|2.Поступило за | | |кол-во*цена за |
|мес | | |ед. |
|1ая поставка | | | |
|2ая поставка | | | |
|и т.д. | | | |
|3.Поступило всего| | | |
|4.Итого | | | |
|поступления с | | | |
|остатком | | | |
|5.Израсходовано | | |кол-во*сред.факт.|
| | | |с-сть |
|6.Сальдо на конец| | |(4. - 5.) |
|мес | | | |
Для её заполнения рассчитывается ср.факт.с-сть единицы изделия=( 1 + 3 в
стоим.ед)/ (1.+3 в натур.ед) Формула средн.арифметич.взвешенная
Сумма расхода опр-ся как кол-во израсходованных материалов, умноженных на
факт.с-сть ед.изделия.
Остаток ПЗ=4. - 5.
2) сальдовый метод (по учётным ценам): записи в карточках складского учёта
осущ-ся на основании первичных док-в по приходу и расходу. Реквизиты
(см.карточку)
| |Приход|Расход|Сальдо |
|х |10 | |10 |
|у |20 | |30 |
| | |5 |25 |
Учёт в карточке - в колич.выражении.
Для правильного ведения БУ необходима оценка ПЗ. Учет поступления ПЗ
ведется в 2х оценках: по учётным ценам и факт.с-сти. Дляя достоверного
опред-ния стоимости поступивших мат.ценностей необходимо вести учёт по
факт.с-сти, но в связи с тем, что факт.с-сть можно опред-ть только в конце
отчётного периода, возникает необх-ть применения учётных цен(могут
применяться оптовые, розн.,договорные цены,плановая с-сть).
Факт.с-сть мат.ресурсов состоит из затрат на их приобретение, а также:
– затраты по их доставке(транспортно-заготовительные расх)
– оплаты % за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком
– наценки и надбавки
– комиссионные снабженческим, внешнеэкон и др. организациям
– там. пошлины
– расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые
сторонними орг-циями.
Оценка ПЗ, израсходованных на пр-ве осущ-ся след. методами: по средней с-
сти; по с-сти первыхпо времени закупок (ФИФО); по с-сти последних по
времени закупок (ЛИФО).
Пример ФИФО
|Поступил|Дата |Кол-во |Цена |Сумма |
|о в | | | | |
|марте | | | | |
| |01 |10 |10 |100 |
| |03 |15 |20 |300 |
| |05 |5 |15 |75 |
|Расход |02 |8 |10 |80 |
| |04 |10(2 |10 |20 |
| | |(8 |20 |160 |
ЛИФО: 02 8(5 15 75
(3 20 60.
Факт.с-сть израсходованных материалов = их стоимость +
трансп.заготовит.расходы+пошлины, относящиеся к стоимости
израсх.материалов.
ТЗР опред-ся расчетным путем: ТЗР= стоимость израсх.материалов * %ТЗР /
100%
%ТЗР =( остаток ТЗР на нач.мес+ТЗР по поступившим материалам) / (остаток
матер. на н..мес по учётн ценам+стоимость поступивших матер. по учётным
ценам )
Если учёт поступивших материалов ведётся по плановой ст-сти(учётная цена),
то в конце отчетного периода опр-ся отклонение между фак.с-стью поступивших
материалов и плановой с-стью.
Методы ведения аналитучёта ПЗ: параллельный и сальдовый(наиб
распространен).
Синтетический учёт ПЗ. Учёт материалов в бухгалтерии ведется на основании
первичных док-в в ведомостях по приходу и расходу, а также сост-ся
оборотная ведомость по каждому виду ПЗ. При журн-ордерной форме учёт ПЗ
ведется в ведомости № 10 (в 1ом разделе - учёт поступления, во 2ом - учёт
расхода материалов и опр-ние факт.с-сти израсходованных материалов).
Учёт расчётов с поставщиками за приобретенные тов-мат ценности ведется в
Ж-О №6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в
разрезе субсчетов ведется учёт по каждому поставщику поступление материалов
и оплаты за поступление тов-мат ценностей.
