национальных стандартов.
1-я группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации.
Предстоит очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние,
выделение, объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию
составления бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее
составление такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность,
сельское хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей
отчетности мы расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся -
через международные стандарты – к той практике, которая была в советское
время.
2-я группа стандартов связана с имуществом, обязательствами
организаций. Решатся такие сложные вопросы о доверительном управлении
имуществом, аренды основных средств, финансовых вложений, нематериальных
активов.
3-я группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь
дадутся четкие определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен
быть стандарт по расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе
является режим отложенных налогов – налоговый дисконт. Так же необходим
стандарт государственной помощи, то есть необходимо определить особенности
учета средств, получаемых организацией из бюджета в виде субвенций,
трансфертов, бюджетных ассигнований.
Многое предстоит сделать в области методических указаний: почти для
каждого стандарта будет подготовлен документ методического характера,
раскрывающей технику учета.
Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров.
Должен быть создан соответствующий механизм осуществления
регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в
1997 году институт профессиональных бухгалтеров.
Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера
играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель –
повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит
принятие решений. Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические
вопросы. В ближайшие 2-а года надо подготовить новые программы и учебные
пособия, повысить уровень механизации и автоматизации учета.
Третье направление – международное сотрудничество. Здесь
предполагается вступление и активная работа в международных организациях.
Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по
международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации
бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и
развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом
месте, в России есть определенные полезные наработки. Функционирует
российская система бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении
нескольких десятилетий. Техническая часть российского бухгалтерского учета
не самая сложная в мире. Уже несколько лет организации работают в условиях
обновленного плана счетов, новых утвержденных стандартов по бухгалтерскому
учету.
При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные
традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена
непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в
мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель
сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы
бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской
отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости
(публичности) бухгалтерской отчетности»[11].
Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к
международным учетным стандартам зависит не только от решения
методологических, организационных и технических вопросов в области
бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных
отношений в стране.
И так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы
бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не
вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения
реформ.
Цель реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с
международными стандартами.
Но условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение
реформ. Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ.
В частности, принимается Программа реформирования российского
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одним из
основных направлений реформ является совершенствование нормативного
регулирования. В соответствии с ним уже приняты и введены в действие новые
стандарты бухгалтерского учета:
1. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ
6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97
№65Н;
2. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций
(ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от
09.12.98 №60Н;
3. Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально-
производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом
Министерством финансов РФ от 15.06.98 №25Н;
4. Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты
(ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от
25.11.98 №56Н;
5. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной
деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов
РФ от 25.11.98 №57Н.
Раскроем смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на
предлагаемые ими нововведения.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97)
устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете
информации об основных средствах, находящихся в организации на праве
собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора
аренды.
Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких
полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей
применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.
В положении приведено определение понятия основных средств. Новое в
политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с которым
стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа
(амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращение)
в течение нормативного срока их полезного использования, в соответствии с
настоящим Положением срок полезного использования должен определяться самой
организацией при принятии объекта к учету.
В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне
действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации
пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных
средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ
описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ
7/98) настоящее положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты
признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может
оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или
результаты деятельности организации и который имел место в период между
отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Событием после отчетной даты признается, например, объявление годовых
дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный
год, принятие решения по реорганизации организации; крупная сделка,
связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых
вложений; пожар, аварии, стихийные бедствия, в результате которых
уничтожена значительная часть активов организации.
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной
деятельности» (ПБУ 8/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности условных фактов хозяйственной деятельности. Условным фактом
хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на
отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий
которого и вероятности их возникновения в будущем существует
неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того,
произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных
событий. К условным фактам хозяйственной деятельности относятся, например,
незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства; гарантии и другие
виды обеспечения обязательств сроки и исполнение по которым не наступили;
обязательства в отношении охраны окружающей среды.
Последствиями условного факта могут быть условный убыток, условная
прибыль, условное обязательство, условный актив.
Рамки дипломной работы, к сожалению, не достаточны для исследования
всех положений о бухгалтерском учете, поэтому остановимся на одном –
положении о бухгалтерском учете основных средств, проанализируем его в
области нововведений в способы начисления амортизации; сделаем расчеты по
каждому методу. На основании проведенных исследований сделаем вывод о
целесообразности совершенствования нормативного регулирования.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ
И ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НИМ
Для определения целесообразности и необходимости реформирования
ограничимся узкими рамками, и на основании частичного анализа сделаем вывод
о проблеме в целом.
Возьмем нововведенное ПБУ 6/97, применяемое с 01.01.98, «Учет
основных средств»; и на наглядных примерах рассмотрим его применение.
Для начала ознакомимся с характеристикой предприятия.
Государственное унитарное предприятие Шушенская типография находится
на полном хозяйственном расчете. В условиях кризиса российской
экономической системы в целом, предприятие значительно снизило объемы
своего производства с 1997 года. Но, не смотря на неплатежеспособность
бюджетных организаций, которые в большинстве составляют заказчиков
типографии, повышение цен на материальные ресурсы, снижение объема спроса
на бланочную продукцию - в связи с автоматизированием бухгалтерских мест, с
января 1999 года типография постепенно стала выбираться на большие объемы
прибыли, повысив цены на свою продукцию и расширив ассортимент предлагаемых
услуг.
Рассмотрим основные моменты ПБУ 6/97 «Учет основных средств».
Оно устанавливает методологические основы формулирования в
бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в
организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного
управления и договора аренды.
Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких
полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей
применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.
В положении приведено определение понятия основных средств: это часть
имущества, используемая в качестве средств труда при производстве
продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо управления организации
в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл,
если он превышает 12 месяцев.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости.
Новое в политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с
которым стоимость основных средств организации погашается путем начисления
износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства
(обращение) в течение нормативного срока их полезного использования, в
соответствии с настоящим Положением срок полезного использования должен
определяться самой организацией при принятии объекта к учету.
Если срок полезного использования отсутствует в технических условиях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|