p align="left">Коммерческая закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статис-тических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напом-ним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести толь-ко тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%. Ситуация на книжном рынке сегодня уже такова, что мож-но говорить о достаточно высокой концентрации капитала от-дельных издательских групп и объединений и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует. На другом полюсе от монополизма стоит корпоративность. О необходимости корпоративного разрешения рыночных проблем в России говорят уже давно. К этому направлены были и усилия при создании объединений издателей и книготорговцев. Однако обще-ственные объединения не смогли реально решить вопрос об интег-рации усилий субъектов книжного рынка в их же собственных кол-лективных интересах, хотя формальные действия в этом направле-нии ими и были предприняты. Существование в России неформаль-ных объединений крупнейших издательских групп и в меньшей мере книготорговых объединений в какой-то мере снимает отдель-ные вопросы коллективного наблюдения за рынком, но не решает сегодня главных вопросов -- создания единых правил поведения субъектов книжного дела на книжном рынке и построения единого информационного пространства. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24. Таким образом, можно сделать вывод, что специфичность книжного рынка по сравнению с другими рынками ведет к необходимости изыскивать новые пути для продвижения и распространения товара. Из первого параграфа видно также, что ценовая политика предприятия как средство завоевания потребителя и победы в конкурентной борьбе будет в дальнейшем играть большую роль, как и различные способы привлечения потребителя, о которых говорится во втором параграфе. Недостаточная развитость розничных сетей, особенно в регионах, препятствует развитию книжного рынка, но, как говорилось в третьем параграфе, крупные книготорговые компании предпринимают шаги для решения этой проблемы. В четвертом параграфе рассматривается структура книжного рынка, и можно увидеть, что наибольшим спросом пользуется специальная и учебная литература, поскольку многие потребители предпочитают другие рынки развлечений чтению художественной литературы. Книгораспространители пытаются решить и эту проблему, как видно из пятого параграфа, разрабатывая новые форматы магазинов, в которых приобретать книги будет не только удобно, но и приятно. Однако закрытость книжного рынка России сегодня играет отрицательную роль, как видно из шестого параграфа, не давая возможности качественно анализировать коммерческие и информационные показатели рынка. Можно сделать вывод, что было бы более целесообразным с учетом мирового опыта и российских особенностей оставить за государством прямое влияние на книготорговые компании федераль-ного и регионального значения, за общественными организация-ми -- независимые предприятия и организации. При одном непос-редственном условии, что государственная политика -- функция государства, а более глубокое изучение интересов независимых субъектов книжного рынка и защита их интересов -- функция об-щественных организаций. Глава 2. Формы книгораспространения. 2. 1. Оптовая торговля. Оптовая книжная торговля имеет свою особую историю в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управле-ния: сверху -- от типографии и центрального опта, донизу -- в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книго-торговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги». Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов-лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж-дались скидки от номинала для каждого географического реги-она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при-нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги. Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать та-кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго-вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои. Причины этих сбоев очевидны: -- первый удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно-шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни-готорговые залы розничных предприятий; -- второй удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговле нанесли развившиеся в первые годы ры-ночных экономических неурядиц неплатежи ее рознич-ных партнеров, которые окончательно подорвали дове-рие издательств к оптовикам старой системы и она ста-ла стремительно терять свои позиции на книжном рын-ке России. Колеева А. Проблемы и перспективы развития книгоиздания // Книжный бизнес.- 1995.- №28 - С. 5-7. Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб-ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор-говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции. Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо-бую роль «Центркниги» -- главного оптового звена в системе быв-шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже. На рынке появились частные фир-мы оптовой книжной торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение специализирован-ных видов книжной продукции целого ряда издательств в основ-ном в густонаселенных регионах страны. Якимович Ю. Книга. Мир печати. Словарь справочник. -- М.: Дограф, 2001. - С. 147-148 Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что круп-нейшие розничные книжные магазины России имеют товаро-оборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фак-тически функции оптовой торговли книгами оказались распре-деленными между собственно оптовыми фирмами, издатель-ствами и самими розничными книготорговыми организациями. Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо-собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру-гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре-тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста-новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото-рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров. Образование оптовой книжной торговли издательств явилось их вынужденным шагом в ответ на неспособность государствен-ной оптовой системы справиться с задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг. Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе из-дательств на прямые договорные отношения с розничными кни-готорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру-гое дело -- отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из-дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал. Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее от-ветственному и рискованному в отношении между издателями и книготорговцами России. В это время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась не-обязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соот-ветственно региональных книготорговых предприятий в центре. На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере рас-ширения производства складская база ряда крупных изда-тельств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилер-ские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответ-ствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Ар-мада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».Электронный ресурс: http://www.compuart.ru/Article.asp?id=5337 Издательства, лидирующие по товарооборо-ту на российском книжном рынке, стали образовывать юриди-ческие лица -- клубы и книготорговые предприятия для обслу-живания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» -- для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» -- для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» -- для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда-ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос-кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов. Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую-щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче-стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част-ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп-ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен-цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи-ми один и тот же ассортимент. В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-книготорговых объединениях неизбежно будет толкать их к об-разованию книготорговых предприятий, обслуживающих по единым схемам всех своих партнеров. Есть и другой сценарий их развития: создание собственных книготорговых сетей и вы-ход с ними за пределы центра, в регионы. Такого рода развитие событий уже происходит. Так, издательско-книготорговое объе-динение «Инфра-М» образовало и развивает свою собственную сеть книжных магазинов, обслуживаемую специализированной оптовой фирмой «Мастер-книга». Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. -- С. 65-67. Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступа-ющими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня разви-тия. К их числу следует отнести отсутствие в российском книж-ном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережаю-щую информацию о своих изданиях. Оптовая книжная торговля как посредник находится в сере-дине звена «издатель --оптовик --розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение тре-бований только одной стороны -- издательств. Оптовая книж-ная торговля находится также и под прессом требований роз-ничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым пред-приятиям свои требования: -- широкого ассортимента; -- предпродажной подготовки книг; -- оперативности в поставках; -- приемлемости в наценках (скидках). Кроме того, устойчивость оптового зве-на на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, пред-лагаемых оптовыми предприятиями рознице. Во Владивостоке каждую субботу и воскресенье в ДКЖД собирается книжная ярмарка (так называемая "школьная"), на которой большинство из частных оптови-ков Приморья представляет полученную из издательств литературу - и предлагает ее покупателям по договорным ценам. Кузмина Н. И. «Печатный двор- 2002» глазами организаторов // Печатный двор ДВ России.-2003. - №3. - С.3-11. В апреле этого года в городе открылся новый магазин «Топ-книги» формата «Литера», предназначенный в основном для мелких оптовиков. Владивосток стал двадцатым городом в России, где «Топ-книга» открыла магазин подобного формата. В магазинах этого формата компания реализует политику низких цен, скидки могут достигать 45% при достаточно высокой общей стоимости покупки, что выгодно и оптовикам, и компании - так как повышается оборачиваемость продукции. Сетевой ресурс http://news.vl.ru/biznes/2007/04/24/litera/
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|