реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Книгораспространение в Центральной части России и Приморском крае (сравнительный анализ)

реферат
p align="left">Коммерческая закрытость рынка носит еще большие размеры. С одной стороны, есть статистика выпуска книг, составленная по выходным данным. С другой, есть более точные ежеквартальные и ежегодные показатели финансово экономической деятельности издательств и книготорговых предприятий в региональных статис-тических органах. Но они не сводятся по России в целом и поэтому не могут служить делу государственного анализа и оценок. Напом-ним, что согласно закону о монополиях к ним можно отнести толь-ко тех субъектов книжного рынка, которые имеют долю оборота на всем или на местном рынке, превышающую 35%.

Ситуация на книжном рынке сегодня уже такова, что мож-но говорить о достаточно высокой концентрации капитала от-дельных издательских групп и объединений и их влиянии на правила игры на книжном рынке. Точную картину может дать только объективная книготорговая статистика печати, которая сегодня отсутствует.

На другом полюсе от монополизма стоит корпоративность. О необходимости корпоративного разрешения рыночных проблем в России говорят уже давно. К этому направлены были и усилия при создании объединений издателей и книготорговцев. Однако обще-ственные объединения не смогли реально решить вопрос об интег-рации усилий субъектов книжного рынка в их же собственных кол-лективных интересах, хотя формальные действия в этом направле-нии ими и были предприняты. Существование в России неформаль-ных объединений крупнейших издательских групп и в меньшей мере книготорговых объединений в какой-то мере снимает отдель-ные вопросы коллективного наблюдения за рынком, но не решает сегодня главных вопросов -- создания единых правил поведения субъектов книжного дела на книжном рынке и построения единого информационного пространства. Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. -- С. 20-24.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфичность книжного рынка по сравнению с другими рынками ведет к необходимости изыскивать новые пути для продвижения и распространения товара. Из первого параграфа видно также, что ценовая политика предприятия как средство завоевания потребителя и победы в конкурентной борьбе будет в дальнейшем играть большую роль, как и различные способы привлечения потребителя, о которых говорится во втором параграфе. Недостаточная развитость розничных сетей, особенно в регионах, препятствует развитию книжного рынка, но, как говорилось в третьем параграфе, крупные книготорговые компании предпринимают шаги для решения этой проблемы. В четвертом параграфе рассматривается структура книжного рынка, и можно увидеть, что наибольшим спросом пользуется специальная и учебная литература, поскольку многие потребители предпочитают другие рынки развлечений чтению художественной литературы. Книгораспространители пытаются решить и эту проблему, как видно из пятого параграфа, разрабатывая новые форматы магазинов, в которых приобретать книги будет не только удобно, но и приятно. Однако закрытость книжного рынка России сегодня играет отрицательную роль, как видно из шестого параграфа, не давая возможности качественно анализировать коммерческие и информационные показатели рынка. Можно сделать вывод, что было бы более целесообразным с учетом мирового опыта и российских особенностей оставить за государством прямое влияние на книготорговые компании федераль-ного и регионального значения, за общественными организация-ми -- независимые предприятия и организации. При одном непос-редственном условии, что государственная политика -- функция государства, а более глубокое изучение интересов независимых субъектов книжного рынка и защита их интересов -- функция об-щественных организаций.

Глава 2. Формы книгораспространения.

2. 1. Оптовая торговля.

Оптовая книжная торговля имеет свою особую историю в книгоиздании. В советский период система оптовой книжной торговли действовала в рамках ее централизованного управле-ния: сверху -- от типографии и центрального опта, донизу -- в регион, областную книготорговую базу и книжный магазин. Примерно по такой же схеме ранжировались структуры книго-торговых предприятий «Академкниги» и «Военкниги».

Взаимодействие издателя с типографиями и книжной торгов-лей было прописано досконально, система ценообразования была жесткой, по прейскуранту определялись фиксированные по стране цены, а по дополнительным постановлениям утверж-дались скидки от номинала для каждого географического реги-она. Механизм книжной торговли поддерживал сам себя, при-нося стране за счет исключительно высоких тиражей изданий высокую прибыль при относительно низких ценах на книги.

Естественно, что рыночный механизм не мог выдержать та-кую монопольную конструкцию. Оптовая книжная торговля, насчитывающая к 1990 г. 16 центральных оптовых книготорго-вых баз и 75 книготорговых оптовых баз в регионах страны, с первых же шагов рынка стала давать сбои.

