Если предприятие оптовой торговли работает по договорам комиссии или
поручения, подобные рассуждения могут быть реализованы и в этих случаях.
Разница заключается лишь в том, что система проводок, связанных с условным
займом, будет выглядеть следующим образом:
|Содержание операций |Корреспондирующие счета |
| |Дебет |Кредит |
|Получен заем |51 |94/2 |
|Оплачено транспортной конторе за |76 |51 |
|доставку товаров | | |
|Товары приняты на ответственное |002, 004 | |
|хранение или на комиссию | | |
|Списаны транспортные расходы на |44 |76 |
|издержки обращения | | |
Баланс замкнутой хозяйственной системы предприятия оптовой торговли
типа «Посредник», работающего по договорам поручения или комиссии,
представлен в табл.15.
Баланс модели предприятия типа «Посредник»
Таблица15
|Актив |Пассив |
|51 «Расчетный счет» |80 «Прибыли и убытки» |
|81 «Использование прибыли» |94/2 «Доля займа, приходящаяся на |
| |транспортные расходы по товарам» |
|88 «Нераспределенная | |
|прибыль(непокрытый убыток) | |
|44 «Издержки обращения» (в части | |
|транспортных расходов) | |
|Итого |Итого |
За балансом
002 «Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение»
004 «Товары, принятые на комиссию»
Материалы табл. 14. и 15.подтверждают выводы на основе табл. 13.
В первом приближении не будем учитывать величину издержек обращения,
приходящихся на остаток товара на складе в обоих режимах работы предприятия
(«Оптовик» и «Посредник»).
Чтобы оценить количественное и качественное различие в
налогообложении, следует определиться в отношении возможных величин
остатков товаров на складе оптового предприятия.
Выберем два крайних случая когда:
- остатков товара на складе нет, т.е. товар завозится в начале
отчетного периода и продается к его концу, так что сальдо конечное по счету
41 равно нулю;
- остатки товара на складе на конец периода равны среднему
товарообороту за отчетный период, т.е., реализуемый товар постоянно
пополняется и на счете 41 всегда максимально возможная величина партии
товара.
(Все остальные случаи будут лежать между данными крайними).
Обозначим указанные случаи символами: Тм – максимальный остаток
товаров и То – нулевой остаток товаров.
Для обоих вариантов («Оптовик» и «Посредник») предприятия оптовой
торговли, числовые данные которого приведены выше и построена зависимость
рентабельности от величины торговой наценки (см. граф.1), выполним расчеты
суммарных налоговых платежей по двум налогам: на прибыль и на имущество.
Представим их в процентном отношении к доходу оптового предприятия и
обозначим как (Ни + Нп)%.
Результаты расчетов в зависимости от величины наценки приведены на
граф.2.
Рассчитаем также балансы и определим зависимость чистой прибыли (ЧП)
в процентах к доходу предприятия от величины остатков товаров на складе
(ОТ) в процентах к максимальному. Результаты расчетов для двух характерных
величин торговых наценок (10 и 15%) представлены на граф.3 и
граф.4
Из представленных материалов следует, что при малых величинах
торговой наценки рассматриваемому предприятию целесообразно работать в
качестве «Посредника», а при средних – в качестве «Оптовика».
Количественные показатели конкретного предприятия уточняются при
помощи дополнительных расчетов с учетом форм поставок, оплаты и
распределения расходов между предприятиями-производителями и оптовиками.
После определения зависимости коэффициента рентабельности от величины
торговой наценки и формы договорных отношений с поставщиками предприятие
оптовой торговли расчетным путем устанавливает наиболее благоприятное
сочетание различных экономических параметров различных расходов, в том
числе затрат на заработную плату. Покажем численное решение такой задачи.
Рассмотрим пример, проанализированный выше, но для предприятия оптовой
торговли, работающего по договорам о посреднической деятельности и без
участия в расчетах, занимающегося реализацией товаров народного
потребления. Посредническое вознаграждение определяется в 11% от стоимости
товаров. Данному предприятию необходимо оптимизировать расходы на рекламу и
на командировки, выбрать из четырех вариантов тот, который даст
максимальную величину коэффициента рентабельности.
Рассматриваются четыре варианта.
№ 1: затраты на рекламу 1,0 тыс. руб.; командировочные расходы 2,0 тыс.
руб.
№ 2: затраты на рекламу 0,4 тыс. руб.; командировочные расходы 2,0 тыс.
руб.
№ 3: затраты на рекламу отсутствуют; командировочные расходы 2,0 тыс. руб.
№ 4: затраты на рекламу 0,4 тыс. руб.; командировочные расходы 1,5 тыс.
руб.
Для решения используем математическую модель типа «Посредник».
Замкнутые блоки хозяйственных операций для всех вариантов будут иметь один
и тот же вид. Отличия будут только в указанных выше цифрах и по оформлению
НДС по рекламе (см. табл.16.). В первом варианте затраты на рекламу
превосходят нормативные данные, поэтому НДС по сверхнормативной части
расходов относится на счет 88. Сверхнормативная часть расходов на рекламу,
хотя и относится на счет издержек, но при подведении начислении налога на
прибыль исключается из состава затрат.
