ведомств. Конечно, общие правила, основы системы бухгалтерского учета
существуют. Но какие конкретные, узкие, специфические нормы должны
формулироваться самими бухгалтерами, через систему саморегулирования –
Институт профессиональных бухгалтеров.
Важнейшие факторы объясняют целесообразность и вынужденность проведения
реформ в области бухгалтерского учета на современном этапе, аспекте того,
что «процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета
отстает от общего процесса экономических реформ в России»[6].
Сложность проведения реформ усугубляется условиями, в которых они
проводятся – трудностью перехода к современной системе бухгалтерского учета
и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточностью
опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных принципов,
несовершенство и противоречивость законодательных актов.
Дополнительные трудности и проблемы создает и то, что в РФ вопрос
перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности
возник спонтанно, без глубоко предварительного изучения. На основании
распоряжения председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 года «О
переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и
статистики». Была разработана, с использованием результатов
экспериментальных работ, проведенных Госкомстатом и Министерством экономики
РФ, специальная Государственная программа перехода на международные
стандарты учета и статистики.
«Именно с этого времени в России стало модно проповедовать непригодность
национальной бухгалтерской системы для рыночной экономики и требовать
срочного перехода на международные стандарты учета и отчетности. И процесс,
как говорится, пошел. Сегодня перестройка Российского бухгалтерского учета
напоминает плохо организованный, бессистемный, непрерывно идущий ремонт в
квартире»[7].
Ознакомившись с определением и назначением реформ, в следующем параграфе
рассмотрим существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского
учета и посмотрим возможность их применения.
§1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
В РОССИЙСКОМ БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
В силу существующих экономических противоречий и объективных
национальных различий после длительного и неоднократного согласования
появились международные стандарты, бухгалтерского учета во многом похожие
на американские принципы GAAP, и европейские стандарты, в основу которых
были положены французские и немецкие правила учета. И те, и другие
стандарты носят рекомендательный характер для формирования национальных
систем бухгалтерского учета, с целью достижения сравнимости их друг с
другом.
Основные организации, занятые работой в области международных
стандартов учета и способствующие их внедрению:
- Комитет по международным бухгалтерским стандартам – International
Accounting Standards Committee (IASC);
- Межправительственная рабочая группа экспертов по международным
стандартам и отчетности (ООН) – International Working Group of
Experts on International Standards of Accounting and Reporting
(ISAR);
- Европейское сообщество;
- Комиссия по транснациональным корпорациям.
Проблема стандартизации заключается в том, что для России не сделан
выбор конкретной модели (система) бухгалтерского учета.
«Если бы тот, кто это начал (перевод на международные стандарты) знал,
что международные стандарты взяли себе из-за экономии средств разработку
своих национальных бухгалтерских стандартов слаборазвитые страны, как
Малави, Зимбабве, Ботсвана, то он не стал бы замахиваться на свою
национальную систему учета, а сначала глубоко бы ее изучил. Уже в который
раз нас подвела некомпетентность»[8].
Судя по изобилию переведенной американской литературы по методологии
бухгалтерского учета, российский учет, скорее всего, хотят организовать на
американский лад, а именно ориентировать на принципы англо-американо-
голландской модели. Эти страны имеют развитый рынок ценных бумаг, через
которые в большей степени осуществляется финансирование организаций. Их
отличают высокий образовательный уровень, как профессионалов, так и всего
населения. Эта модель наиболее гибкая и либеральная с точки зрения
регламентации. Основная идея этой модели – ориентация учета на
информационные запросы инвесторов и кредиторов. В организации
бухгалтерского дела доминирующую роль сыграют общепринятые принципы
бухгалтерского учета (General Accepted Accounting Principles - GAAP). Они
могут быть закреплены в законодательном порядке или рекомендованы
профессиональными бухгалтерскими органами на основании теории и практики
учета и хозяйственных традиций. Принципы служат основой общей концепции
бухгалтерского учета. Стандарты GAAP:
- Финансовая отчетность организаций должна быть составлена в
соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
- финансовая отчетность должна давать достоверное и беспристрастное
представление об имуществе, финансовом положении и результатах
деятельности организации;
- финансовая отчетность должна быть понятна пользователю;
- сроки представления финансовой отчетности должны соответствовать
периодичности деятельности организации.
