Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета
Введение.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества,
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в
соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных
процессах и финансовых результатах деятельности организации,
необходимый для оперативного руководства и управления, а также
для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами,
налоговыми и банковскими органами;
- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и
эффективное использование, своевременное предупреждение
негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью
различных способов и приемов, совокупность которых называется методом
бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными
являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс,
отчетность, оценка и калькуляция.
В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода
бухгалтерского учета – инвентаризация.
Задачи инвентаризации.
Инвентаризация— способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.
Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены
в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести
необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации и Основными положениями по
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных
средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации)
обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений,
незавершенного капитального строительства, капитального ремонта,
незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных
средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.
Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие
предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для
переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо
причинам не учтенные ценности.
Основными задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных
ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов
незавершенного производства в натуре;
- контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных
средств путем сопоставления фактического наличия с данными
бухгалтерского учета;
- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое
первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим
условиям и т. п.;
- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с
целью последующей реализации;
- проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и
денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин,
оборудования и других основных средств;
- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных
ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на
валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного
производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов
и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по
векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам
материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам
и др.) и других статей баланса.
Сроки и периодичность проведения инвентаризации.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
- при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
- при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или
муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества,
инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним
местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может
проводиться в период наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи
ценностей;
- при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении
таких фактов;
- после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) -
немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
- при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если
иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
Все эти случаи обязательного проведения инвентаризации предусмотрены
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 20
марта 1992 г. № 10 с последующими изменениями и дополнениями.
Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий также
предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия-
должника при проведении конкурсного производства. В практике имеют место
случаи, когда происходит ликвидация предприятий без проведения
соответствующей работы по выявлению фактического наличия имущества и
обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго
обязательно.
Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, установленные в
зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность)
предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской
Федерации:
- основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных
фондов - не реже одного раза в пять лет;
- капитальных вложений -не менее одного раза в год перед составлением
годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;
- незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки -
перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября
отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые
соответствующими вышестоящими организациями;
- незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не
менее одного раза в год;
- готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед
составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного
года;
- малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в
год;
- нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
- сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год
перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября
отчетного года;
- денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой
отчетности - не менее одного раза в месяц;
- расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим
счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а
по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число
каждого месяца;
- расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
- расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
- остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за
отчетным годом.
Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может
быть полной и частичной. .
При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится
она обязательно в конце года перед составлением годового отчета (исключение
составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько
видов имущества в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и
внеплановые.
Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации
основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и
расчетов.
Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном
внезапно.
Порядок проведения инвентаризаций.
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание
постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя
предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного
бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей
общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества
создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя
предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);
специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера,
технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны
включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество,
порядок формирования цен, первичный учет.
В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны
проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-
материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и
инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками
инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными
комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие
товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также
представители общественности.
Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий,
рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и
выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия
(организации).
Рабочие инвентаризационные комиссии:
- осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах
хранения и производства;
- совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении
результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету
недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в
пределах норм естественной убыли;
- вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска
товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их
сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых
ценностей;
- несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка
проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за
полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках
проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных
средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи
отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт,
марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и
своевременность-оформления материалов инвентаризации в установленном
порядке.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо
неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия
недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей
подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в
межинвентаризационный период является осуществление контроля за
сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их
хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного
Страницы: 1, 2
|