работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством
(из государственного бюджета) ;
• государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав
в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий
назначения пособий, проверки правильности использования средств.
Процесс реформ, начавшийся в Российской Федерации, вызвал существенные
изменения в системе социального страхования, которая выделилась в четыре
автономных внебюджетных фонда (пенсионный, социального страхования,
медицинского страхования, занятости населения) . Формирование Фонда
социального страхования в значительной степени способствовало смягчению
последствий рыночной трансформации [19] .
Фонд социального страхования осуществляет свою деятельность на
основании Положения о фонде социального страхования Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. №101
[15]. В соответствии с п.6 Положения основными задачами Фонда являются:
• обеспечение гарантированных государством пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-
курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также
другие цели государственного социального страхования, предусмотренные
законодательством;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда:
• разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации
Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа
страховых взносов на государственное социальное страхование;
• организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов
для системы государственного социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения по вопросам социального
страхования».
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается Правительством
Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением
Фонда утверждаются председателем Фонда [15]. Основным источником
образования Фонда социального страхования являются страховые взносы
работодателей. Подробный перечень юридических лиц (работодателей) и
граждан как плательщиков страховых взносов дается в Порядке уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (на основании
Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации). Среди
других источников можно назвать:
• доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в
ликвидные государственные ценные бумаги, банковские вклады;
• ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие
расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим
вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других
атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а
также в других установленных законом случаях;
• добровольные взносы граждан и юридических лиц, иных поступлений
финансовых средств, не запрещенных законодательством.
В качестве юридических лиц - работодателей выступают предприятия и иные
хозяйственные субъекты независимо от формы собственности, причем как
российские, так и иностранные.
Вновь созданные предприятия, организации и иные учреждения должны
зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов в
тридцатидневный срок со дня их учреждения.
Страховые взносы начисляются по фонду оплаты труда без вычет из него
соответствующих налогов и независимо от источников финансирования. Взносы в
Фонд социального страхования РФ являются элементом расходов по
воспроизводству трудовых ресурсов, используемы:. предприятиями и
организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на
коммерческих основах, взносы включаются в себестоимость продукции (работ,
услуг) и возмещаются из выручки. В организациях торговли они отражаются в
составе издержек обращения. В бюджетных организациях отчисления на
социальное страхование предусматриваются по соответствующей статье
финансового плана [6].
При исчислении страховых взносов (платежей) из обложения исключаются
те доходы, на которые по действующему законодательству платежи не
распространяются. Перечень выплат (доходов), на которые не начисляются
страховые взносы до 1 января 1997г. был установлен «Инструкцией по Фонду
социального страхования Российской Федерации» от 1 июня 1993г. №114-7/1613.
С 1 января 1997 года принята «Инструкция о порядке начисления, уплаты
страховых взносов, расходования и учета средств государственного
социального страхования» от 2.10.96г. Ы'162/2/87/07-1-07 [б]. К ним в
частности относятся:
компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, выходное пособие
при увольнении, оплата проезда работника к месту отдыха, стоимость выданной
спецодежды и другие выплаты социального и компенсационного характера.
Страховые взносы не начисляются также на выплаты по договорам гражданско-
правового характера (аренды, дарения, подряда и другие) (приложение 1).
Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования РФ осуществляется в
соответствии с тарифом, утвержденным Федеральным Законом, по представлению
Правительства Российской Федерации. Тарифы утверждаются ежегодно. На 1993-
1999 годы тариф отчислений страховых взносов был утвержден в размере 5.4%
по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Страховые взносы уплачиваются в сроки, установленные для каждой категории
плательщиков. Установленные сроки уплаты страховых платежей являются
обязательными для всех плательщиков. Работодатели - предприятия,
организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц, в срок,
установленный для получения оплаты труда. При этом конкретные сроки
устанавливаются в заявлении страхователя при регистрации в качестве
плательщика страховых взносов. В таком же порядке работодатели начисляют
страховые взносы на заработную плату своих работников. По истечении сроков
выплаты страховых платежей невнесенная сумма считается недоимкой и
взыскивается в установленном законом порядке с начислением пени.
Проверка своевременности перечисления страховых взносов и расходованием
средств социального страхования осуществляется исполнительными органами
Фонда социального страхования РФ совместно с Государственной налоговой
службой РФ.
Для обеспечения правильности начисления и своевременности выплаты пособий
по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на
предприятиях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм
собственности трудовыми коллективами должны быть образованы комиссии по
социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов
(трудового коллектива) .
Комиссии по социальному страхованию должны решать вопросы о расходовании
средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное
лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении
застрахованных путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха,
лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда
социального страхования РФ, рассматривают спорные вопросы по обеспечению
пособиями по социальному страхованию .
Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются согласно
Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84г «О пособиях по
государственному социальному страхованию» и Положения о порядке
обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию,
утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г.№13-6.
Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
регламентируется Кодексом законов о труде Российской Федерации.
По существующему правилу в исполнительные органы Фонда социального
страхования работодатели перечисляют только остаток средств после
выплаты пособий и расходов на санаторно-курортное обслуживание, а также
прочие платежи. Например, частичную оплату путевок на отдых и лечение.
Некоторые категории работодателей имеют льготы. Начиная с 1993г.
и по настоящее время от уплаты страховых взносов в Фонд социального
страхования РФ освобождаются общественные организации инвалидов,
находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и
учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Таблица
Характеристика нормативной базы основных пособий государственного
социального страхования по состоянию на 1.01.1999г.
|Виды пособий |Размер выплаты |Место |Нормативный документ и дата его последней редакции |
| | |выплаты | |
| |расчет |сумма| | |
| | |, Р. | | |
|1. Пособие по временной |Согласно | |По месту |1.Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от |
|нетрудоспособности |нормативным | |работы, |23.02.84 №191 «О пособиях по государственному |
| |документам | |службы |социальному страхованию» с изменениями и дополнениями|
| | | | |от 15.04.92г., 1.09.97г. |
| | | | |2.«Положение о порядке обеспечения пособиями по |
| | | | |государственному социальному страхованию» утверждено |
| | | | |постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года |
| | | | |№13-6 с изменениями и дополнениями на 01.03.1995 |
| | | | |года. |
|2. Единовременное пособие | | |По месту |1.Федеральный закон «О государственных пособиях |
|женщинам, вставшим на учет в |1 МРОТ + | |работы, |гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. № 81-ФЗ, с |
|ранние сроки беременности (до 12|уральский |96 |службы, |изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными |
|недель) |коэффициент | |учебы, |законами от 24.11.95г., 18.06.96 г., 24.11.96 г., |
| |(15%) | |органы |30.12.96г., 21.07.98г. |
| | | |соцзащиты|2.Положение о порядке назначения и выплаты государе |
| | | | |венных пособий гражданам, имеющим детей , утвержден |
| | | | |постановлением правительства РФ от 04.09.95г. № 883 |
| | | | |дополненное постановлением правительства РФ от |
| | | | |27.01.96г. №67, от 09.09.96 г. №1065, от 14.02.97 г. |
| | | | |№169, 28.08.97г. |
|1. Единовременное пособие при |15 МРОТ + |1 440|-« - |-«- |
|рождении ребенка |уральский | | | |
| |коэффициент | | | |
|4. Ежемесячное пособие на период|2 МРОТ + |192 |-«- |-«- |
|отпуска по уходу за ребенком до |уральский | | | |
|достижения им возраста 1,5 лет |коэффициент | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|