p align="left">Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка, глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства - в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов. История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов - информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры. Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции - новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт. Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу - это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам. С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями - и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты. Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур. Интернет интегрирует шесть каналов СМИ - прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире. Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий. Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ - газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня - сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, - основное его хранилище. Засурский Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования (Электронный документ) // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/0766bbe71d5fae64c325719400318c9b Реалии наших дней предъявляют к современному журналисту все более жесткие требования в профессиональных навыках и технических знаниях. Лавинообразная трансформация медиаиндустрии в последнее десятилетие диктует необходимость применения новых подходов к журналистскому образованию. 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Состояние журналистского образования Сегодня журнали-стика переживает нелегкие времена. Хотя, казалось бы, коли-чество российских СМИ перманентно растет: только печат-ных периодических изданий зарегистрировано в стране око-ло 50 тысяч. Правда, фактически в свет выходит меньше половины; газеты и журналы читает всего лишь треть населе-ния. Качественной, независимой прессы мало, зависимость от владельцев, учредителей, издателей велика. Подавляющее число журналистов вынуждено заниматься «информационным сервисом» по обслуживанию власти, бизнеса или политичес-кой элиты. Корреспонденты и репортеры, получающие ми-зерные зарплаты (особенно в провинции), вынуждены писать «на заказ», подрабатывать в качестве рекламистов или пиар-менов. Уровень журналистики резко снизился, в результате упало доверие аудитории к СМИ. Журналистика сегодня относится к одной из наиболее дина-мично развивающихся профессий. Чуть ли не ежегодно меняют-ся не только техника и технология производства информации, но и требования к ее форме и содержанию, а, следовательно, меняется представление о современном журналисте. Ситуация в журналистском образовании, регламентируемом стандартом, сегодня такова, что к пятому курсу знания, полученные студентом на первом, частично успевают устареть. Шестерина A.M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности «журналистика» // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. - Выпуск 5. - Воронеж, 2005. - С.10 Сегодня вы, пожалуй, не найдете ни одного облас-тного центра, где бы специальность «Журналистика» не пре-подавалась в местном вузе (причем новоявленные кафедры стремительно преобразуются в факультеты). Дискредитация журналистского образования началась именно с этого. Новые отделения и даже факультеты журналистики испытывают острую нехватку квалифицированных преподавательских кадров, учебно-методической литературы. Не каждый практик пожелает и сможет работать в аудитории. Не каждый дипломированный специалист, аспирант, молодой кандидат сможет сразу грамотно выстроить лекционный курс, методически верно проводить практические, лабораторные занятия и семинары - на это порой уходят годы. Прежде, чтобы открыть новую специальность, в вузе за-являли соответствующую специализацию, готовили кадры, за-купали литературу, оборудование, постепенно осваивали спец-курсы, методику преподавания и т.д. На это уходили годы, и, когда руководство факультета (как правило, филологическо-го, в рамках которого реализовывалась, а кое-где реализуется и поныне специальность «Журналистика») приходило к выво-ду: все - или почти все - готово, принималось решение об открытии отдельной кафедры. Набор же студентов осуществ-лялся лишь после рекомендации научно-методического сове-та учебно-методического объединения университетов России и приказа Минвуза. Нередко сначала на заочное отделение, а затем - через несколько лет! - и на дневное. Сегодня этот процесс иногда занимает год-два, а то и месяцы. Неудивитель-но, что у практиков все больше претензий к выпускникам та-ких «скоропалительных» отделений и факультетов журналис-тики. Не хватает квалифицированных преподавателей, учеб-ников и учебных пособий, не хватает техники (ведь наша специальность очень затратная, если реально оснащать теле-студию, радиостудию, типографическую и фотографическую лаборатории, компьютерные классы, Интернет-центр совре-менным оборудованием). Тулупов В.В. Где и как учат журналистов... // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. - Выпуск 5. - Воронеж, 2005. - С.32 Еще одна проблема - несовершенство учебных планов. Учебный план не должен зависеть от подбора преподавателей (хотя может и должен учитывать специфику преподавательских кадров, традиции вуза, особенности региона, рынка СМИ) - он должен составляться с учетом потребности профессии. На взгляд А.П. Короченского, современная российская вузовская систе-ма подготовки журналистов не уделяет должного внимания психологической составляющей этого важнейшего компонен-та журналистской деятельности. Смежные с журналистикой области социальной коммуникации (реклама, пиар) в после-дние годы вступили в этап насыщения своей практики новей-шими психологическими технологиями воздействия, зачастую манипулятивными - как на уровне межличностного, так и мас-сового общения. В итоге журналисты, незнакомые с этими технологиями, нередко становятся жертвами манипулятивных влияний со стороны рекламистов и специалистов по свя-зям с общественностью. На этом фоне особенно очевидна недостаточность неко-торых теоретических курсов, в частности, курса «Психоло-гия журналистского творчества». Они дают очень мало прак-тических знаний и навыков, необходимых журналистам для психологически грамотного общения с источниками инфор-мации, распознавания манипулятивных воздействий и адек-ватной реакции на них. Конечно, изучение теоретических аспектов психологии журналистского творчества улучшает понимание его психологических механизмов (включая когни-тивные). Но не добавляет будущему журналисту ни креатив-ности (творческого воображения и способности к практичес-кому творчеству в профессиональной сфере), ни прагмати-ческой умелости, определяемой степенью владения психологическими технологиями познавательной деятельно-сти. Очевидна необходимость ориентированного на практику спецкурса «Психология познавательной деятельности журна-листа», вооружающего будущих профессионалов навыками пси-хологически грамотного общения с источниками информации. Речь идёт не о психологии общения как таковой, а об обучении технологиям добывания информации в разнообразных комму-никационных ситуациях: ведь главной целью общения журна-листа с источниками информации является получение необхо-димых сведений, требующее определённой психологической культуры, владения практическими приемами преодоления когнитивных барьеров, антистрессовыми техниками. Короченский А.П., Ушакова С.В. Проблемы развития профессиональной познавательной деятельности будущих журналистов // УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. - Выпуск 5. - Воронеж, 2005. - С.24 Перечислим еще несколько факторов, отмечаемых специалистами в области журналистского образования, определяющих современный кризис в этой отрасли: - настоящих профессионалов в отрасли СМИ и массовых коммуникаций катастрофически не хватает; - отсутствует мониторинг потребности индустрии СМИ в специалистах, нет госзаказа; - нет системы в трудоустройстве выпускников; - имеет место разрыв между образовательными учреждениями и средствами массовой информации; - система профессионального журналистского образования отстает от требований бурно растущего рынка СМИ; - нет системы в организации повышения квалификации журналистов.
2.2. Направления развития журналистского образования Журналистика сегодня - открытая профессия, вмещающая специалистов самых разных профилей. Журналисту нужен комплекс особых профессиональных знаний, включающий особый подбор гуманитарных, социально-политических и даже естественно-научных дисциплин. Помимо умения писать тексты, современному журналисту совершенно необходимы навыки в использовании технологий. Но ещё ему нужна та профессионально-этическая подготовка, которая делает его не просто репортёром, но профессионалом, отдающим себе отчёт в возможных последствиях своей деятельности. При широком распространении современных технологий сбора и обработки информации, которые дают в руки простого пользователя всё те же технологические инструменты, что есть и у журналистов, особую важность приобретает освоение аналитического инструментария профессии.
Страницы: 1, 2, 3
|