остаются постоянными и могут измениться лишь в случае обнаружения в ходе
проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки
общего плана проверки.
2.3. Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Начиная разработку программы проверки расчетов с поставщиками и
подрядчиками в ООО «Провиант-Опт», аудиторская организация основывалась
на предварительных знаниях о ООО «Провиант-Опт» (Приложение № 27,28),
а также на результатах проведенных аналитических процедур.
В процессе подготовки программы аудита аудиторская организация
оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у ООО
«Провиант-Опт», и производит оценку риска системы внутреннего контроля.
Основная цель проверки – установить правильность ведения расчетов с
поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности,
принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной
целью аудитору необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции
и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности
необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое
внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой
давности. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были
ли приняты меры к взысканию задолженности.
При проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, при ведении учета
на персональных компьютерах эти данные отражаются в ведомостях
синтетического и аналитического учета.
Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для
обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, поэтому
аналитический учет должен вестись по каждому поставщику и подрядчику.
Основные источники для проверки:
( Договоры на поставку товарно-материальных ценностей;
( Договоры на оказание услуг;
( Журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;
( Журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;
( Счета-фактуры поставщиков ТМЦ.
Исходя из этой цели, вытекает задача аудита расчетов с поставщиками и
подрядчиками является проверка достоверности отчетов, подтверждение
реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и
отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.
Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций
действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами
отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в
принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от
юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными
видами деятельности.
Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-
материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить
основные: договор комиссии. Этот договор обладает своими особенностями,
преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемого
хозяйственного договора и особенно анализ договора с точки зрения
налогообложения в ходе аудита очень велика.
Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и
подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту
процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о
состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку —
расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и
подрядчиками, как правило происходит нарушение Методических указаний по
инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с
которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством
организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и
кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения
задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с
различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на
балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и
обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской
задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном
порядке дебиторской задолженности.
Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило,
проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен
организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки
- получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об
остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в
них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют
именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие,
получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой
запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается
аудитору.
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте
следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать
суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности,
безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки
исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна
быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса
дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность,
с какого времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой
давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций
расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность
сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены
расхождения.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило,
безналичным путем с применением форм: расчетов платежными поручениями в
порядке плановых платежей; в порядке зачета взаимных требований; с
использованием векселей.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются
договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на
наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в
банках копии недостающих документов.
Результаты предварительной оценки действующих договоров системы
расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ
опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских
процедур по проверке.
Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и
разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур,
необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной
инструкцией аудиторам и одновременно — средством контроля сроков проведения
работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить
номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в
процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Содержание программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
приведены в таблице № 2.2.
Таблица № 2.2
Программа аудита
|ООО «Провиант-Опт» |
|с 01.01.2001 по 31.12.2001 |
|2-16 |
|Сидоров В.В. |
|Амурцева Е.И. |
|4% |
|3 |
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
|№ |Перечень |Период |Исполнител|Рабочие |Примечание |
| |аудиторских |проведени|ь |документы |(рекомендуемы|
| |процедур по |я | | |е приемы |
| |разделам | | | |проверки) |
| |аудита | | | | |
|1 |Наличие |10.01.200|Сидоров |Договоры, |Прослеживание|
| |подтверждающих|2 |В.В. |письма, |, |
| |документов на | |Амурцева |счета-фактуры|подтверждение|
| |приобретение | |Е.И. |, приходные | |
| |ТМЦ, работ, | | |документы | |
| |услуг. | | | | |
|2 |Проверка |10.01.200|Сидоров |Акты о |Прослеживание|
| |своевременност|2 |В.В. |расхождении в|, |
| |и | |Амурцева |количестве и |Подтверждение|
| |предъявляемых | |Е.И. |качестве | |
| |претензий по | | |полученных | |
| |качеству и | | |ТМЦ | |
| |количеству | | | | |
| |товаров, | | | | |
| |работ, услуг | | | | |
|3 |Проверка |10.01.200|Сидоров |Счета-фактуры|Пересчет |
| |правильности |2 |В.В. |, инструкции | |
| |определения | |Амурцева |о порядке | |
| |поставщиками | |Е.И. |исчисления и | |
| |суммы НДС | | |уплате в | |
| | | | |бюджет НДС | |
|4 |Установление |10.01.200|Сидоров |Регистры |Прослеживание|
| |соответствия |2 |В.В. |бухгалтерског| |
| |занесения | |Амурцева |о учета, | |
| |данных из | |Е.И. |счета- | |
| |счетов | | |фактуры | |
| |поставщиков в | | | | |
| |учетные | | | | |
| |регистры | | | | |
|5 |Проверка |12.01.200|Сидоров |Регистры |Подтверждение|
| |реальности |2 |В.В. |бухгалтерског| |
| |дебиторской и | |Амурцева |о учета, | |
| |кредиторской | |Е.И. |ответы на | |
| |задолженности | | |запросы | |
| | | | |поставщикам | |
|6 |Проверка |12.01.200|Сидоров |Аналитические|Сканирование,|
| |реальности |2 |В.В. |данные к сч. | |
| |списания | |Амурцева |60 «Расчеты с|Подтверждение|
| |дебиторской | |Е.И. |поставщиками | |
| |задолженности | | |и | |
| |за счет с | | |подрядчиками»| |
| |сомнительных | | | | |
| |долгов | | | | |
|7 |Проверка |12.01.200|Сидоров |Счета, |Выборочная |
| |полноты |2 |В.В. |приходные |проверка, |
| |оприходования | |Амурцева |акты, |сопоставление|
| |материальных | |Е.И. |накладные | |
| |ценностей | | | | |
| |материально-от| | | | |
| |ветственными | | | | |
| |лицами | | | | |
|8 |Проверка |12.01.200|Сидоров |Регистры |Прослеживание|
| |правильности |2 |В.В. |бухгалтерског| |
| |составления | |Амурцева |о учета, | |
| |корреспонденци| |Е.И. |счета, | |
| |и счетов | | |платежные | |
| | | | |поручения | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|