенность.
Задача системного подхода- разработка всей совокупности методологических,
социально-научных средств исследования (описание, анализ, синтез) систем
разного типа. СП базируется на идеях целостности, целенаправленности,
организованности, динамизма изучаемых объектов.
4.Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы, удобные для
каких-либо операций с нею. Цель Д.- разделение элементов на части, которые
имеют меньшую сложность.
Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответственно административному делению
системы управления объектом (БУ, управление материальными ресурсами,
оперативное управление, техническая подготовка производства, технико-
экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам
(материальные, трудовые, основные средства, готовая продукция, денежные),
2) выделение функциональных процессов или задач в каждом компоненте( задача
и.с.,функция или часть функций и.с. - есть формализованная совокупность
автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату
заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту
или иную задачу.
Структуры для анализа систем: функциональные (компоненты, функции, задачи,
процедуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты,
комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей,
отдельные исполнители, связи- информационные), программные (программные
модули и изделия, связи- управленческие), информационные (в форме
существования и представления информации в системе, связи- операции в
системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные),
документальные (неделимые составные части и документы, связи-
взаимодействие, вхождение).
5. Надежность и эффективность
Качество и.с. Надежность- свойство системы сохранять во времени в
установленных пределах значения всех параметров, которые характеризуют
способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и
условиях эксплуатации. Особенности надежности: безотказность,
ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и
уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное
разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами,
программным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала,
г) режимы параметров и организационных форм эксплуатации технических
средств, д) степень использования различных видов резервирования, е)
реальные условия функционирования и.с.
Эффективность и.с. - определяется сравнением результатов от
функционирования и.с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее
функционирования и развития. Оценка эффективности проводиться при:
формирование условий и.с., анализе и.с., выборе наилучшего варианта, синтез
наиболее целесообразного варианта построения и.с., по критерию
эффективности затрат. Экономическая эффективность определяет: годовой
экономический эффект, расчетный коэффициент эффективности капитальных
затрат на разработку и внедрение и.с., срок окупаемости капитальных затрат
на разработку и внедрение и.с.
3.Процесс создания и.с.
Жизненный цикл и.с.
Трудоемкость стадии создания и.с.
Структура проектной документации.
1.Жизненный цикл и.с. - совокупность стадий и этапов, которые проходит и.с.
в своем развитии от момента принятия решения усовершенствования до момента
когда и.с. приостанавливает свое существование.
Процесс создания и.с. - совокупность работ от формирования выходных
требований к системе до ввода в действие.
Части создания и.с.: предпроектная, проектная, ввод в действие
(формирование требований к и.с., разработка концепции и.с., техническое
задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в
действие, сопровождение и.с.).
2.Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который
автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме,
3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификации исполнителей, 5)
готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный метод проектирования.
3.Структура проектной документации (документы): по стадиям создания, по
составным частям системы, по видам обеспечения (программные, техническое,
организационное, информационное, математическое, функциональное, правовое,
эргонометрическое, лингвистическое, методическое).
4. Участники процесса создания
Участники работ по созданию и.с.: заказчик (представить достоверные и
полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение
технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-
сметной документации по объектам информационной системы; выполнение
строительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонта
технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу
системы в действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик
(разрабатывает документацию на и.с.; выполняет работы по организации;
возможность функционирования и.с. в соответствии с принятыми проектными
решениями).
5. Методы и средства создания
Методы создания и.с.: ориентированы на данные, ориентированы на процедуру.
Средства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные
средства проектирования и.с.
Классификация методов создания и.с.: по степени автоматизации проектных
работ: а) оригинальное - создаются индивидуальные проектные решения
специфические для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множество
составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного
решения, которые при наименьшей модификации м.б. использованы для других
информационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и
поддержки в системе некоторой глобальной информации модели системы
управления.
Средства создания и.с.: инструментальные- ориентированы на процесс
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|