Синт.учёт ПЗ ведется на сч.10 “Материалы” в разрезе субсчетов:
сырьё и материалы; покупные п\ф, комплектующие, конструкции, детали;
топливо; тара и тарные материалы; запчасти; прочие материалы; материалы,
переданные в переработку на сторону; строит.материалы
а также на сч.12 “МБП”: МБП в запасе; МБП в эксплуатации.
Счёт 10 - активный. Поступление мат: Д10-К60,20,28,76,.75; начисление НДС
по поступившим материалам Д19-К60,76. Расход матер: К10-Д20,25,26,28,48;
начисление НДС за продажу ПЗ Д48-К68.
Синт.учёт по расходу ПЗ ведётся в ведомости №12,15, журнал-ордере №10.
14). Учет заготовления и приобретения произв. запасов.
Учет осуществляется на предприятии в соответствии с его учетной политикой
на основании первичных документов по приходу материальных ценностей.
Существуют 2 варианта этого учета:
1. Учет заготовления - на счете 15 “Заготовление и приобретение
материалов”.
По дебету счета 15 отражается покупная стоимость материальных ценностей,
по которым предприятие получило расчетные документы поставщиков.
Д15-К60,23,71,76 - в зависимости от того, откуда поступили материальные
ценности.
Отдельной строкой в документах отражается НДС по поступившим ценностям
(Д19-К60 (от поставщиков),76 (разовая поставка).
Оприходование материальных ценностей по учетным ценам - Д10-К15 и
отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой - Д16-К15
“Отклонение в стоимости материалов”.
2.Заготовление и поступление материальных ценностей отражается на сч.10.
3.Д10-К60,76,71,20 - приобр и заготовление мат.ценностей;
отдельно учитываются транспортно-заготовительные расходы Д10-К60,71,76
При поступлении материальных ценностей возможно :
1). На предприятие поступают сопроводительные документы от поставщиков, а
материальных ценностей еще нет. Это - учет материалов в пути.
2). Поступают материальные ценности, а сопроводительных документов еще
нет. Учет таких материалов ведется как учет неотфактурованных поставок.
Особенности учета материалов в пути:
- в журнале - ордере № 6 производится запись общей суммы стоимости
поступивших материалов.
- в графе “ Номер приходного ордера” ставится буква “Н”
- при поступлении материальных ценностей от поставщиков в учетном регистре
производится сторнировочная запись красными чернилами и дополнительной
строкой отражается приход материальных ценностей по балансовому счету 10 и
общей сумме ??? + проставляем номер приходного ордера.
Неотфактурованные поставки:
При поступлении материальных ценностей выписывается акт их приемки, и
стоимость поступивших материальных ценностей отражается в журнале - ордере
№ 6 в графе “Неотфактурованные поставки”.
При поступлении счета в этой же графе - запись по счету и НДС. Если есть
отклонения между стоимостью материалов, указанной в счёте, и той, что мы
оприходовали, это отраж-ся Д16-К15.
При поступлении материальных ценностей возможны их недостача или
некачественная поставка. На эту сумму составляется акт представителями
обеих сторон и предъявляются претензии к виновникам ( поставщикам или
транспортной организации).
Отражение суммы претензии : Д63-К60,76.
Поставка материальных ценностей по претензии - Д10-К63.
Возврат денежных средств при погашении долга по претензии Д51-К63.
15). Оценка материалов при списании их на производство.
(Учет расхода материальных ценностей).
Отпуск материальных ценностей на производство не означает их фактического
расхода. Существуют разные способы определения фактического расхода
материалов на производство:
1. Способ документального оформления.
При этом методе фактический расход материалов определяется на основании
нормируемого расхода. При наличии отклонений между нормат. И фактич.
Расходами составляется документ “ Требование с сигнальными признаками” (
красной чертой по диагонали или документ отличительного цвета). Способ
применяется там, где отсутствует незав. пр-во.
2. Инвентарный.