При изучении американских источников становится ясным, что в США
теория бухгалтерского учета, прежде всего, постоянно меняющаяся
интерпретация его принципов, правил, анализов методов исчисления прибыли.
Но американская практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности
не стандартизированы, а унифицированы только по содержанию.
Типовой план счетов отсутствует, формы счетоводства никаких
преимуществ, по сравнению, например, с нашей контрольно-шахматной формой,
не имеют.
В связи со всеми обстоятельствами все-таки нашими определившимися
«родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, прежде
всего французы и немцы, которые осуществляют учет по принципам
Континентальной модели. Она характеризуется достаточно жесткой
регламентацией в области бухгалтерского учета и отчетности на
государственном уровне. Наиболее ярко это представлено во Франции, где
применяется обязательный общенациональный план счетов, включающий
стандартные формы бухгалтерской отчетности. Государством регулируется
деятельность профессиональных бухгалтерских организаций и правила и
практика аудита; система учета ориентирована на макроэкономике потребности
планирования, регулирования и налогообложения. Общим для этой модели
является такая зависимость организаций от банковского кредитования, что
сказывается на концепции бухгалтерского учета.
«Прежде всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-
голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского
учета»[9].
Хочется надеяться, что при решении этого аспекта будут учтены
исторические традиции регулировки общественной жизни в России, сложившаяся
практика и методика отечественного бухгалтерского учета. Не следует
забывать, что в нашей стране существует огромная литература по ведению
бухгалтерского учета и сделать ее в один момент ненужной не возможно и
нелогично.
Не целесообразно слепо принимать все западное, следуя принципу
«советское» - значит плохое», а нужно развивать российскую практику
бухгалтерского учета. Конечно, реформировать систему бухгалтерского учета,
приводить ее в соответствие с международными стандартами необходимо, но
лишь для удобства, сопоставимости данных, единства с мировыми моделями, а
не для полного
перевода существующей практики на западные варианты, забывая и выбрасывая
собственные устои, традиции, правила.
Лишь после того, как Россия определится с выбором модели
бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале
реформирования в соответствии с международными стандартами.
А пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой
Программе реформирования не указывается конкретно, какие международные
стандарты следует принимать России.
Здесь можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на
разработанные европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою
финансовую отчетность на основе собственного законодательства, в качестве
которого выступает «Торговый кодекс», а концерны, акции которых котируются
на международных рынках ссудных капиталов, предполагается предоставить
возможность на основе подготовленного закона об обеспечении условий займа
капитала, составлять свои годовые отчеты по модели международно-признанных
правил.
Насколько позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах
рассмотрены существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского
учета. Можно сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с
континентальной моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по
принципам, но не в коем случае не следует полностью на нее
переориентироваться, забывая свою практику ведения бухгалтерского учета. В
следующем параграфе рассмотрим Программу реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами, в частности, одно из ее
главных направлений – нормативное регулирование.
§1.3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ
С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и
утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами», в которой указываются
конкретные направления реформ:
- совершенствование правового регулирования; формирование
нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции,
методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение;
- международное сотрудничество;
«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности»[10].
Программа состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное
обеспечение. Должно обеспечить реформу методологически. В течение ближайших
двух лет предстоит разработать большой комплекс документов.
Методологическое направление реформы, конечно, затро-
нет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения
в Закон «О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились
предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих
законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 году
будет подготовлен проект о внесении изменений и дополнений, в том числе по
вопросу проведения аттестации бухгалтеров.
Предполагается пересмотреть главный технический документ – план
счетов.
Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете
бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь
заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий
план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый
план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат.
Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета
базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие
«мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом.
Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов,
состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я
резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе
калькуляционного учета.
Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является
отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и
соответствие их национальных стандартов.
В соответствии с программой должны быть разработаны около 20
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|