реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Старославянский шрифт

реферат
p align="left">Существенные отклонения от индоевропейского типа уже в праславянский период представляла морфология (главным образом в глаголе, в меньшей степени в имени).

В Сербии, на Руси, в других соседних православных государствах старославянский язык был не только церковным языком, но и языком администрации, культуры, выполнял все функции письменного языка.

3. Особенности написания букв в старославянском шрифте

Славянская азбука в первозданном виде, как создал ее Константин Философ, не сохранилась. Не дошли до нас и литературные произведения, написанные просветителями, хотя есть свидетельства, что сочиняли они стихи, писали трактаты, переводили священные книги. Увы, до сих пор не найдено прижизненных текстов, каких-либо отрывков, служебных или личных писем. Какими же были первоначальные буквы? Далекий IX век, в середине которого вместе с первозданной азбукой началась письменность славян, ответа пока не дает.

Но, возникнув однажды, буквы обрели свою жизнь. Они множились и разлетались по свету. Древнейшие из известных славянских надписей были открыты в бывшей столице Болгарии Преславе на стенах и керамических плитах церкви царя Симеона (893-927 гг.). Надписи состоят лишь из трех строк: верхняя начертана глаголицей, а две нижние - кириллицей. В одном месте явственно читается дата - 893 г/15/.

В России при раскопках кургана под Смоленском был найден глиняный сосуд, датируемый первой четвертью X века. Буквы кириллицы читаются - «гороухша» («горчица», «горчичное зерно», хотя и на сей счет нет единого мнения)/16/.

В старинных манускриптах славянская азбука представлена наиболее полно. «Остромирово евангелие» - древнейший текст, имеющий точную датировку. Оно переписано двумя писцами по заказу новгородского посадника Остромира в 1056 - 1057 годах. Сохранились и два сборника нравоучений, изготовленные в 1073 и 1076 годах. Они украшены инициалами и художественными заставками, уставное письмо четко и выразительно/17/.

Древнейшая недатированная рукопись выполнена глаголицей и относится к X веку. Это знаменитые «Киевские листки» - тексты из западнославянской книги «Мискал». Значительное число глаголических западнославянских памятников дошло до нас от XI века. Среди них - «Ассеманиево евангелие», «Клоцов кодекс», «Синайская псалтырь». Много древних книг на Афоне и в других монастырях и хранилищах еще таят интересные факты, вековые загадки и секреты/8/.

Можно сказать, что имеющийся фонд древних текстов позволяет детально изучить каждую букву как кириллицы, так и глаголицы, проследить эволюцию сродных славянских алфавитов.

И палеография уже многого достигла. Теперь хорошо известны очертания букв, видоизменения устава, полуустава, скорописи. Выделены знаки протоглаголицы и глаголицы, сопоставлены между собой, с греческим и другими алфавитами, со знаками и рисунками на монетах и печатях.

Однако особый интерес представляют фрагменты славянских азбук, которые в разных условиях сохранились до нашего времени.

В 1985 году в городе Торжке (Тверская область) на двухметровой глубине была обнаружена берестяная грамота XII века и три счетные палочки. Грамота оказалась древнерусской азбукой. Принадлежала она, по-видимому, посадскому отроку, который обучался чтению и письму. Находка очень напоминает берестяную грамоту новгородского мальчика Онфима, относящуюся к XIII веку. Можно предположить, что полные списки азбук на бересте (на досках, палочках и т. п.) тогда были распространены широко, они применялись для обучения, использовались при письме/8/.

На стене Софийского собора в Киеве была обнаружена азбука-граффити, которую датируют XI веком. Она воспроизводит 27 знаков, но они позволяют определить весь славянский звукоряд. Настенная азбука в соборе, вероятно, служила для показа прихожанам основных греческих и славянских букв. Церковь в те времена заботилась о просвещении мирян/11/.

Примечателен и тот факт, что среди множества новгородских берестяных грамот самой древней является именно азбука. Это грамота № 591, она представляет собой большой кусок стенки берестового короба, на котором нацарапаны буквы. Азбука показывает закономерную последовательность кириллических знаков. Правда, в ней не 43, а только 32 буквы (учитывая и случайно пропущенные И, I, К). Однако отсутствуют одиннадцать букв, относящиеся ко второй половине азбуки. Это нельзя объяснить недостатком листа, поскольку буквы занимают лишь часть бересты, а рядом свободное поле/2/.

Исследователи сделали интересное сравнение грамоты № 591 с шестью другими новгородскими азбуками. Все они хотя и относятся к разному времени, но отличаются большей полнотой и завершенностью.