При этом способе фактический расход материалов определяют по данным
инвентаризации. В конце месяца ( или смены) путем инвентаризации
определяется остаток неиспользованных материальных ценностей. Фактический
расход определяется расчетным путем : остаток на начало + поступление -
остаток на конец. Применяется в непрерывных пр-вах.
3. Метод партионного раскроя.
Этот метод применяется в отраслях, где использование материалов
производится путем их раскроя. В конце отчетного периода определяют остаток
ткани, металла и т.п.
Фактический расход = расход по норме - отклонение(+ отклонение(остатки).
Аналит учет ведется на основании листа раскроя по партиям.
Синтетический учет ведётся по Д10-К20,23,25,26,28 (те счета, куда
израсходованы материальные ценности).
Часть МЦ можно продать. Реализация МЦ:
Д48-К10 (по отпускным ценам)
Д48-К68 (начисление НДС)
Д51-К48 (выручка от продажи)
Д48-К80 (финансовые результаты - прибыль)
Д80-К48 (убыток)
Синтетический учет расхода материалов ведется в ведомости № 15,12 и
журнале - ордере № 10. Аналогично ведется учет продажи МБП.
16). Аналитический учет материалов на складе и в бухгалтерии (АУ ПЗ).???
Ан.учёт может вестись либо по факт.средней себест-ти, либо в оценке по
учётным ценам. Учётная цена м.б. договорная , плановая, расчетная.
1) балансовый метод: на каждый вид ПЗ открывается карточка количественно-
суммового учёта. В ней бухгалтер отмечает остаток на начало периода,
приход, расход в хронологической последовательности, выводит остаток.
Информацию с карочек бухгалтер переносит в аналит. или колич-суммовые
ведомости, которые ведутся для каждого счёта (10, 11, 12). Эта информация
соответствует информации в карточках складского учёта.
|Показатель |Кол-во|Цена за |Сумма (кол*цену) |
| | |ед. | |
|1.Сальдо на | | | |
|нач.мес | | | |
|2.Поступило за | | |кол-во*цена за |
|мес | | |ед. |
|1ая поставка | | | |
|2ая поставка | | | |
|и т.д. | | | |
|3.Поступило всего| | | |
|4.Итого | | | |
|поступления с | | | |
|остатком | | | |
|5.Израсходовано | | |кол-во*сред.факт.|
| | | |с-сть |
|6.Сальдо на конец| | |(4. - 5.) |
|мес | | | |
Для её заполнения рассчитывается ср.факт.с-сть единицы изделия=( 1 + 3 в
стоим.ед)/ (1.+3 в натур.ед) Формула средн.арифметич.взвешенная
Сумма расхода опр-ся как кол-во израсходованных материалов, умноженных на
факт.с-сть ед.изделия.
Остаток ПЗ=4. - 5.
2) сальдовый метод (по учётным ценам): записи в карточках складского учёта
осущ-ся на основании первичных док-в по приходу и расходу. Реквизиты
(см.карточку)
| |Приход|Расход|Сальдо |
|х |10 | |10 |
|у |20 | |30 |
| | |5 |25 |
Учёт в карточке - в колич.выражении.
Для правильного ведения БУ необходима оценка ПЗ. Учет поступления ПЗ
ведется в 2х оценках: по учётным ценам и факт.с-сти. Для достоверного опред-
ния стоимости поступивших мат.ценностей необходимо вести учёт по факт.с-
сти, но в связи с тем, что факт.с-сть можно опред-ть только в конце
отчётного периода, возникает необх-ть применения учётных цен(могут
применяться оптовые, розн.,договорные цены,плановая с-сть).
Факт.с-сть мат.ресурсов состоит из затрат на их приобретение, а также:
– затраты по их доставке(транспортно-заготовительные расх)
– оплаты % за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком
– наценки и надбавки
– комиссионные снабженческим, внешнеэкон и др. организациям
– там. пошлины
– расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые
сторонними орг-циями.
Оценка ПЗ, израсходованных на пр-ве осущ-ся след. методами: по средней с-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|