p align="left">Практика показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любой новостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В "Новостях Афонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортер должен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет. Одной из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных" репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки. Репортер должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки, главное качество репортера. ОПЕРАТОР На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемок репортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие можно снять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего с трибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологический фон сюжета в целом. Однако основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаются друг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места события, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем кто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения "репортажности" съемок, для того, чтобы показать ситуацию изнутри. Время от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снять его с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со сложностью настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь с пятой попытки. Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практически все операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций. На Центральном телевидении обязательной считается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы новостей. Главные качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать в объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение. РЕЖИССЕР Оформление видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "Новостях Афонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера - управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет это материальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС". На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творчески работать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте. При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколько профессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС" можно привести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общего плана ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться. Ни одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом году программа "ИКС" в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетов улучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться. Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу в эфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператора и звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении перед главным редактором. Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета при монтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную группу. Заключение. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ (1) Все три новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС", "Новости Афонтово" и "Новости ТВК" имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждой программы подробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможности и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой программы обусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных политических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития. (2) Ограниченность информационного пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах одних и тех же тем и событий. (3) При подаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС" предпочитают давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово" сознательно отказываются от этого. (4) Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы тележурналистики, например, пересказывая видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной в сюжетах информации. (5) Все местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть информаторов. Это вызывает появление в эфире практически одинаковых по содержанию сюжетов. (6) Если рассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколько главных проблем каждой. У программы "ИКС" - не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организация программы, отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком малое использование возможностей компьютера. В "Новостях ТВК" основные проблемы - это определенная вторичность в использовании программного оформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы. Проблемами "Новостей Афонтово" являются: недостаточно профессиональная репортерская работа, вызывающая нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое количество рекламы в выпуске. (7) Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей заняла определенную нишу в системе телевидения и имеет своего зрителя, а также желание и возможности для дальнейшего прогресса. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ, 1987г. - 238с. 2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.: М., "Прогресс", 1990. - 325с. 3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. 63с. 4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси, "Ганатлеба", 1989г. - 627с. 5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.", 1986. - 336с. 6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание", 1987. - 214с. 7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., "Знание", 1982г. - 184с. 8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. - 312с. 9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста", М., 1977г. 10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с. 11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.: Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с. 12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука", 1988г. - 178с. 13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука", 1989. - 436с. 14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание", 1983г. - 216с. 15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. - 86с. 16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М., "Знание", 1986г. - 286с. 17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. - 237с. 18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс", 1987г. - 228с. 19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М., "Знание", 1976г. - 284с. 20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М., "Знание", 1990г. - 61с. 21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., "Наука", 1983г. - 370с. 22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое время", 1988г., № 11. 23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p. 24. Orlik Peter B. The Electronic Media: An Introduction To The Profession.: Boston, Allyn & Bacon, 1992. - 491p. 25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 1992. - 460p. 26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 437p. Приложение 1 ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА. 1. Что такое телевизионные новости? 2. В чем суть информационной программы? 3. Должна ли информационная программа освещать все события, о которых узнает? 4. Что главное: новость или ее оценка? 5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями? 6. Что меняет конкуренция? 7. Какова концепция вашей программы? 8. Оценка конкурентов. 9. Роль оператора в сюжете. 10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные новости? 11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания? 12.Роль "видео" в восприятии новостей. 13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя? 14. Как делается верстка выпуска? 15.На какого зрителя ориентируется ваша программа? 16.Каково соотношение "видео" и текста в вашей программе?* 17.Отношение к универсальности репортера. 18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера? 19.Какими должны быть качества репортера? 20.Какова роль ведущего в информационной программе? 21.Пожелания начинающим тележурналистам. Приложение 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ: КРАТКИЙ СЛОВАРЬ Как и у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническая неразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока иностранных слов (в основном, английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных понятий. Словарь разбит на 3 части: 1) обозначения людей, работающих на телевидении; 2) обозначения аппаратуры; 3) понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности тележурналистов. 1. Люди, работающие на телевидении. ВЕДУЩИЙ - человек, который во время эфира программы читает из студии устные информации и представляет сюжеты. Отличается от диктора тем, что непосредственно принимает участие в создании программы. ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный редактор) - ответственный за выпуск, координирующий действия репортеров, операторов, режиссеров, водителей и др. ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит за правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за их очередностью. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор (телекомпании). ДИКТОР - человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию. ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек, который обеспечивает правильность наложения звукоряда на видеоряд. МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует и "склеивает" сюжеты. ОПЕРАТОР - человек, который работает с кино- и видеокамерой. РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы. РЕПОРТЕР - человек, который собирает новости и работает в штате телекомпании. СВЕТ - осветитель. СТРИНГЕР - то же, что и репортер, но не работает в штате телекомпании. ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей. ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор. 2. Обозначения аппаратуры. БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура стандарта BETACAM (англ.). ВОСЬМЕРКА (мартышка)- компакт-камера стандарта Video-8. ВХС - любительская видеоаппаратура стандарта VHS (Video Home System). МОНТАЖКА - монтажная линейка. ПТС - передвижная телевизионная студия. ПУШКА - встроенный в камеру микрофон. СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic M7000. СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее часто используется в красноярских программах новостей. ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из видеокамеры и видеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности. ТРОЙКА видеокамера стандарта VHS Panasonic M3000. 3. Понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности тележурналистов. В/К - информация, которую читает в кадре диктор или ведущий. ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону. ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы в эфир. ЗАСТАВКА - фирменный знак программы, как правило, начинает выпуск. З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета. КАРТИНКА - видеоизображение. КОДА - графически оформленное окончание программы. НАКОЛКА - 1. непроверенная информация. 2. информация, полученная от информированного источника. ОБОИ - нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие люди, проезжающие машины и т.д.) ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста журналиста. ОТБИВКА - короткая заставка (см.), ставится после сюжета. ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в определенном порядке "склеить" видеоряд. ОТСМОТРЕТЬ - просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал. ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет. ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка (см.), ставится между сюжетами. ПОДВОДКА - устная информация, произносимая ведущим, которая логически подводит к сюжету. СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда, эффект прямого говорения; интервью. СТУДИЯ - место, откуда происходит вещание. ТИТРЫ - надпись на экране. УСТНАЯ - устная информация. ШАПКА - то же, что и заставка (см.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|