p align="left">Существенные отклонения от индоевропейского типа уже в праславянский период представляла морфология (главным образом в глаголе, в меньшей степени в имени). В Сербии, на Руси, в других соседних православных государствах старославянский язык был не только церковным языком, но и языком администрации, культуры, выполнял все функции письменного языка. 3. Особенности написания букв в старославянском шрифте Славянская азбука в первозданном виде, как создал ее Константин Философ, не сохранилась. Не дошли до нас и литературные произведения, написанные просветителями, хотя есть свидетельства, что сочиняли они стихи, писали трактаты, переводили священные книги. Увы, до сих пор не найдено прижизненных текстов, каких-либо отрывков, служебных или личных писем. Какими же были первоначальные буквы? Далекий IX век, в середине которого вместе с первозданной азбукой началась письменность славян, ответа пока не дает. Но, возникнув однажды, буквы обрели свою жизнь. Они множились и разлетались по свету. Древнейшие из известных славянских надписей были открыты в бывшей столице Болгарии Преславе на стенах и керамических плитах церкви царя Симеона (893-927 гг.). Надписи состоят лишь из трех строк: верхняя начертана глаголицей, а две нижние - кириллицей. В одном месте явственно читается дата - 893 г/15/. В России при раскопках кургана под Смоленском был найден глиняный сосуд, датируемый первой четвертью X века. Буквы кириллицы читаются - «гороухша» («горчица», «горчичное зерно», хотя и на сей счет нет единого мнения)/16/. В старинных манускриптах славянская азбука представлена наиболее полно. «Остромирово евангелие» - древнейший текст, имеющий точную датировку. Оно переписано двумя писцами по заказу новгородского посадника Остромира в 1056 - 1057 годах. Сохранились и два сборника нравоучений, изготовленные в 1073 и 1076 годах. Они украшены инициалами и художественными заставками, уставное письмо четко и выразительно/17/. Древнейшая недатированная рукопись выполнена глаголицей и относится к X веку. Это знаменитые «Киевские листки» - тексты из западнославянской книги «Мискал». Значительное число глаголических западнославянских памятников дошло до нас от XI века. Среди них - «Ассеманиево евангелие», «Клоцов кодекс», «Синайская псалтырь». Много древних книг на Афоне и в других монастырях и хранилищах еще таят интересные факты, вековые загадки и секреты/8/. Можно сказать, что имеющийся фонд древних текстов позволяет детально изучить каждую букву как кириллицы, так и глаголицы, проследить эволюцию сродных славянских алфавитов. И палеография уже многого достигла. Теперь хорошо известны очертания букв, видоизменения устава, полуустава, скорописи. Выделены знаки протоглаголицы и глаголицы, сопоставлены между собой, с греческим и другими алфавитами, со знаками и рисунками на монетах и печатях. Однако особый интерес представляют фрагменты славянских азбук, которые в разных условиях сохранились до нашего времени. В 1985 году в городе Торжке (Тверская область) на двухметровой глубине была обнаружена берестяная грамота XII века и три счетные палочки. Грамота оказалась древнерусской азбукой. Принадлежала она, по-видимому, посадскому отроку, который обучался чтению и письму. Находка очень напоминает берестяную грамоту новгородского мальчика Онфима, относящуюся к XIII веку. Можно предположить, что полные списки азбук на бересте (на досках, палочках и т. п.) тогда были распространены широко, они применялись для обучения, использовались при письме/8/. На стене Софийского собора в Киеве была обнаружена азбука-граффити, которую датируют XI веком. Она воспроизводит 27 знаков, но они позволяют определить весь славянский звукоряд. Настенная азбука в соборе, вероятно, служила для показа прихожанам основных греческих и славянских букв. Церковь в те времена заботилась о просвещении мирян/11/. Примечателен и тот факт, что среди множества новгородских берестяных грамот самой древней является именно азбука. Это грамота № 591, она представляет собой большой кусок стенки берестового короба, на котором нацарапаны буквы. Азбука показывает закономерную последовательность кириллических знаков. Правда, в ней не 43, а только 32 буквы (учитывая и случайно пропущенные И, I, К). Однако отсутствуют одиннадцать букв, относящиеся ко второй половине азбуки. Это нельзя объяснить