Причины этих сбоев очевидны:

-- первый удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговли и традиционной ее организации нанесли издатели центра, установив прямые договорные отно-шения с книжными магазинами; быстро продаваемые и прибыльные книги стали поступать напрямую в кни-готорговые залы розничных предприятий;

-- второй удар по финансовой системе оптовой книж-ной торговле нанесли развившиеся в первые годы ры-ночных экономических неурядиц неплатежи ее рознич-ных партнеров, которые окончательно подорвали дове-рие издательств к оптовикам старой системы и она ста-ла стремительно терять свои позиции на книжном рын-ке России. Колеева А. Проблемы и перспективы развития книгоиздания // Книжный бизнес.- 1995.- №28 - С. 5-7.

Рынок быстро прореагировал на нежизнеспособность старых схем оптового книгораспространения и стал выстраивать соб-ственные мобильные рыночные системы. Оптовая книжная тор-говля с 1990 по 1995 г. в ее традиционном исполнении потеряла до 90% от общего товарооборота книжной продукции.

Отметим в развитии оптовой книжной торговли России осо-бую роль «Центркниги» -- главного оптового звена в системе быв-шей ВГО «Союзкниги». Через эту книготорговую базу в 1990 г. проходило до 30% от товарооборота Мининформпечати РФ, то есть около 600 млн. экземпляров книг. Эта цифра превышает объем производства книг всеми издательствами России в 2000 г. Ныне товарооборот этой оптовой базы значительно ниже.

На рынке появились частные фир-мы оптовой книжной торговли, рассчитанные на обслуживание отдельных издательств или распространение специализирован-ных видов книжной продукции целого ряда издательств в основ-ном в густонаселенных регионах страны. Якимович Ю. Книга. Мир печати. Словарь справочник. -- М.: Дограф, 2001. - С. 147-148 Масштаб оптовой книжной торговли теперь таков, что круп-нейшие розничные книжные магазины России имеют товаро-оборот больший, чем подавляющая часть оптовых фирм. Фак-тически функции оптовой торговли книгами оказались распре-деленными между собственно оптовыми фирмами, издатель-ствами и самими розничными книготорговыми организациями.

Основные причины такого положения очевидны: во-первых, в книжной торговле нет достаточных капиталов, чтобы преодолеть имеющую место раздробленность; во-вторых, на данном этапе крупнейшие издательства считают, что выстроенные ими издательско-книготорговые структуры на рынке более конкурентоспо-собны и поэтому не стремятся оказать содействие развитию дру-гих конкурентных структур, даже на кооперативной основе; в-тре-тьих, все более привлекательным для самих книготорговцев ста-новится опыт западных книготорговых сетей, для развития кото-рого они уже начинают выделять средства и искать партнеров.

Образование оптовой книжной торговли издательств явилось их вынужденным шагом в ответ на неспособность государствен-ной оптовой системы справиться с задачами книжной торговли в становлении рыночных отношений в период 1990-1992 гг.

Первый шаг в этом направлении был сделан при выходе из-дательств на прямые договорные отношения с розничными кни-готорговыми предприятиями. В центре и регионах, когда речь шла о местных издательствах, это было сделать не трудно. Дру-гое дело -- отношения центральных издательств с региональной книжной торговлей. Причина была не только в том, чтобы просто убрать оптовика-посредника между издателем и розничной ' торговлей, но и в том, что на рынке появилась масса новых из-дателей, опыт посреднической торговли у которых просто не существовал.

Период 1990-1994 гг. можно отнести к периоду наиболее от-ветственному и рискованному в отношении между издателями и книготорговцами России. В это время вырабатывался опыт их взаимодействия и устанавливалось доверие или выявлялась не-обязательность сторон. Именно тогда появились книготорговые представительства центральных издательств в регионах и соот-ветственно региональных книготорговых предприятий в центре.