При изучении славянской азбуки основное внимание обычно уделяется Буквам. Они сопоставляются, анализируется графика и фонетика, сходства и различия употреблений. В общем, рассматриваются разнообразные характеристики букв. По этой тематике имеется обширная литература. Однако хорошо известно, что знаки древнеславянской азбуки (= древнегреческой, латинской, иудейской и др.) по своей природе двойственны. Каждый Знак есть Буква-Число, а точнее: Число-Буква. В такой последовательности возникает эзотерический алфавит, сначала Число, а затем Буква-Слово/4/.

Письменный Знак, следовательно, являет собой синтез: Число+Буква. А если учесть, что каждая Буква выражается Словом, то можно записать: кириллический Знак есть Слово+Число. Конечно, это не арифметическая сумма, а Символ. По существу своему каждый Знак кириллицы представляет собой Символ, а вся азбука - это целостная знаковая система. Но если так, то символика ее должна что-то обозначать, и кириллица должна заключать в себе «особые приметы» обозначаемого/4/.

Где искать? «Особые приметы» выявляются сразу, но при одном непременном условии: необходимо предположить, что кириллица не простой звукоряд Букв, приспособленный лишь для старославянского письма. Древнеславянский алфавит - это сложная Буквенно-Числовая система, где каждый Знак есть эзотерический Символ. Если развернуть кириллический Знак и представить его в виде Букв-Слов и Букв-Чисел, то сразу обнаруживается много «странностей».

Исследователи разделили кириллицу пополам, и тогда стало видно, что «Высшая» и «Низшая» части резко отличаются друг от друга. Можно сказать, что они противоположны/4/.

Действительно, первый ряд Знаков (Азъ¾Ферт) носит возвышенный характер. Об этом свидетельствуют многие признаки. Почти все Буквы представлены словами, смысл которых ясен. Более того, если прочесть подряд Буквы-Слова, то слагаются четкие фразы. «Како люди мыслете», «Наш он», а выражение «Рцы слово твердо» встречается в летописях. Звуковую гамму можно напевать, в ней слышится мелодия. Многие еще помнят грузинскую песню «Сулико», своего рода алфавитную музыку - а, б, в, г, д, е, ж, .../18/

Практически все буквы «Высшей половины» наделены числами. Они сгруппированы в четкие, нарастающие ряды. В них легко усматривается принцип триады, закон возвышения. В единении Слова и Числа выражена гармония, идея жизни «по природе», идея духовной устремленности к «свету», «добру», «истине». Характерно, что в русском языке наиболее широко используются все буквы именно первой половины азбуки. Старинное выражение - «Говори численно», стало быть, точно, правдиво, логично, оттеняло также и большую значимость Числа в Слове, высокую роль грамотности, всестороннего образования/18/.

«Низшая половина» воспроизводит противоположную картину. Практически все буквы ее выражены слогами либо усложненными словами. Они грубы, бессвязны, бессмысленны. Вульгарно-низменный характер большинства знаков вполне очевиден. Весь буквенный ряд лишен мелодичности, слова-слоги читаются трудно, косноязычно, возникают ассоциации с неприятным запахом. Если учесть, что буквы с числами относятся к Началу и Концу азбуки (об этом речь впереди), то оказывается, что вторая часть «бесчисленна». В русской речи некогда бытовало выражение - «Не с числа говорит» - значит, ошибается, лжет, возводит напраслину. А для клеветников, преступников всегда предназначались малые и большие узы, юзы, т.е. путы, оковы и темницы, пресекающие ложь и зло. Все знаки здесь как бы выражают невежество, ущербность, бездуховность.

И еще один аспект. Знаки «Высшей половины» имеют четкую графику. Их очертания были удобны для писания текстов уставом, полууставом и скорописью. Этого нельзя сказать о знаках противоположной стороны. Их нарочитая усложненность весьма затрудняла письмо. Чистая речь отвергала неблагозвучные слова и выражения. Совокупность этих причин, вероятно, и привела к тому, что десять букв «низменной» части кириллицы со временем выпали из русского алфавита/18/.

Чем объяснить, что «Высшая» и «Низшая» половины азбуки фактически «полярны»? Почему Константин Философ так неравномерно распределил Числа? Чем он руководствовался, когда их группировал? Почему Азъ=1, а Буки=0 (бесчисленно)? Ряд начальных цифр от Единицы до Десяти почему-то не упорядочен, а Девятка поставлена в самый конец азбуки. Трудно предположить, что эти группировки - результат случайности или небрежения. Даже сквозь кажущуюся хаотичность в буквенно-числовом ряду кириллицы проглядывает какая-то неразгаданная закономерность/18/.

