планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.
В ООО "Турист" нет автоматизированной системы бухгалтерского учета.
Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА
3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике
К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за
выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным
группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в
данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного
товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений,
происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и
поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов
населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот,
тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания
населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по
устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и
улучшению обслуживания населения.
Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально-
экономических показателях района деятельности организаций и предприятий
(численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и
др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные
бухгалтерской и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-
денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров;
инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий,
обследований.
Анализ производится путём расчёта различных показателей, которые
можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные,
количественные и качественные, объёмные и удельные.
Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные
показатели. Важнейшим таким показателем является объём товарооборота
предприятий и организаций.
В стоимостном выражении также определена реализация товаров в
ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и так
далее. Стоимостные показатели являются основными при оценке выполнения
плана розничного товарооборота.
Для характеристики розничного товарооборота отдельных сторон
деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются
натуральные показатели. в связи с тем, что в последнее время появилось
много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых,
так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в
анализе.
Количественные показатели используются при характеристике отдельных
сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся:
объём розничного товарооборота отдельных магазинов, торговых предприятий и
организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление
товаров.
Очень важное значение в анализе имеют показатели, характеризующие
качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения
плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики;
применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват
денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом
и так далее.
Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе
розничного товарооборота. К объёмным показателям относится розничный
товарооборот в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота
отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота,
товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на
душу населения и так далее.
В процессе анализа розничного товарооборота применяют систему
показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана
розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и
улучшения качества торгового обслуживания.
Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три
года характеризуется следующими данными (см. Приложение Таблица № 2,
Диаграмма 1).
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста
розничного товарооборота уменьшаются: в 1999 году рост товарооборота
составил 122,4%, а в 2000 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на
товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999
годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом ( средний
индекс цен в 1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158 или 115,8%).
Количество реализованных товаров увеличилось в 1999 году на 1,7%, в 2000
году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества
товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в
действующих ценах) или на 963,7 тыс. рублей (3105,2 –2141,5). Этот прирост
произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического
объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86 тыс. рублей
(2227,5 – 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на
877,7 тыс. рублей (3105,2 – 2227,5).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста
товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных
средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более
высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей.
За 1998 - 2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота
предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах
102,0%.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся
неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает
оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в
годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение
оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по
кварталам рассмотрим на основе данных Таблицы № 3 (см. Приложение).
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота
предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а
наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота
достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и
четвертом кварталах (119,0% и 120,0%), а в 1998 году в четвертом квартале
товарооборот достиг 129%. Неритмичное развитие розничного товарооборота по
кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в
годовом объеме товарооборота. Так, если в первом квартале 1999 г. удельный
вес оборотов увеличился по сравнению с 1998 годом, то в 2000 г. удельный
вес оборотов первого квартала снизился на 0,3% и второго квартала - на 0,2%
и на 0.4% по сравнению с 1999 и 1988 годами соответственно, потому что в
этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до 24,8%
в 2000 году, но все равно ниже чем в 1998 году (темп роста оборота в этом
квартале 118,9%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2000 году
27,4% и возросла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста
товарооборота – 120,2%). Таким образом, товарооборот предприятия по
кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года.
(см. Приложение Таблица № 4, Диаграмма 2).
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного
товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота
колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март) в 2000 году. В 1999 году
данные показатели выше от 117% (апрель) до 130% (декабрь).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале
являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за
первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0% в 2000 году, по
сравнению с 1999 годом эти показатели ниже, 122,16% и 124,5%
соответственно. За второй квартал – 117,6% и в июне 123,7% в 2000 году,
118,78% и 120,62% соответственно в 1999 году, за третий квартал – 119% и
119,5% (2000 год), 119,45% и 121,83% (1999 год) и за четвертый квартал -
120,2% и 122,2% (2000 год), 129,09% и 130,11% (1999 год) .
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к
неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого
были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и
др.
Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам
предприятия используем следующие таблицы №№ 5, 6 (см. Приложение).
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным
труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации вело и
мотоспортивной техники, автозапчастей, спортивной одежды и обуви,
спортинвентаря.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным
группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги
предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет
увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и
товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем
товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам,
как спортивная одежда с 16,8% в 1998 г. до 14,2% в 1999 г. и 14,39% в 2000
г., автозапчасти для легковых и грузовых машин – с 24,28% в 1998 г. до
22,8 % и 22,67% в 1999 и 2000 годах соответственно, товары для рыболовства
- на 0,42% и 0,41% ниже чем в 1998 году. По остальным товарным группам
наметился рост физического объема товарооборота.
3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие
факторы:
. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых
работников;
. состояние и эффективность использования материальны технической
базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и
рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в Таблице №
7 (см. Приложение)
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с
1999 годом на 484,5 тыс. рублей за счет завышенных товарных запасов на
начало года (18 тыс. рублей), роста поступления товаров в магазин (536,4
тыс. рублей) и уменьшения прочего выбытия товаров (0,8 тыс. рублей). Но
возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате
увеличения товарных запасов на конец года (70,3 тыс. рублей).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов
является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием
завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос
покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками,
связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров,
поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на
остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению
оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы.
На предприятии в 2000 году прочее выбытие товаров снизилось по
сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. рублей Прочее выбытие товаров включило
товарные потери, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по
снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной. Розничная
реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста
поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их
остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста
товарооборота на 63,1 тыс. рублей
Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|