На местах издательства образовывали специальные склады для хранения и обработки производимых ими книг. По мере рас-ширения производства складская база ряда крупных изда-тельств развивалась, постепенно фактически превращаясь в оптовые книготорговые предприятия, обслуживающие дилер-ские сети в регионах. К числу таких складов, а фактически издательско-книготорговых объединений можно отнести соответ-ствующие образования издательств «ACT», «Просвещение», «Ар-мада», «Терра», «Русич», «Росмэн», «Аванта+».Электронный ресурс: http://www.compuart.ru/Article.asp?id=5337

Издательства, лидирующие по товарооборо-ту на российском книжном рынке, стали образовывать юриди-ческие лица -- клубы и книготорговые предприятия для обслу-живания отдельной группы издательств. Например, «Книжный клуб 36*6» -- для реализации литературы издательств «Вагриус» и ACT-Пресс, «РиС» -- для реализации специальной литературы ряда научно-технических издательств, «Университетская книга» -- для реализации литературы университетских издательств. Одновременно региональные книготорговые предприятия созда-ют свои представительства в центре, например «Топ-книга» в Мос-кве и С.-Петербурге для обслуживания крупной оптовой фирмы в Новосибирске и сети книжных магазинов.

Издательско-книготорговые фирмы в 2000 году занимали по величине товарооборота в оптовой книготорговле доминирую-щее положение. Однако признать такого рода структуры в каче-стве модели, определяющей российскую книжную торговлю и устойчивой на ближайшую перспективу, достаточных оснований нет. Созданные для решения част-ных задач конкретных издательств или отдельных издательских групп, они, для того чтобы выжить в рынке, вынуждены будут наращивать свой ассортимент или специализироваться на оп-ределенных группах ассортимента, вступая в острую конкурен-цию с многочисленными фирмами-близнецами, предлагающи-ми один и тот же ассортимент.

В свою очередь, наращивание ассортимента в издательско-книготорговых объединениях неизбежно будет толкать их к об-разованию книготорговых предприятий, обслуживающих по единым схемам всех своих партнеров. Есть и другой сценарий их развития: создание собственных книготорговых сетей и вы-ход с ними за пределы центра, в регионы. Такого рода развитие событий уже происходит. Так, издательско-книготорговое объе-динение «Инфра-М» образовало и развивает свою собственную сеть книжных магазинов, обслуживаемую специализированной оптовой фирмой «Мастер-книга». Есенькина Б. Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. -- С. 65-67.

Определяющую роль в организации оптовой книжной торговли, играют такие факторы, как предоставление издательствам дополнительных услуг в предпродажной подготовке книг, оперативности в обслуживании покупателей поступа-ющими на рынок новыми книгами, стабильности, регулярной и прозрачной финансовой отчетности, согласованной политики в области ценообразования. Кроме того, имеются и другие условия, без которых оптовая книжная торговля не может получить должного уровня разви-тия. К их числу следует отнести отсутствие в российском книж-ном рынке единого информационного пространства и, что очень важно, готовности самих издательств давать рынку опережаю-щую информацию о своих изданиях.

Оптовая книжная торговля как посредник находится в сере-дине звена «издатель --оптовик --розничный книготорговец». Поэтому для нее является недостаточным удовлетворение тре-бований только одной стороны -- издательств. Оптовая книж-ная торговля находится также и под прессом требований роз-ничной книжной торговли, у которой тоже есть к оптовым пред-приятиям свои требования:

-- широкого ассортимента;

-- предпродажной подготовки книг;

-- оперативности в поставках;

-- приемлемости в наценках (скидках).

Кроме того, устойчивость оптового зве-на на рынке жестко зависит от широты ассортимента книг, пред-лагаемых оптовыми предприятиями рознице.

Во Владивостоке каждую субботу и воскресенье в ДКЖД собирается книжная ярмарка (так называемая "школьная"), на которой большинство из частных оптови-ков Приморья представляет полученную из издательств литературу - и предлагает ее покупателям по договорным ценам. Кузмина Н. И. «Печатный двор- 2002» глазами организаторов // Печатный двор ДВ России.-2003. - №3. - С.3-11.

В апреле этого года в городе открылся новый магазин «Топ-книги» формата «Литера», предназначенный в основном для мелких оптовиков. Владивосток стал двадцатым городом в России, где «Топ-книга» открыла магазин подобного формата. В магазинах этого формата компания реализует политику низких цен, скидки могут достигать 45% при достаточно высокой общей стоимости покупки, что выгодно и оптовикам, и компании - так как повышается оборачиваемость продукции. Сетевой ресурс http://news.vl.ru/biznes/2007/04/24/litera/

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.