Разумеется, нельзя приписывать Константину Философу небрежное отношение к своему творению. Создание славянской азбуки было оглашено как божественное откровение. И в этом кириллица не является исключением. Все древние алфавиты почитались как священный дар Богов.

Создать письмена и ввести их в употребление - это труднейшая задача, требующая, по словам Н.М. Карамзина, «удивительного разума, и столь непонятного для обыкновенных людей, что они везде приписывали богам изобретение оных». Издревле к своим азбукам люди относились со священным трепетом, усматривая в них веками хранимую высшую мудрость. В плеяде азбук мирового значения кириллица заняла равнодостойное место. Воздавая должное Константину Философу, брату его Мефодию и всем христианским подвижникам, наш славный историк особо подчеркивал ценность и полезность этого «самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей - изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже Науки и просвещение/21/.

Выводы по 3 главе

Славянская азбука в первозданном виде, как создал ее Константин Философ, не сохранилась. Не дошли до нас и литературные произведения, написанные просветителями, не найдено прижизненных текстов, каких-либо отрывков, служебных или личных писем. Какими же были первоначальные буквы судить современникам трудно.

Однако, современные исследования и немногочисленные письменные памятники позволили восстановить значение каждой буквы старославянского алфавита. Каждой букве соответствует не только определенный знак, но и определенная цифра. Значение букв связано с фонетическими звучаниями и это упрощает запоминание азбуки и последовательности символов в ней. Кроме того, ученые выявили верхний и нижний ряд кириллицы, которые резко отличаются друг от друга в записи и произношении. Эти особенности букв прямо указывают на то, почему некоторые из них не прижились затем и не трансформировались в более поздние версии славянских языков.

Заключение

Старославянская письменность всегда привлекала к себе повышенное внимание ученых и исследователей, филологов и лингвистов.

Для народов живущих на территории расселения древних славян и сегодня имеет место высокая степень сближения языков.

Старославянскому языку уделяется большое внимание по этой и многим другим причинам. С очень небольшими изменениями шрифт этого языка используется русскими, украинцами, белорусами.

В работе главное внимание уделено развитию и значению, особенностям старославянского шрифта. Проведено сравнение с праславянским языком и выявлено большое сходство фонетического звучания, при этом имеем место и грамматическая схожесть письма и его конструкций.

При этом значение каждой буквы старославянского алфавита уникально. Каждой букве соответствует не только определенный знак, но и определенная цифра. Значение букв связано с фонетическими звучаниями и это упрощает запоминание азбуки и последовательности символов в ней. Кроме того, ученые выявили верхний и нижний ряд кириллицы, которые резко отличаются друг от друга в записи и произношении. Эти особенности букв прямо указывают на то, почему некоторые из них не прижились затем и не трансформировались в более поздние версии славянских языков.

Список литературы

1. Боровський Я. Першопочатки східнослов'янської писемності // Отчий край - 90: Іст.-літ. зб. - К., 1990. - Вип. 4. - С. 16-22;

2. Брайчевський М. Походження слов'янської писемності. - К.: Вид. дім "КМ Академія";

3. Ван-Вейк Н. История старославянского языка / Пер. с нем. В.В. Бородич; Под ред. Н.А. Кондрашова. - М.: Иностр. лит-ра, 1957. - 368;

4. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. - М.: Знание, 1989. - 64 с.;

5. Воскобойников В.М. Братья: Кирилл и Мефодий. Историческое повествование. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 174 с;.

6. Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена / Предисл. акад. Б. Рыбакова. - М.: Молодая гвардия, 1976;

7. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М.: Наука, 1988. - 192 с;

8. Казарин В. Являемся ли мы истинными наследниками Кирилла и Мефодия? // Радуга. - 2003. - № 2. - С. 134-141;.