недостатком листа, поскольку буквы занимают лишь часть бересты, а рядом свободное поле/2/. Исследователи сделали интересное сравнение грамоты № 591 с шестью другими новгородскими азбуками. Все они хотя и относятся к разному времени, но отличаются большей полнотой и завершенностью. При изучении славянской азбуки основное внимание обычно уделяется Буквам. Они сопоставляются, анализируется графика и фонетика, сходства и различия употреблений. В общем, рассматриваются разнообразные характеристики букв. По этой тематике имеется обширная литература. Однако хорошо известно, что знаки древнеславянской азбуки (= древнегреческой, латинской, иудейской и др.) по своей природе двойственны. Каждый Знак есть Буква-Число, а точнее: Число-Буква. В такой последовательности возникает эзотерический алфавит, сначала Число, а затем Буква-Слово/4/. Письменный Знак, следовательно, являет собой синтез: Число+Буква. А если учесть, что каждая Буква выражается Словом, то можно записать: кириллический Знак есть Слово+Число. Конечно, это не арифметическая сумма, а Символ. По существу своему каждый Знак кириллицы представляет собой Символ, а вся азбука - это целостная знаковая система. Но если так, то символика ее должна что-то обозначать, и кириллица должна заключать в себе «особые приметы» обозначаемого/4/. Где искать? «Особые приметы» выявляются сразу, но при одном непременном условии: необходимо предположить, что кириллица не простой звукоряд Букв, приспособленный лишь для старославянского письма. Древнеславянский алфавит - это сложная Буквенно-Числовая система, где каждый Знак есть эзотерический Символ. Если развернуть кириллический Знак и представить его в виде Букв-Слов и Букв-Чисел, то сразу обнаруживается много «странностей». Исследователи разделили кириллицу пополам, и тогда стало видно, что «Высшая» и «Низшая» части резко отличаются друг от друга. Можно сказать, что они противоположны/4/. Действительно, первый ряд Знаков (Азъ¾Ферт) носит возвышенный характер. Об этом свидетельствуют многие признаки. Почти все Буквы представлены словами, смысл которых ясен. Более того, если прочесть подряд Буквы-Слова, то слагаются четкие фразы. «Како люди мыслете», «Наш он», а выражение «Рцы слово твердо» встречается в летописях. Звуковую гамму можно напевать, в ней слышится мелодия. Многие еще помнят грузинскую песню «Сулико», своего рода алфавитную музыку - а, б, в, г, д, е, ж, .../18/ Практически все буквы «Высшей половины» наделены числами. Они сгруппированы в четкие, нарастающие ряды. В них легко усматривается принцип триады, закон возвышения. В единении Слова и Числа выражена гармония, идея жизни «по природе», идея духовной устремленности к «свету», «добру», «истине». Характерно, что в русском языке наиболее широко используются все буквы именно первой половины азбуки. Старинное выражение - «Говори численно», стало быть, точно, правдиво, логично, оттеняло также и большую значимость Числа в Слове, высокую роль грамотности, всестороннего образования/18/. «Низшая половина» воспроизводит противоположную картину. Практически все буквы ее выражены слогами либо усложненными словами. Они грубы, бессвязны, бессмысленны. Вульгарно-низменный характер большинства знаков вполне очевиден. Весь буквенный ряд лишен мелодичности, слова-слоги читаются трудно, косноязычно, возникают ассоциации с неприятным запахом. Если учесть, что буквы с числами относятся к Началу и Концу азбуки (об этом речь впереди), то оказывается, что вторая часть «бесчисленна». В русской речи некогда бытовало выражение - «Не с числа говорит» - значит, ошибается, лжет, возводит напраслину. А для клеветников, преступников всегда предназначались малые и большие узы, юзы, т.