Варианты блоков хозяйственных операций для анализа затрат
Таблица 16
|№ |Содержание хозяйственной |Счета |Вариант |
| |операции | | |
| | |Д |К |№ 1 |№ 2 |№ 3 |№ 4 |
|1 |Начислена заработная плата |44 |70 |5300 |5300 |5300 |5300 |
| |сотрудникам | | | | | | |
|2 |Сделаны удержания от | | | | | | |
| |заработной платы: | | | | | | |
| |- подоходный налог: 12% ФОТ|70 |68 |576 |576 |576 |576 |
| | |70 |69 |53 |53 |53 |53 |
| |- в пенсионный фонд: 1% ФОТ| | | | | | |
|3 |Сделаны отчисления в |44 |69 |2040,5 |2040,5 |2040,5 |2040,5 |
| |социальные фонды: | | | | | | |
| |28% + 5,4% + 3,6% + 1,5% = | | | | | | |
| |=38,5% ФОТ | | | | | | |
|4 |Начислен сбор на нужды |80 |68 |53 |53 |53 |53 |
| |образовательных учреждений:| | | | | | |
| | | | | | | | |
| |1% ФОТ | | | | | | |
|5 |Списаны на издержки |44 |71 |2000 |2000 |2000 |1500 |
| |обращения командировочные | | | | | | |
| |расходы без НДС | | | | | | |
|6 |Списаны на издержки |44 |76 |833,3 |333,3 |0 |333,3 |
| |обращения расходы по | | | | | | |
| |рекламе без НДС | | | | | | |
|7 |НДС по расходам на рекламу |19 |76 |166,7 |66,7 |0 |66,7 |
|8 |Списаны на издержки |44 |76 |1666,7 |1666,7 |1666,7 |1666,7 |
| |обращения расходы по аренде| | | | | | |
| |и прочие расходы без НДС | | | | | | |
|9 |НДС по расходам на аренду и|19 |76 |333,3 |333,3 |333,3 |333,3 |
| |прочим расходам | | | | | | |
|10 |Начислен налог на |44 |67 |458,3 |458,3 |458,3 |458,3 |
| |пользователей автодорог: | | | | | | |
| |2,5% от выручки без НДС | | | | | | |
|11 |Списаны на реализацию |46 |44 |12298,8|11798,8|11465,5|11298,8|
| |издержки обращения | | | | | | |
|12 |Получена выручка (доход) на|62 |46 |22000 |22000 |22000 |22000 |
| |расчетный счет |51 |62 |22000 |22000 |22000 |22000 |
|13 |Начислен налог на жилищный |80 |68 |275 |275 |275 |275 |
| |фонд и объекты | | | | | | |
| |соцкульт/сферы: | | | | | | |
| |1,5% от выручки без НДС | | | | | | |
|14 |Начислен налог на рекламу: |80 |68 |41,7 |16,7 |0 |16,7 |
| |5% от затрат на рекламу | | | | | | |
| |без НДС | | | | | | |
|15 |Начислен НДС: 20% от |46 |68 |3666,7 |3666,7 |3666,7 |3666,7 |
| |выручки (дохода) без НДС | | | | | | |
|16 |Оплачены командировочные |50 |51 |2000 |2000 |2000 |1500 |
| |расходы |71 |50 |2000 |2000 |2000 |1500 |
|17 |Выплачена заработная плата |50 |51 |4671 |4671 |4671 |4671 |
| | |70 |50 |4671 |4671 |4671 |4671 |
|18 |Уплачены расходы на |76 |51 |3000 |2400 |2000 |2400 |
| |рекламу, за аренду и | | | | | | |
| |прочие расходы | | | | | | |
|19 |Определен финансовый |46 |80 |6034,5 |6534,5 |6867,8 |7034,5 |
| |результат от реализации | | | | | | |
|20 |Зачтен НДС по оплаченным |68 |19 |433,3 |400 |333,3 |400 |
| |расходам | | | | | | |
|21 |НДС по сверхнормативным |88 |19 |55,7 |0 |0 |0 |
| |расходам на рекламу | | | | | | |
|22 |Начислен налог на прибыль: |81 |68 |2289,8 |2352,1 |2485,1 |2542,1 |
| |38% от сальдо счета 80 | | | | | | |
|23 |Уплачены налоги: | | | | | | |
| |- в бюджет |68 |51 |6607,8 |65,39,5|6722,5 |6729,5 |
| |- в социальные фонды |69 |51 |2093,5 | |2093,5 |2093,5 |
| |- в дорожный фонд |67 |51 |458,3 |2093,5 |458,3 |458,3 |
| | | | | |458,3 | | |
Табл. 16.нуждается в некоторых пояснениях.
Во-первых, в ней сделаны упрощения, касающиеся НДС по командировочным
расходам (он не учитывался).
Во-вторых, выполнены совмещенные проводки по выплате зарплаты и
командировочных расходов с получением денег с расчетного счета в кассу.
В-третьих, совмещены проводки по выделению НДС из расходов на аренду
и на рекламу с проводками по зачету этих сумм НДС с бюджетом.
В-четвертых, налог на прибыль определялся по ставке 38% не от
финансового результата от реализации, а от сальдо конечного счета 80
«Прибыли и убытки» (т.е. с учетом внереализационных расходов в виде
налогов, начисляемых с финансового результата).
В-пятых, в проводке № 12 понятия выручки и дохода торгового
предприятия являются синонимами, поскольку рассматривается деятельность
«Посредника», у которого эти понятия совпадают. У «Оптовика» доход является
синонимом торговой наценки (скидки).
В-шестых, в первом варианте к сальдо конечному по счету 80 при
определении налога на прибыль добавлялась также сумма расходов на рекламу,
превышающая установленные нормы. (см. «Нормы и нормативы на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|