порядка первичного учета.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных
комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе
устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению
инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть
закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей,
проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета
и выведены остатки на день инвентаризаций.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет
инвентаризационную опись.
Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий
складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада
записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию
организации.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-
материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана:
опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения
ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех
весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;
получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных
документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности
подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной
комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции,
товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому
местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти
ценности находятся.
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии
материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых,
секций, торговых предприятий и т. п.).
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного
пересчета, взвешивания, обмера.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество
показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в
учете.
Приведем пример инвентаризационной описи:
фирма «Лада»
Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей
30 октября 2000г.
Материалы
товарно-материальные ценности
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на
товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-
материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственные лица:
Кладовщик подпись
Зав.складом подпись
На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г.
произведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по
состоянию на 1 ноября 2000 г.
Инвентаризация начата 30 октября 2000 г., окончена 1 ноября 2000 г.
При инвентаризации установлено следующее:
[pic]
Итого фактически по описи Семнадцать тысяч сто руб._____
Председатель комиссии Начальник отдела подпись
Члены комиссии: Товаровед подпись
Бухгалтер подпись
Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №
10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и
внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не
имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем)
ответственном хранении.
Материально ответственностью) лицо (лица) подпись дата
Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил.
Бухгалтер подпись дата
Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их
проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными
бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную
ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным
инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и
результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость
записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а
стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач
товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов
на____________2000г.
На основании приказа (распоряжения) № ____ от "_" ______
2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных
запасов, находящихся на ответственном хранении.
Должность фамилия, и., о.
Инвентаризация начата "_"______2000г.
окончена "_" ______ 2000г.
При инвентаризации установлено следующее:
|Поря|Товарно-материальные |Един|Результаты инвентаризации |
|дков|ценности |ица | |
|ый | |изме| |
|номе| |рени| |
|р | |я | |
| |Наименовани|Номенклатурны| |излишки |недостача |
| |е, |й | | | |
| |Вид, сорт, |номер | | | |
| |группа | | | | |
| | | | |Количе|стоимост|Количе|стоимост|
| | | | |- |ь, |- |ь, |
| | | | |ство, |Руб. |ство, |Руб. |
| | | | |шт. | |шт. | |
Бухгалтер
С результатом сличения ознакомлен Подпись материально
ответственного лица
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или
излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии
оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего
результаты инвентаризации отражают в учете.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца,
в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в
годовом бухгалтерском отчете.
Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить
схематически:
|ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ |
|Подготовительные работы |
|Приказ | |Проверка | |Письменное | |Завершение |
|руководителя | |технических | |подтверждение | |разноски |
|о составе | |паспортов, | |материально | |документов по |
|комиссии, | |инвентарных | |ответственных | |счетам, |
|сроках, | |карточек и | |лиц о передаче | |выведение в них|
|объектах | |т.д. по всем | |всех документов | |остатка |
| | |объектам | |в бухгалтерию | | |
|Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов |
|Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально |
|ответственных лиц) |
|Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по |
|объектам |
|Акт выявления результатов |
|Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – |
|заключение о результатах, которые отражаются в учете |
|Пересортица – | |Недостачи – отнесение| |Излишки – |
|взаимозачет недостач | |в начет виновным или | |приходуются в доход|
|ценностей излишками | |списание на затраты и| |предприятия или |
| | |убытки | |госбюджета |
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в
следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на
финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение
финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим
установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
- все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита
соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей".
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и
обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных
организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления
фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как
недостача сверх норм.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение
стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при
пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с
виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на
издержки производства и обращения у организации или уменьшения
финансирования у бюджетной организации.
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с
кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:
Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 50 "Касса";
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением
остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному
лицу:
по первоначальной стоимости недостающего объекта –
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" –
Кредит счета 01 "Основные средства";
в сумме износа недостающего объекта –
Дебет счета 02 "Износ основных средств" –
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" –
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" ,
счета 80 «Прибыли и убытки» -
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета
оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов,
выявленных инвентаризацией.
Значение инвентаризации.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат
на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для
сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений
имущества и т. п.
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные
ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи
инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей,
но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и
отчетности.
Список литературы.
1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ФС, 1999;
2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в
организациях», М.,ФС, 2000;
3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утверждены Приказом МинФина РФ №49 от 13.06.95
Страницы: 1, 2
|