выработки общепринятых международных правил учета, особенно если примет во
внимание отсутствие согласия по вопросу, что же есть прогресс.
Реформа бухгалтерского учета в России
Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности
Реформа бухгалтерского учёта невозможна без серьёзных корректив в
законодательстве, прежде всего в налоговом и гражданском. Наш бухгалтерский
учёт традиционно ориентирован на налоговое законодательство и возникает
проблема необходимости ведения учёта одновременно для налоговых органов и
для целей финансового рынка, не говоря о том, что из-за несовершенства
нашего налогового законодательства практически все предприятия ведут так
называемую “чёрную” бухгалтерию. Так, в результате анализа Гильдии
финансовых аналитиков России выяснилось, что если принять за 100 % сумму
средств, остающихся у предприятия после покрытия всех операционных
расходов, то оно должно уплатить налогов на 124 %. Если говорить о налоге
на прибыль, то для всех очевидна некорректность налогооблагаемой базы для
него, и предприятия, ведущие учёт одновременно по нашей и западной системе,
обнаруживают, что налог на прибыль часто берётся с убытков предприятия. Это
лишний раз доказывает, что реформирование системы бухгалтерского учёта
должно осуществляться в комплексе с соответствующими изменениями в смежных
отраслях законодательства.
26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому
учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института
профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в
рыночной экономике России (далее - Концепция).
По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой
начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и
отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином
РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была
проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь
разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и
ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в
1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ,
увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью
существенности были переработаны (с целью приближения к международным
стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из
общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому
учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ
3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время
осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000
года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.
Прежде чем переходить к характеристике современного состояния
отечественного бухгалтерского учета и его соответствия международным
стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете
действующих законодательных и нормативных актов.
Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерского
учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики,
была обусловлена общественным характером собственности и потребностями
государственного управления экономикой. Главным потребителем информации,
формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице
отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых
органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала
задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного
поведения хозяйствующих субъектов.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-
правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации
концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и
разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения
бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за
достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы
рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного
инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.
То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на
необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.
Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем
отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних
пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной –
формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -
определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в
тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.
В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями
могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы,
поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и
общественность в целом».
Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о
бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о
деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,
учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также
внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.
То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о
бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость
организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних
пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о
бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,
учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о
бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК
РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности
-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания
услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности
являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал
организации и имеющие исключительные права на распределение полученной
прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой
организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,
предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а
прибыль получают от использования авансированного капитала в части,
оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии
управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние
редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в
соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных
интересов части собственников)
Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по
бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и
представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают
организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной
деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в
нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных
отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с
учетом указанных фактов.
Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции
делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:
«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций,
осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести
учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства
могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений
Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности,
потребуются дополнительные разъяснения.
В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В программе:
• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета
- приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности.
• определены задачи реформы:
• сформировать систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую
очередь инвесторов;
• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на международном
уровне;
• оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
• определены основные направления реформы:
• совершенствование нормативного правового регулирования;
• формирование нормативной базы (стандарты);
• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии);
• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);
• международное сотрудничество (вступление и активная работа в
международных организациях; взаимодействие с национальными
организациями, ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей
деятельности).
В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный
закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения
аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
• в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную
массу требований международных стандартов;
• пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к
унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной
документации;
• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности
финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
новые явления;
• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об
утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением
Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений
(стандартов) бухгалтерского учета в практику.
Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета
Таблица 4.
|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |
| | |выполнено |
|Общие вопросы раскрытия информации |
|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |
| |г. |06.07.99 |
|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |
|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|