b>Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвину-лось на первое место.Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож-ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда-вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансля-ционных линий или космической спутниковой связи). Этот сигнал од-новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра-фический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным кино-изображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте), с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цвето-передачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На эк-ране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.Как и на радио, на телевидении возможна организация оператив-ных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое вклю-чение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места собы-тия, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», по-скольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и за-действованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспе-чивает создание более прочных связей с аудиторией. Единство аудио-визуальных (звукозрительных) средств создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео-) передач, занимающих значительное место в структуре программ.Для журналиста телевидения важно учитывать особенности вос-приятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория теле-видения составляет миллионы, у экрана обычно собирается неболь-шая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может про-ходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характерис-тикам кино и театру -- видам искусства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом боль-ших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывает-ся иным, близким по типу к «митингу миллионов».Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информацион-ную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способно-стью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного под-хода к составлению программ.Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специ-фичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее -- это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор-мацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное -- звуковое и словесное -- повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како-му-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак-тивно развивающийся четвертый тип каналов информации -- всемир-ная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -«сетевещание», сайты («странич-ки») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержа-ние и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компь-ютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение ин-формации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации, учесть которые также полезно журналистам.Значение для массовой аудитории информации, поступающей по глобальным компьютерным сетям типа «Интернет» пока недостаточно ясно. Большая часть нашей аудитории еще не имеет возможности вы-ходить в «Интернет». Пользующиеся же его возможностями чаще все-го только настраиваются на получение информации, «прикидывают» на себя его возможности, вырабатывают свое отношение к нему как каналу массовой информации. Но уже есть и «фанаты», на которых «Интернет» действует как своего рода информационный наркотик. Аудитория.Понятие, характеристики.Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные обществен-ные группы в определенной системе отношений -- отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассмат-риваются и в более широкой системе социальных отношений. Этимологически понятие «аудитория» связано с представле-нием о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно тол-куется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории.На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» -- понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъ-ектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за ко-торыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназна-чена эта информация, -- с другой. Так складываются функцио-нальные отношения между участниками--издателем, журна-листом, аудиторией.С другой стороны, система массовой информации и пропаган-ды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ-ных общностей) с личностью.Средства массовой информации апеллируют к личности в со-вокупности её социальных ролей--как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народно-хозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой ин-формации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому журналистика, ее практичес-кие задачи оказались так близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей, науке, которую «отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, вопло-щающий в себе некоторые социально-типичные черты».Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех-- на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные от-делы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют мате-риалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информацион-ные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории--важнейшая задача практического програм-мирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать понятие аудитории.В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства--соответственно на все на-селение того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп-ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа-ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо-собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.Данные ряда исследований позволяют предположить, что ста-тистическая граница аудитории и не аудитории (реальной ауди-тории и не аудитории) ежедневных газет, радио и телевидения пролегает между следующими мерами регулярности обращения «несколько раз в неделю» и «один раз в неделю» (т.е. если уж люди пользуются данным средством массовой информации, то делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИП. Причем такие пока-затели следует рассматривать как базовые или как условие для достижения всех других, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией, и прежде всего аудиторией расчетной.Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен-циации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо-бый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко-торой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая -- для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито-рии, есть «свой» особый читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда -- те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ -- устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, про-изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что и позволяет выделять в ней при исследовании разные группы.Отношение аудитории к СМИ. Функциональные отношения между участниками процесса массовой информации реализуются во множестве частных связей (отношений). Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовой информации. Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв-ляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другими участниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников инфор-мации, письменные и устные контакты с «журналистом» и «издателем». Ко вторым -- интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|