- ввоз и пересылка валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их
вывоз и пересылка из Российской Федерации;
- осуществление международных денежных переводов.
Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей:
иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы
- чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации,
другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные
драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.
Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа
иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в
соответствии со статьей 1 Закона также относятся к валютным операциям.
Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении
валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких
операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ,
услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства,
которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между
резидентами и нерезидентами.
1. В соответствии с Основными положениями (раздел II, пункт 1) расчеты
между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами
могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в
рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное
не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех
случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на
территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной
территории, расчеты между ними также производятся или в свободно
конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о
регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок
расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования
и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
2. При проведении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте следует
помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся
на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках
действующего законодательства), и валютные операции, связанные с
движением капитала, на проведение которых требуется специальное
разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и
операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в
пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.
3. Нарушением валютного законодательства Российской Федерации является
проведение расчетов с нерезидентами за поставку на экспорт продукции
(работ, услуг) в сроки, превышающие 180 дней, без разрешения Центрального
банка РФ. При этом следует иметь в виду, что отсчет 180 дней согласно
пункту 2 (подпункт «б») раздела II Основных положений начинается от даты
отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же
отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается
дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе,
или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о
погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В
случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из
разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и
одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного
документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180
дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1
Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то
операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1
Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и
соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По
работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического
оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела
II Основных положений это правило распространяется также на экспортные
поставки по консигнационным соглашениям (подпункт «в»), на бартерные,
товарообменные и компенсационные сделки (подпункт «г»), при которых 180
дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки
контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт «г»), при которых
180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего
последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в
контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением
об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов
валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом
Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться
резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской
Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до
таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом
выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка
России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления
экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может
превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в
том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней
от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с
даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и
соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России.
Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения
ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут
переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на
валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в
счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию
(таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза
(таможенного оформления) до даты платежа. При импорте работ или услуг
перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока,
прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом
на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то
импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в
срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что
за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением
капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК
России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от
экспорта товаров» указано, что в случае, если по контракту
предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180
календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и,
таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала,
экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение
валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку
обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому
при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по
которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до
подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность
образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного
партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной
Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола «О взаимодействии
МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении
экспортного и валютного контроля» от 22.07.94 г. экспортеру следует
обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения
обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая
произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он
должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В
таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение
операций, связанных с движением капитала.
4. Резидент получил от нерезидента аванс под поставку экспортной продукции,
выполнение работ или оказание услуг. А затем по причине неисполнения
своих контрактных обязательств возвратил аванс и уплатил проценты. В этом
случае на перечисление процентов нужно заранее получить разрешение
Центрального банка РФ, так как Основными положениями уплата процентов при
возврате авансов прямо отнесена к числу операций, требующих разрешения
Центрального банка РФ. В перечне текущих валютных операций, который
приведен в пункте 9 статьи 1 Закона, эта операция также не содержится.
При осуществлении расчетов по внешнеэкономической деятельности с
нерезидентами возникают параллельно расчеты между резидентами, связанные
с внешнеэкономическими операциями.
5. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами.
Основные положения (раздел III) допускают использование иностранной
валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между
юридическими лицами-резидентами в следующих случаях: между экспортерами и
транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги
этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят
в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами
и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по
доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные
станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки
грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде
международных каналов связи для российских предприятий и организаций,
если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций
осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и
субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки,
остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного
вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с
иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей
импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических
посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были
предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате
комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими
организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов
банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были
предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате
комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия
расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и
погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте;
при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке. Согласно пункту 8 раздела II Инструкции ЦБ РФ
от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями,
объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные
банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации», утвержденной приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 02-104А (ред. от
17.07.97 г.), предприятия, в том числе посреднические, могут оплачивать в
иностранной валюте экспортные таможенные пошлины и таможенные процедуры;
посреднические организации могут производить расчеты в иностранной валюте
с поставщиками экспортной продукции в пределах причитающихся им сумм и с
заказчиками импортных товаров по суммам, предназначенным для оплаты
импорта, на основании заключенных с предприятиями-поставщиками и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|