е. путы, оковы и темницы, пресекающие ложь и зло. Все знаки здесь как бы выражают невежество, ущербность, бездуховность. И еще один аспект. Знаки «Высшей половины» имеют четкую графику. Их очертания были удобны для писания текстов уставом, полууставом и скорописью. Этого нельзя сказать о знаках противоположной стороны. Их нарочитая усложненность весьма затрудняла письмо. Чистая речь отвергала неблагозвучные слова и выражения. Совокупность этих причин, вероятно, и привела к тому, что десять букв «низменной» части кириллицы со временем выпали из русского алфавита/18/. Чем объяснить, что «Высшая» и «Низшая» половины азбуки фактически «полярны»? Почему Константин Философ так неравномерно распределил Числа? Чем он руководствовался, когда их группировал? Почему Азъ=1, а Буки=0 (бесчисленно)? Ряд начальных цифр от Единицы до Десяти почему-то не упорядочен, а Девятка поставлена в самый конец азбуки. Трудно предположить, что эти группировки - результат случайности или небрежения. Даже сквозь кажущуюся хаотичность в буквенно-числовом ряду кириллицы проглядывает какая-то неразгаданная закономерность/18/. Разумеется, нельзя приписывать Константину Философу небрежное отношение к своему творению. Создание славянской азбуки было оглашено как божественное откровение. И в этом кириллица не является исключением. Все древние алфавиты почитались как священный дар Богов. Создать письмена и ввести их в употребление - это труднейшая задача, требующая, по словам Н.М. Карамзина, «удивительного разума, и столь непонятного для обыкновенных людей, что они везде приписывали богам изобретение оных». Издревле к своим азбукам люди относились со священным трепетом, усматривая в них веками хранимую высшую мудрость. В плеяде азбук мирового значения кириллица заняла равнодостойное место. Воздавая должное Константину Философу, брату его Мефодию и всем христианским подвижникам, наш славный историк особо подчеркивал ценность и полезность этого «самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей - изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже Науки и просвещение/21/. Выводы по 3 главе Славянская азбука в первозданном виде, как создал ее Константин Философ, не сохранилась. Не дошли до нас и литературные произведения, написанные просветителями, не найдено прижизненных текстов, каких-либо отрывков, служебных или личных писем. Какими же были первоначальные буквы судить современникам трудно. Однако, современные исследования и немногочисленные письменные памятники позволили восстановить значение каждой буквы старославянского алфавита. Каждой букве соответствует не только определенный знак, но и определенная цифра. Значение букв связано с фонетическими звучаниями и это упрощает запоминание азбуки и последовательности символов в ней. Кроме того, ученые выявили верхний и нижний ряд кириллицы, которые резко отличаются друг от друга в записи и произношении. Эти особенности букв прямо указывают на то, почему некоторые из них не прижились затем и не трансформировались в более поздние версии славянских языков. ЗаключениеСтарославянская письменность всегда привлекала к себе повышенное внимание ученых и исследователей, филологов и лингвистов.Для народов живущих на территории расселения древних славян и сегодня имеет место высокая степень сближения языков. Старославянскому языку уделяется большое внимание по этой и многим другим причинам. С очень небольшими изменениями шрифт этого языка используется русскими, украинцами, белорусами. В работе главное внимание уделено развитию и значению, особенностям старославянского шрифта. Проведено сравнение с праславянским языком и выявлено большое сходство фонетического звучания, при этом имеем место и грамматическая схожесть письма и его конструкций. При этом значение каждой буквы старославянского алфавита уникально. Каждой букве соответствует не только определенный знак, но и определенная цифра. Значение букв связано с фонетическими звучаниями и это упрощает запоминание азбуки и последовательности символов в ней. Кроме того, ученые выявили верхний и нижний ряд кириллицы, которые резко отличаются друг от друга в записи и произношении. Эти особенности букв прямо указывают на то, почему некоторые из них не прижились затем и не трансформировались в более поздние версии славянских языков. Список литературы1. Боровський Я. Першопочатки східнослов'янської писемності // Отчий край - 90: Іст.-літ. зб. - К., 1990. - Вип. 4. - С. 16-22;2. Брайчевський М. Походження слов'янської писемності. - К.: Вид. дім "КМ Академія";3. Ван-Вейк Н. История старославянского языка / Пер. с нем. В.В. Бородич; Под ред. Н.А. Кондрашова. - М.: Иностр. лит-ра, 1957. - 368;4. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. - М.: Знание, 1989. - 64 с.;5. Воскобойников В.М. Братья: Кирилл и Мефодий. Историческое повествование. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 174 с;.6. Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена / Предисл. акад. Б. Рыбакова. - М.: Молодая гвардия, 1976;7. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М.: Наука, 1988. - 192 с;8. Казарин В. Являемся ли мы истинными наследниками Кирилла и Мефодия? // Радуга. - 2003. - № 2. - С. 134-141;.9. Мещерский Н.А. Древнеславянский - общий литературно-письменный язык на раннем этапе культурно-исторического развития всех славянских народов // Мещерский Н.А. Избранные статьи. - СПб., 1995. - С. 21-32.;10. Ужевич І. Словянін. Граматика слов'янська / Підготув. до друку І. Білодід, Є. Кудрицький. - К.; Наук. думка, 1970. - 114 с.;11. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 248 с.;12. Півторак Г.П. Походження українців, росіян, білорусів та їхних мов: Міф і правда про трьох братів слов'янських зі спільної колиски. - К.: Видавничий центр "Академія", 2001. - 152 с.;13. Скляренко В.Г. Праслов'янська акцентологія. - К., 1998. - 343 с.;14. Станівський М.Ф. Старослов'янська мова. - К.: Вищ. шк., 1983. - 263 с.;15. Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян / Ин-т рус. языка АН СССР; Отв. ред. В.П. Вомперский. - М.; Наука, 1991. - 221 с.;16. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. - М.: Вече, 2002. - 528 с. (Тайны Земли Русской);17. Ильинский Г. А., Праславянская грамматика, Нежин, 1916;18. Селищев А. М., Славянское языкознание, т. 1 -- Западнославянские языки, М., 1941;19. Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951; 20. Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика, М., 1961; 21. Иванова. Т.А «Старославянский язык».«Высшая школа». М. 1977. С.177.;22. Карамзин Н.М. . «История Государства Российского». Книга первая. «КНИГА», М. 1988. С. 66-67.Приложение«Высшая правая половина» «Низшая левая половина» A Азъ 1 &Х Херъ 600 &Б Буки W Омега 800 &В Веди 2 &Ц Цы 900 &Г Глаголь 3 Y Червь 90 &Д Добро 4 &Ш Ша &Е Есть 5 m Ща &Ж Живете &Ъ Ер S Зело 6 r Еры Z Земля 7 &ь Ерь I И 10 h Ять &И Иже 8 &Ю Ю &К Како 20 " [и]я &Л Люди 30 ~ [и]е &М Мыслете 40 ¤ Юс малый &Н Наш 50 @ Юс большой &О Он 70 ± Иотов юс малый &П Покой 80 \Иотов юс большой&Р Рцы 100 z Кси 60 &NtС Слово 200 J Пси 700 &Т Твердо 300 F Фита 9 Q Ук 400 V Ижица &Ф Ферт 500 Приложениеo о он p п покои r р рьци s с слово t т тверьдо u у ук (диграф oU) f ф ферт T Ф фита (тхета) x х хер w Э от (омега) q щ шта c ц ци C ч червь S ш ша & ъ ер $ ь ерь y ы еры (состоящий из I&) @ э ять % ю ю, юс E Е юс малый jE Я юс малый йотированный O О юс большой jO Ю юс боьшой йотированный \ -//- вариант юса (как глаголический ять, но без продольного сечения) U У ижица (вернее ик, одинарное u, и v - усеченное u) Знаки общие для кириллицы и глаголицы Y оник (сокращенный вариант ука: o[Y], где в основе о, а ик наверху) W от диграф, состоящий из w в основе и t над ним A "носовой ер" (что под этим подразумевает ССМН можно только догадываться, у классиков я упоминаний не нашла. В Мар. употребляется четырежды 3243210, 4053500 gorA; 4065810 @dA; 4193810 sAi. Возможно имеется в виду напряженный, не имевший своей графемы) № знак тысячи * = следующая буква большая (т.е. инициаль) ! = перед целым словом: это слово под титлом внутри слова: следующая буква надписана над строкой (под титлом или без него)- только в Мар./ поерок над следующей буквой ~ знак краткости (арка концами вверх) над следующей буквой ; он же тильда, знак краткости ^ круглый циркумфлекс (арка концами вниз) над следующей буквой ( spiritus asper (густое придыхание) над следующей буквой ) spiritus lenis (тонкое придыхание) над следующей буквой ' акут (восходящий тон)над следующей буквой ` гравис (нисходящий тон) над следующей буквой _ знак долготы над следующей буквой " трема, две точки над следующей буквой # знак мягкости только после согласных l и n (встречается в Хил. и Супр.) . точка (период) : две точки :. три точки :: четыре точки :- две точки и тире -- тильда как знак препинания , запятая ? поврежденная в рукописи буква; или места требующие дополнительной проверки (в Супр.) [.] буква над строкой [...] вставки недостающего (поврежденного) текста, сделанные издателями (В. Ягич, Н. Каринский...) {...} дублетные записи и другой излишний материал (описки) =...= поздние добавления в рукописи. - недостающая часть слова (напр. "-to" в начале ев. от Матфея) | конец строки листа рукописи; в Супр. - разрыв слова при переходе на следующую строку || конец колонки листа рукописи
Страницы: 1, 2, 3
|