бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,
учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о
бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК
РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности
-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания
услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности
являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал
организации и имеющие исключительные права на распределение полученной
прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой
организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,
предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а
прибыль получают от использования авансированного капитала в части,
оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии
управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние
редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в
соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных
интересов части собственников)
Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по
бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и
представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают
организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной
деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в
нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных
отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с
учетом указанных фактов.
Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции
делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:
«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных
организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской
федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться
упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...».
Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются
дополнительные разъяснения.
Министр по налогам и сборам А. П. Починок в интервью журналу
«Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнул
необходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончательно
развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. «Пусть предприятия
делают налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, и
исключительно для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведут
исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учета и
появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности
собственно предприятия».
Практически это может означать, что термин «налоговый учет» в
недалеком будущем будет узаконен и, весьма вероятно, в организациях
появится должность «бухгалтер по налогам».
В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В программе:
• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета
- приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности.
• определены задачи реформы:
• сформировать систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую
очередь инвесторов;
• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на международном
уровне;
• оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
• определены основные направления реформы:
• совершенствование нормативного правового регулирования;
• формирование нормативной базы (стандарты);
• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии);
• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);
• международное сотрудничество (вступление и активная работа в
международных организациях; взаимодействие с национальными
организациями, ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей
деятельности).
В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный
закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения
аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
• в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную
массу требований международных стандартов;
• пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к
унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной
документации;
• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности
финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
новые явления;
• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства.
Нетрудно убедиться, что практически все перечисленные мероприятия по
состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по истечению отведенных сроков)
остались либо полностью не исполненными (пересмотр планов счетов и
инструкций по их применению), либо выполненными частично (разработка
положений стандартов по бухгалтерскому учету).
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой
отчетности в соответствии с международными стандартами должна стать
разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об
утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением
Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений
(стандартов) бухгалтерского учета в практику.
В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана:
|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |
| | |выполнено |
|Общие вопросы раскрытия информации |
|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |
| |г. |06.07.99 |
|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |
|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |
| |г. | |
|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |
| |г. |09.12.98 |
|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |
|деятельности |г. |25.11.98 |
|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |
| |г. |25.11.98 |
|Активы и обязательства организации |
|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |
| |г. |03.09.97 |
|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |
| |г. |15.06.98 |
|Нематериальные активы |IV квартал | |
| |1999г. | |
|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |
|которых выражена в иностранной валюте |г. |13.06.95 |
|Реорганизация организаций |III квартал | |
| |1999г. | |
|Аренда основных средств |III квартал 1999| |
| |г. | |
|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |
| |г. |РФ от 25.12.98 |
| | |№68н |
|Финансовые результаты деятельности организации |
|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Договоры на капитальное строительство |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |
| |г. |20.12.94 |
|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Государственная помощь |II квартал 1999 | |
| |г. | |
Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о
том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно
пробуксовывает. Из общего количества положений (22), которые должны быть
разработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварталов - со
второго квартала 1998 по четвертый квартал 1999 года) реально разработано
только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99.
Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, с
небольшой натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполнена
только на 36 процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в
будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не
ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе)
претерпят существенные изменения или серьезно изменятся.
Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты
бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не
единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных
системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится
реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном
государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются
на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|