9. Мещерский Н.А. Древнеславянский - общий литературно-письменный язык на раннем этапе культурно-исторического развития всех славянских народов // Мещерский Н.А. Избранные статьи. - СПб., 1995. - С. 21-32.;

10. Ужевич І. Словянін. Граматика слов'янська / Підготув. до друку І. Білодід, Є. Кудрицький. - К.; Наук. думка, 1970. - 114 с.;

11. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 248 с.;

12. Півторак Г.П. Походження українців, росіян, білорусів та їхних мов: Міф і правда про трьох братів слов'янських зі спільної колиски. - К.: Видавничий центр "Академія", 2001. - 152 с.;

13. Скляренко В.Г. Праслов'янська акцентологія. - К., 1998. - 343 с.;

14. Станівський М.Ф. Старослов'янська мова. - К.: Вищ. шк., 1983. - 263 с.;

15. Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян / Ин-т рус. языка АН СССР; Отв. ред. В.П. Вомперский. - М.; Наука, 1991. - 221 с.;

16. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. - М.: Вече, 2002. - 528 с. (Тайны Земли Русской);

17. Ильинский Г. А., Праславянская грамматика, Нежин, 1916;

18. Селищев А. М., Славянское языкознание, т. 1 -- Западнославянские языки, М., 1941;

19. Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951;

20. Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика, М., 1961;

21. Иванова. Т.А «Старославянский язык».«Высшая школа». М. 1977. С.177.;

22. Карамзин Н.М. . «История Государства Российского». Книга первая. «КНИГА», М. 1988. С. 66-67.

Приложение

«Высшая правая половина» «Низшая левая половина»

A Азъ 1 &Х Херъ 600

&Б Буки W Омега 800

&В Веди 2 &Ц Цы 900

&Г Глаголь 3 Y Червь 90

&Д Добро 4 &Ш Ша

&Е Есть 5 m Ща

&Ж Живете &Ъ Ер

S Зело 6 r Еры

Z Земля 7 &ь Ерь

I И 10 h Ять

&И Иже 8 &Ю Ю

&К Како 20 " [и]я

&Л Люди 30 ~ [и]е

&М Мыслете 40 ¤ Юс малый

&Н Наш 50 @ Юс большой

&О Он 70 ± Иотов юс малый

&П Покой 80 \Иотов юс большой

&Р Рцы 100 z Кси 60

&NtС Слово 200 J Пси 700

&Т Твердо 300 F Фита 9

Q Ук 400 V Ижица

&Ф Ферт 500

Приложение

o о он

p п покои

r р рьци

s с слово

t т тверьдо

u у ук (диграф oU)

f ф ферт

T Ф фита (тхета)

x х хер

w Э от (омега)

q щ шта

c ц ци

C ч червь

S ш ша

& ъ ер

$ ь ерь

y ы еры (состоящий из I&)

@ э ять

% ю ю, юс

E Е юс малый

jE Я юс малый йотированный

O О юс большой

jO Ю юс боьшой йотированный

\ -//- вариант юса (как глаголический ять, но без продольного сечения)

U У ижица (вернее ик, одинарное u, и v - усеченное u)

Знаки общие для кириллицы и глаголицы

Y оник (сокращенный вариант ука: o[Y], где в основе о, а ик наверху)

W от диграф, состоящий из w в основе и t над ним

A "носовой ер" (что под этим подразумевает ССМН можно только догадываться, у классиков я упоминаний не нашла. В Мар. употребляется четырежды 3243210, 4053500 gorA; 4065810 @dA; 4193810 sAi. Возможно имеется в виду напряженный, не имевший своей графемы)

№ знак тысячи

* = следующая буква большая (т.е. инициаль)

! = перед целым словом: это слово под титлом

внутри слова: следующая буква надписана над строкой (под титлом или без него)- только в Мар.

/ поерок над следующей буквой

~ знак краткости (арка концами вверх) над следующей буквой ; он же тильда, знак краткости

^ круглый циркумфлекс (арка концами вниз) над следующей буквой

( spiritus asper (густое придыхание) над следующей буквой

) spiritus lenis (тонкое придыхание) над следующей буквой

' акут (восходящий тон)над следующей буквой

` гравис (нисходящий тон) над следующей буквой

_ знак долготы над следующей буквой

" трема, две точки над следующей буквой

# знак мягкости только после согласных l и n (встречается в Хил. и Супр.)

. точка (период)

: две точки

:. три точки

:: четыре точки

:- две точки и тире

-- тильда как знак препинания

, запятая

? поврежденная в рукописи буква; или места требующие дополнительной проверки (в Супр.)

[.] буква над строкой

[...] вставки недостающего (поврежденного) текста, сделанные издателями (В. Ягич, Н. Каринский...)

{...} дублетные записи и другой излишний материал (описки)

=...= поздние добавления в рукописи.

- недостающая часть слова (напр. "-to" в начале ев. от Матфея)

| конец строки листа рукописи; в Супр. - разрыв слова при переходе на следующую строку

|| конец колонки листа рукописи

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.